Сезонные отключения горячей воды в Челябинске в 2024 году вышли далеко за рамки привычных опрессовок: кое-где «временные неудобства» тянутся уже много недель и официально продлены до конца лета. Мэрия пытается через журналистов донести до челябинцев призыв «ещё немного потерпеть», но и среди представителей СМИ есть те, кто уже измучен постоянным холодом. Например, наш корреспондент Дарья Милославская не может дождаться горячей воды с начала июля. Почему так происходит — приводим мнение Дарьи от первого лица.
Я оказалась среди тех, кому «посчастливилось» лично прочувствовать капитальные проблемы челябинской коммуналки: почти сразу после завершения плановой опрессовки 18 июня — 2 июля (на деле подача тёпленькой затянулась до 5 июля) горячая вода исчезла снова. Управляющая компания «ЖЭУ-10» сообщила, что отключение продлится с 10 по 25 июля. Затем — до 31 июля. До 5 августа. До 12 августа. До 27 августа... Тем временем на дворе уже далеко не жарко, и постоянно плескаться в холодной воде становится с каждым днём всё противнее. Кроме того, теплосети — это не только горячая вода, но и отопление. Что, если нечто подобное повторится зимой, в 30-градусный мороз?
Внеплановые отключения горячей воды в моём квадрате брежневок на Горького случались и в прошлые сезоны, но длились относительно недолго, максимум — неделю. То же самое отмечают жильцы множества микрорайонов по всему городу: необычно долгий ремонт повреждённых теплосетей идёт на улицах Братьев Кашириных и Чичерина, Героев Танкограда и Мамина, Дзержинского и Барбюса, Вязовой, Российской, Кудрявцева — список можно продолжать и продолжать.
При этом я своими глазами смогла увидеть работающий МУП только на прошлой неделе, через 40 дней после аварии: тогда же стартовали раскопки на участке во дворе, который удостаивается внимания ремонтников из года в год. Некоторые дома, жителям которых сообщают о «проводимых работах», остаются без внимания до сих пор.
В чём же дело? Буквально на днях в мэрии поделились с журналистами причиной. «Наращивать темпы» ремонта, по словам представителей администрации, мешает отсутствие рабочих рук.
— Мы получаем жалобы от жителей о том, что затягиваются сроки ремонтов и, как следствие, возобновление подачи горячей воды в жилые дома. К сожалению, основной причиной данного вопроса является кадровый дефицит на нашем предприятии. На текущий момент у нас не хватает порядка 50% ремонтного персонала: слесарей и сварщиков. На рынке труда сложилась такая ситуация, что рабочие выбирают коммерческие предприятия и организации. Но мы прикладываем все усилия для того, чтобы максимально минимизировать сроки отключения потребителей, — цитирует пресс-служба мэрии технического директора МУП ЧКТС Ивана Величенко.
После этого сообщения я решила поинтересоваться у МУПовцев в собственном дворе, сколько они зарабатывают и довольны ли своей зарплатой. Мужчины, курившие возле грузовика с техникой, на контакт не шли:
— Нормально. Всем доволен, всё зашибись, — мрачно ответил один из них, самый молодой.
Мужички постарше с улыбкой молчали и кивали на мастера, который обследовал территорию чуть в стороне. Начальник в самом деле оказался разговорчивее и рассказал, какие условия предлагает предприятие:
— Понятно, что в коммерции люди больше зарабатывают: я мастер, получаю 60, рабочие — 40. Мы аварийная служба, график сменный, по 12 часов.
Мастер подтверждает также, что МУПу нужны в основном слесари и сварщики. То есть речь идёт о квалифицированных рабочих, которые где-то учились, получали разряд. Удовлетворит ли их уровень муниципальных зарплат?
Откроем любой сайт для поиска работы в Челябинске: диапазон зарплат слесаря (если работодатель её озвучивает) стартует от 50 тысяч рублей, в среднем колеблется около 70 тысяч. Сварщик-ученик на коммерческом предприятии может получать от 35 тысяч рублей, вахтовики и рабочие оборонных предприятий — больше 100 тысяч рублей, а вот государственные учреждения, которые тоже активно ищут таких рабочих, предлагают от 20 (!!!) тысяч рублей за 40-часовую рабочую неделю.
Не будем забывать и ещё об одной сфере, в которую уходит всё больше работоспособных мужчин: с учётом всех федеральных и региональных надбавок одна только выплата при подписании контракта на СВО для южноуральцев уже достигла 1,2 миллиона рублей, а ежемесячно в зоне боевых действий контрактник будет зарабатывать в пять раз больше, чем слесарь, возвращающий тепло в дома челябинцев.
Остается надеяться, что ЖКХ тоже станет когда-нибудь приоритетной отраслью. В противном случае ни МУПам, ни жителям города не останется ничего, кроме жалоб и ожидания.
А у вас дали горячую воду после опрессовки?