Белогорский гарнизонный военный суд приговорил военнослужащего войсковой части № 98671 в Приамурье Давида Мкртчяна к штрафу в 30 тысяч рублей за нарушение уставных отношений (часть 1 статьи 335 УК) по отношению к южноуральскому срочнику Евгению Кувайцеву, которого впоследствии обнаружили покончившим с собой. Представитель семьи погибшего солдата Алексей Ковалёв обжаловал это решение.
— Это ужас, а не судебное решение! Мы в шоке! Даже прокурор был на стороне обвиняемого, — возмущается консультант правозащитной организации «У военнослужащих тоже есть права» Алексей Ковалёв. — Несмотря на все наши вопросы и ходатайства, на прения, в которых мы указывали на необходимость возвращения дела на дорасследование, суд вынес довольно странное решение. И в этом деле по-прежнему остаётся много вопросов, главный из которых вопрос мамы: из-за чего погиб её сын?
Правозащитник просил суд назначить повторную комплексную посмертную психолого-психиатрическую судебную экспертизу гибели Евгения Кувайцева.
— Это необходимо, поскольку предыдущая экспертиза проведена с нарушениями и отвечает не на все поставленные следователем вопросы, — говорит Алексей Ковалев. — В том числе в ней нет ответа о наличии либо отсутствии причинной связи между действиями Мкртчяна и самоубийством Кувайцева. Нигде не указано, что выстрелить в себя Кувайцева подтолкнули избиения Мкртчяном. Невозможно узнать и то, с какого именно расстояния был произведён выстрел на самом деле. Считаем важным производство экспертизы поручить экспертам Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ.
Представитель матери погибшего солдата заявил о попытке её подкупа.
— Родители Давида Мкртчяна, который до сих является военнослужащим и останется таковым до вступления приговора в силу, перевели маме погибшего Кувайцева 50 тысяч рублей, при этом в переводе не была указана цель, — отмечает юрист. — Женщина сочла, что её пытаются подкупить, и отказалась получать средства. Между тем суд счёл этот денежный перевод «возмещением вреда», попыткой загладить вину. И признал перевод смягчающим обстоятельством при вынесении мягкого приговора Мкртчяну.
Правозащитник также просил возобновить судебное следствие по делу о доведении до самоубийства (статья 110 УК РФ).
— На протяжении всех заседаний мама пыталась донести до суда, что следователь обманул её, из-за чего следствие по делу о доведению до самоубийства было прекращено, — говорит Ковалёв. — Но суд просто отмахивался от наших доводов. На заседаниях сложилось ощущение, что судили не обвиняемого, а мать потерпевшего! А в приговоре читается, что сама виновата в своей юридической безграмотности, что дело было прекращено. Как бы то ни было, приговор обжалован в Дальневосточный окружной военный суд. Хотим, чтобы вышестоящий суд обратил внимание на все недочёты.
Евгения Кувайцева 26 января нашли на чердаке заброшенного здания на территории воинской части с тяжёлым ранением головы. Военный следственный отдел СК по Белогорскому гарнизону приступил к расследованию уголовного дела. Пробыв в коме в больнице около месяца, 19 февраля солдат скончался. Похороны срочника прошли 25 февраля на его малой родине — в Кропачёво.
В марте независимые эксперты подтвердили основную версию гибели Евгения Кувайцева — он ранил себя сам. В НИИ судебной экспертизы «СТЭЛС» пришли к выводу, что установить, с какого точно расстояния был произведён выстрел, невозможно.
В июне стало известно, что дело о доведении до самоубийства южноуральского солдата в Приамурье прекращено. Представитель семьи срочника заявил о фальсификации и обратился в суд с ходатайством о возвращении материалов прокурору.
Если вы столкнулись с проблемой неуставных отношений в армиии, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.