История с ошибочным долгом за свет у ветерана труда под Челябинском оказалась не единственной. В комментариях к материалу читатели 74.RU описали похожие ситуации — после установки нового счетчика квитанции начали приходить с непривычно большими суммами. За неуплату долга им, как и героине нашего материала, грозили отключением электроэнергии.
Чтобы подготовить инструкцию для жителей частного сектора (именно от них поступили жалобы на некорректные начисления), мы сделали запрос в крупную сетевую компанию и гарантирующему поставщику. «Россети Урал» отвечают за установку и обслуживание счетчиков, а «Уралэнергосбыт» — за конечные цифры в квитанциях.
- Зачем устанавливают новые счетчики и в чем их отличие от прежних
- Как устанавливается умный счетчик?
- Как новый счетчик вводят в эксплуатацию
- Как передавать показания и что делать со старым счетчиком
- Что если в квитанции образовался долг
- К кому обращаться по поводу новых счетчиков и начисления платежей
Зачем устанавливают новые счетчики и в чем их отличие от прежних
С 1 января 2022 года энергетиков по всей России обязали устанавливать жителям только «интеллектуальные» приборы учета. В многоквартирных домах этим занимается гарантирующий поставщик — «Уралэнергосбыт», в частном секторе, дачных и садовых товариществах — сетевые организации. Для индивидуальных домов чаще всего прибор размещают на ближайшем столбе — таким образом у сетевиков есть возможность доступа к оборудованию (нет необходимости заходить на территорию дома). И что более важно — в случае вмешательства в работу счетчика (вскрытие, попытка скрутить показания) сообщение об этом моментально поступит на сервер сетевой организации. Для потребителя главный (декларируемый) плюс — точность начислений и автоматическая передача показаний.
Как устанавливается умный счетчик?
Заменяют простые приборы учета постепенно — когда у них истекает межповерочный интервал либо раньше — в случае поломки. За последние три года специалисты филиала «Россети Урал» — «Челябэнерго» установил на Южном Урале более 50 тысяч умных счетчиков. В Сосновском районе, по данным организации, таких приборов учета уже 80%. Но четких планов по оборудованию умными счетчиками всех частных домов в Челябинской области нет.
Поскольку счетчик монтируют на столбе, а не внутри дома, уведомление собственника для монтажных работ закон не требует.
Как новый счетчик вводят в эксплуатацию
А вот допуск смонтированных приборов учета должен проходить в присутствии потребителя. Владельца дома должны уведомить о дате и времени приемки нового счетчика и выдать акт опломбировки. Впрочем, закон позволят делать это и в одностороннем порядке, если соблюден надлежащий порядок уведомления.
— В случае неявки клиента на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию процедура осуществляется без присутствия клиента, удаленный дисплей хранится в районе электрических сетей (РЭС) и выдается по первому обращению, — объяснили в «Челябэнерго».
Удаленный дисплей — это пульт от нового счетчика, на котором потребитель может отслеживать энергопотребление.
Как передавать показания и что делать со старым счетчиком
После допуска в эксплуатацию нового прибора учета он считается интегрированным в систему дистанционного сбора данных. С этого момента показания в автоматическом режиме передаются в адрес гарантирующего поставщика электроэнергии. Самостоятельно передавать показания уже не нужно, но сравнить показатели старого и нового счетчика стоит, например за первый месяц работы нового счетчика. Если счетчик на столбе показал необычно большой расход электроэнергии — это повод обратиться в сетевую организацию.
Передача показаний со старого счетчика может привести к «задвоению» начислений и долгу за свет.
Что если в квитанции образовался долг
В этом случае в «Уралэнергосбыте» советуют внимательно изучить информационный блок «Показания индивидуальных приборов учета» в документе, а также сравнить номера счетчиков.
— Часто после установки прибора учета на опоре жители частного сектора продолжают передавать показания с домашнего счетчика, хотя он уже является нерасчетным. Поэтому показания не попадают в квитанцию. В этом же информационном блоке можно сравнить номер прибора учета, по которому производится расчет. Если он не совпадает с номером вашего счетчика, то это сигнал обратиться за разъяснениями в компанию, — сказали в «Уралэнергосбыте».
К кому обращаться по поводу новых счетчиков и начисления платежей
«Россети Урал»
По единому номеру 8 800 220-02-20 (звонок по России бесплатный), в мессенджере Telegram по номеру +7 912 290-12-20. На сайте электросетевой компании Rosseti-ural.ru работает интернет-приемная.
«Уралэнергосбыт»
Получить консультацию можно по телефону центра поддержки клиентов (351) 222-25-00, в интернет-приемной на сайте Uralsbyt.ru, в чатах ЕРЦ УЭС в «Вайбере», «Телеграме», во «ВКонтакте» или в местах видеоконсультирования.