В Коркино 22 января начался процесс по делу о смерти 67-летней заведующей лабораторией Тимофеевского карьера Антонины Жуковой, отравившейся угарным газом. На скамье подсудимых — гендиректор «Челябинской угольной компании» (ЧУК) Валерий Кальянов, его зам по охране труда Татьяна Тукачева и главный инженер Михаил Кислый. Их обвиняют в нарушении правил безопасности при ведении работ, повлекшем по неосторожности гибель человека.
— Во время первого судебного заседания огласили обвинительное заключение. Оно очень большое — более 250 листов, — сообщила 74.ru консультант коркинского горсуда Любовь Швец. — Ходатайств от участников процесса пока не поступало. Согласно материалам дела, подсудимых обвиняют по части 2 статьи 216 УК в том, что они при проведении горных работ нарушили правила техники безопасности при ликвидации аварий. Исходя из обвинительного заключения, с апреля 2015 года по ноябрь 2016-го в соответствии с книгой регистрации эндогенных пожаров на территории Коркинского разреза действовало пять возгораний, в зоне которых находились выходы грузового ствола шахты. Подсудимые в силу занимаемых ими должностей знали, что продукты горения выходят на поверхность и несут негативные последствия для работников.
Антонина Журавлёва заведовала лабораторией цеха по добыче и переработке щебня «Тимофеевского каменного карьера», расположенного в 50 метрах от Коркинского разреза. Помещение, в котором она работала, предприятие арендовало у «Челябинской угольной компании».
Смерть лаборанта расследовали больше двух лет. Тело женщины за рабочим столом утром 21 ноября 2016 года обнаружил её муж. По заключению медиков, она отравилась угарным газом, который скопился в лаборатории за выходные.
— Рабочее помещение мамы, как оказалось, было оборудовано с нарушением техники безопасности, отсутствовала вентиляция и датчики контроля воздуха, — рассказал сын погибшей Николай Жуков. — В тот день, так как мама не отвечала на звонки, папа почувствовал неладное и поехал к ней на работу. Обнаружил её уже мертвой. При попытке вытащить её он сам надышался газом и чуть не погиб. Через полторы недели у него отказали ноги, а ещё через три недели он оказался в больнице, где впал в кому и 11 января 2017 года умер.
Следователи СК выяснили, что под помещением лаборатории на глубине 10 метров проходит заброшенный 800-метровый тоннель, по которому раньше перевозили уголь из разреза в накопитель. В октябре 2016 года входы в него, расположенные недалеко от стен здания лаборатории, рабочие засыпали глиной. При этом руководство не убедилось в безопасности проводимых работ.
Уголовное дело сначала возбудили в отношении неустановленного лица. В феврале прошлого года Кемеровский центр стандартизации установил, что должностные инструкции и требования законодательства в «Челябинской угольной компании» нарушили шесть человек — гендиректор, его заместитель по охране труда, главный инженер, главный специалист по геодезическим съёмкам горных разработок (маркшейдер), главный геолог и начальник производства. По результатам проведённой экспертизы промышленной безопасности и следственных действий силовики пришли к выводу, что в смерти женщины виновны трое.
Именно гендиректор угольной компании, его зам по охране труда и главный инженер, по версии следствия, должны были обеспечить консервацию грузового ствола шахты после его вывода из эксплуатации. Но действенных мер, чтобы исключить поступление ядовитых газов и дыма в здание «раскомандровки» возле карьера, как считают следователи, они не приняли и более того — не предупредили о возможной опасности руководство «Тимофеевского каменного карьера».
— Им предъявили окончательное обвинение по части 2 статьи 216 УК (нарушении правил безопасности при ведении работ, повлекшем по неосторожности смерть человека). В конце ноября дело направлено прокурору и после утверждения обвинительного заключения передано в суд, — прокомментировал руководитель следственного отдела СК по Коркино Андрей Михалёв.
Зампрокурора Коркино Павел Семёнов уточнил 74.ru, что подсудимые полностью отрицают свою вину.
— В следующем заседании в суде будут допрошены свидетели обвинения, — прокомментировал Павел Семёнов. — Потерпевшим по делу признан сын женщины. В рамках процесса он заявил гражданский иск к подсудимым на 1,3 миллиона рублей.
В марте прошлого года коркинский суд уже рассматривал иск Николая Жукова к «Челябинской угольной компанией» и «Тимофеевскому каменному карьеру». Сын погибшей женщины-лаборанта требовал взыскать с предприятий в качестве моральной компенсации за смерть матери по миллиону рублей. Суд удовлетворил эти требования частично, постановив каждой фирме выплатить мужчине по 350 тысяч рублей.
Ранее Николай Жуков обращался к депутату Госдумы Владимиру Жириновскому с жалобой на ход следствия по делу его матери. Он заявлял, что получил предложение «отказаться от уголовного дела за компенсацию ущерба в 500 тысяч рублей», но денег не взял, так как хотел добиться наказания для виновных.
Если вину руководителей докажут, им грозит до пяти лет лишения свободы.
74.ru обратился к директору «Челябинской угольной компании» Валерию Кальянову за комментарием по поводу заключения следователей и суда. Он воздержался от каких-либо заявлений, взяв паузу до следующего заседания.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».