RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

южн.

747мм 86%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Мой дом проблема «Возомнил себя царьком». В элитном поселке под Челябинском хозяин земли перекрыл дорогу, соседи в бешенстве

«Возомнил себя царьком». В элитном поселке под Челябинском хозяин земли перекрыл дорогу, соседи в бешенстве

Мы пообщались со всеми участниками конфликта и задали вопросы властям

На улице, ведущей к берегу Шершней, сначала появился шлагбаум на въезде, а затем забор с другой стороны

— Вы же журналисты? Нам очень нужна ваша помощь, — подходит к нам человек в деловом костюме, увидев, что мы снимаем перекрытую улицу.

— Вы где живете, далеко?

— Да нет, вон, — показывает он рукой на коттедж ближе к берегу Шершней. — Из-за этого... мои дети сейчас после школы с маршрутки вынуждены все это обходить. Если бы я знал, что он начнет так «исполнять», я бы купил себе дом в другом месте. А сейчас…

Установка забора посреди улицы не на шутку взволновала соседей. Запретить проезд решил житель Западного. Он одним из первых построил дом в этой части поселка, обустроил дорогу — часть полотна проходит по его земле. Когда соседей стало больше, поставил шлагбаум, но доступ был у всех собственников. В конце мая он внезапно решил огородить свой участок дороги и даже залил на нем фундамент. Теперь остальные жители вынуждены делать крюк до своих домов. А двум семьям особенно «повезло» — новый забор проходит вплотную к их участкам и закрывает проезд к ним. Позиции всех сторон конфликта, а также комментарий юриста — в материале 74.RU.

Слишком близкое соседство

В редакцию обратились двое жителей поселка Западный — Юлия и Валерий. Их участки расположены по обе стороны от перекрытой дороги. Забор, который установил сосед, проходит вплотную к их земле.

Поселок Западный — новая «челябинская Рублевка», расположен между поселком «Холмс» и гольф-комплексом. Редкий дом здесь стоит меньше 5–7 миллионов, а в продаже на сайтах объявлений встречаются варианты и по 40, по 70 миллионов рублей. До берега Шершней — пять минут пешком, а до центра города — 10–15 минут на машине. За последний год, говорят жители, цены на землю здесь взлетели до небес и доходят до миллиона рублей за сотку. Поселок Западный входит в Кременкульское сельское поселение.

У Юлии в Западном построены дом и гараж. Соседский забор разделил ее участок надвое, а вместо въезда во двор теперь чужой фундамент
С другой стороны — перекрытый новым забором участок Валерия

Еще месяц назад мы бы добрались до участков Юлии и Валерия по широкой дороге, но сейчас приходится ехать в объезд и пролазить на их владения через кучи земли.

— Недели три назад наш сосед подошел к моему мужу и сказал: «Это мои земли ИЖС, и я здесь буду строить гаражи», — вспоминает Юлия. — Он у него переспросил, где именно. Тот ответил, что прямо на дороге. Муж ему напомнил, что у нас же здесь ворота и парковка, может же он нам оставить хотя бы четыре метра, чтобы мы заезжали. Он ответил: «Посмотрим».

Через несколько дней к окнам дома Юлии приехала техника: сначала рабочие убрали грунт, потом начали вбивать столбики под забор.

Возможности привычного въезда соседям не оставили, сразу после установки забора владелец участка под дорогой начал заливать фундамент.

На участке у Валерия через дорогу — аналогичные проблемы. Новый забор идет углом и закрывает ему въезд. В отличие от Юлии, у Валерия на участке пока нет капитальных построек — только огород и старая бытовка. Но он настроен более воинственно — несколько раз вызывал на место полицию, чтобы участковый зафиксировал начало возведения забора.

При этом соседи не оспаривают, что перекрытый участок дороги с фундаментом — в частной собственности. Но у владельца есть ограничения по использованию этой земли, считает Валерий:

— Нарушаются Градостроительный кодекс и мои конституционные права. То, что он мотивирует [свои действия] тем, что это его собственность, не имеет никакого значения. Объясняю: чтобы продать эти участки [нам], должны были быть и участки под дорогу. И эти участки с этого момента являются обремененными, для общего пользования неограниченного числа лиц. При этом она может быть в его собственности. Какой механизм — если человек не отдает дорогу в муниципалитет, он полностью несет за нее ответственность, а плату за проезд взимать не может. Ему становится невыгодно, поэтому он рано или поздно от нее отказывается [в пользу муниципалитета].

Юлия и Валерий готовы судиться с соседом
Соседи оперируют понятием «красных линий» — новый фундамент расположен слишком близко к границам их участков. Они убеждены, что это незаконная постройка

Владельцы домов, которые построены в стороне от перекрытия, тоже недовольны — они пользовались дорогой, а теперь вынуждены искать объезд. Альтернативная дорога уже перекрытой, с ухабинами и проходит прямо по заброшенному полю. Да и проблема с перекрытием в теории может повториться — часть и этого проезда находится в частной собственности. К нам на разговор вышел еще один житель Западного Илья — он как раз владеет частью альтернативной дороги, но перекрывать ее у него в мыслях никогда не было.

— Мы хотим сейчас вызвать сюда пожарных, чтобы они проверили, соответствует ли оставленный проезд нормативам. Потому что большие машины, грузовые с прицепами, здесь не проходят, — говорит житель Западного. — А если пожар случится? И второй вопрос — у меня тоже по участку проходит дорога. У меня пока нет времени заниматься тем, чтобы передать ее в муниципалитет. Давайте я поставлю сейчас забор там? Это же моя дорога, что хочу то и ворочу. Перепрыгивайте! Но я не буду этого делать, я со временем передам их [участки] в муниципалитет. А он... Я не хочу наговаривать, но возомнил себя царьком. И люди все в шоке.

У Ильи в собственности участок под дорогой, но перекрывать его он не хочет
Так выглядит альтернативная дорога к домам. Жители считают ее небезопасной, да и она гораздо длиннее прежней

«У меня обостренное чувство справедливости»

Установивший забор житель Западного озвучил свою позицию по просьбе 74.RU. Он предложил прогуляться вглубь застроенной территории этой части поселка — по улице Неоновой, а заодно показал план планировки территории, который был разработан до массовой застройки. На листе бумаги 80 домов, расположенных ровными рядами, три улицы уходят до берега Шершней, еще есть несколько перпендикулярных проездов. В реальности же все иначе, и виноватыми он считает других собственников участков, которые гектарами скупали здесь землю.

— У меня обостренное чувство справедливости. Я когда начинал здесь только все делать, я по сути благоустраивал свою территорию. Делал подъезд к себе. Потом появились другие собственники. Все ездили здесь [рядом с моим домом]. Я им говорю: «Ребят, вопросов нет, но это временно. Мне денег не надо, пожалуйста, проезжайте. Но делайте там себе тоже подъездные пути», — говорит собственник земли. — Они выкупают здесь землю большими квадратами. Зачем им участки продавать под дорогу? Они их межуют и ставят там дома. И участок, где должны были пройти улица Краевая и дорога, уходит под застройку. Что я должен делать?

Казалось бы, решением проблемы стал шлагбаум, который владелец части дороги установил на въезде в 2018 году. На конструкцию скидывались все собственники участков. Тогда их было порядка 10 человек, сейчас вдвое больше. Такой пропускной режим устраивал всех, а собственник планировал передать свой участок под дорогой муниципалитету. Но почему-то не сделал этого, а, напротив, примежевал к участку с домом землю под дорогой.

— В рамках своих земельных участков я могу делать перераспределение. Планы поменялись, теперь я хочу построить здесь второстепенное сооружение. Я ничьи права не нарушил, доступ ко всем участкам есть. У Валерия есть восемь метров [для въезда], у Юлии целый фасад дома [выходит на дорогу], но они мне ответили: «Нет, мы будем ездить по этой дороге, мы будем с вами судиться».

Этой дорогой пользовались около 20 семей, теперь все добираются до домов в объезд

— У вас была возможность оставить эту дорогу? — спрашиваем мы.

— Конечно, была. Если бы было нормальное отношение ко мне. Но это не дорога, это благоустроенная территория. Я им предложил частный сервитут, но они все уперлись, сказали: «Мы у тебя заберем», — цитирует соседей владелец земли, установивший забор. — У нас что, 90-е годы?

Что говорит юрист

Отсутствие нормальной градостроительной документации, а следовательно официально оформленных дорог и других важных моментов — боль многих поселков в Челябинске и пригороде, говорит адвокат Юлия Пикельная. Многие из них образовались на месте бывших совхозов, и земля распределялась в виде паев — большими квадратами без какой-либо планировки и четких границ. Возможно, в этой части Западного произошло так же.

Что касается участка, на котором местный житель поставил забор и преградил проезд, по документам он имеет статус ИЖС. Чтобы сделать на нем дорогу, нужно, чтобы часть под дорогой была учтена как земли общего пользования.

— Точно сказать, что является причиной сложившейся ситуации, возможно только после ознакомления со всеми документами. Могу предположить, что увеличение одного из участков за счет присоединения дороги стало возможно в силу того, что участок, на котором фактически располагается проезд, как дорога учтен не был, — полагает Пикельная. — Законодательство содержит запрет на передачу в частную собственность земель общего пользования, занятого дорогами, проездами, автомобильными дорогами, площадями, скверами (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

В этой ситуации участок имеет вид разрешенного использования «для ИЖС» и находиться в частной собственности он, конечно же, может, полагает эксперт. В этом случае соседям придется судиться с собственником части дороги. Решение суда будет зависеть от того, насколько нарушены права соседей на доступ к своей собственности.

— Мне известны судебные акты, которыми прекращалось право собственности на участки, фактически являющиеся проездами и находившиеся в частной собственности и при отсутствии препятствий к доступу собственникам рядом расположенных участков. В случае, если доступ невозможен или серьезно затруднен, то перспективы удовлетворения требований высоки. Но в любом случае понадобится судебная экспертиза по делу, которая позволит установить все имеющиеся юридически значимые обстоятельства, — подытожила Юлия Пикельная.

Мы направили главе Кременкульского сельского поселения Александру Глинкину вопрос, почему в Западном остаются такие места, где есть много коттеджей, но нет дорог. Ответ опубликуем после получения.

Во многом схожая ситуация возникла в другом престижном поселке в Сосновском районе — Родном. В мае этого года после нескольких лет тяжб и споров приставы демонтировали шлагбаум на въезде в него. И вот как объяснил ситуацию председатель товарищества собственников недвижимости.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE13
Смех
HAPPY21
Удивление
SURPRISED9
Гнев
ANGRY34
Печаль
SAD7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
315
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления