В Кыштыме разразился скандал с закрытием палаточного лагеря для детей, организованного психологом из Екатеринбурга. Его проверили после трагедии в хабаровском лагере «Холдоми». Родители утверждают, что у кемпинга под Челябинском были все необходимые документы. Чиновники и правоохранительные органы признают его несанкционированным и небезопасным для несовершеннолетних отдыхающих. Заложниками ситуации оказались дети — по словам родителей, их пришлось спешно забирать под угрозой отправки в социальный приют.
Лагерь психолога Светланы Перминой работает на территории кыштымского посёлка Слюдорудник не первый год. Организатор называет его летней психологической школой для подростков в возрасте 8–16 лет. За 35 тысяч рублей им проводили десятидневный интенсивный психологический тренинг в лесу «Охота за силой». При этом договоры на оказание услуг, по данным 74.ru, не заключались. Деньги руководство лагеря получало на руки. Но детей принимало с письменной доверенностью от законных представителей.
Родители отправляют туда детей из всех уголков Урала и Сибири. В этом году в смене были подростки из Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила, Сухого Лога, Ханты-Мансийска, Тюмени, Кургана и других городов. Вечером в пятницу, 26 июля, их родители получили сообщение с неизвестного номера с требованием забрать детей из лагеря.
— Около полдесятого вечера 26 июля мне пришло СМС следующего содержания: «Уведомляем, что администрация Кыштымского городского округа с 27.07.2019 прекращает деятельность палаточного лагеря, расположенного в пос. Слюдорудник. Дети, находящиеся в указанном лагере без законного представителя, будут помещены в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей». На мой вопрос, кто вообще прислал это сообщение, мне не ответили, — возмущается мама одного из отдыхавших в лагере детей. — Я дозвонилась по этому номеру днём 27 июля и попросила представиться и рассказать подробнее о ситуации. Оказалось, что сообщение мне с телефона старшего участкового уполномоченного Кыштыма отправила инспектор по делам несовершеннолетних. Она сослалась на распоряжение руководства разослать СМС и сказала, что не видела документа, на основании которого это делается. Накануне всю пятницу руководитель лагеря, как она нам рассказала, до восьми вечера была в прокуратуре, и там её заверили, что всё нормально — лагерь работает и закрывать его не собираются. В этот лагерь люди ездили годами.
Вечером 27 июля женщина выехала из Екатеринбурга в Челябинскую область. О происходящем с её ребёнком, пока была в дороге, она узнавала от педагогов и родителей.
— Мне было действительно страшно. Сотрудники МВД пришли в лагерь за детьми и не нашли их, поэтому объявили их в розыск. По всей деревне расставили посты. Дети в это время были в походе в лесу, — продолжает мама одного из подростков. — Когда они вернулись, полицейские их окружили и хотели сначала посадить в «Газель» и вывезти. Часть уже усадили, но в салоне сломался люк, когда водитель пытался его открыть, стёкла посыпались на детей. В итоге всех детей решили собрать в спортзале школы. Там они сидели и ждали приезда родителей из других регионов. При этом им и взрослым запрещали снимать всё происходившее, говоря при этом о возможном уголовном преследовании. С детей требовали написать объяснительные, кто их родители и чем занимаются. Чтобы накормить детей, педагоги сами сходили до лагеря и принесли им бутерброды.
Родители указывают на грубые нарушения при попытке полиции изъять детей.
— Если это эвакуация, то она так не организуется. Все родители находятся в шоке от того, какой творился беспредел. Продержав в школе детей до вечера, инспектор по делам несовершеннолетних сообщила, что если всех детей заберут до 21:00, то изымать их не будут. Причём им уже было неважно, кто заберёт детей. Лишь бы их на территории лагеря не было. Когда я приехала, силовиков там уже не было — было только семь-восемь машин родителей. Мы всех детей, как могли, растолкали по ним и в ночь поехали развозить по родным. У кого-то родители в командировке были, кого-то организаторам пришлось на ночь у себя дома оставлять, так как родственники смогли только к утру приехать, — возмущается в разговоре с 74.ru мать одного из подростков.
О происходящем в кемпинге мамы детей рассказывали и в соцсетях. Одна из женщин опубликовала пост во «ВКонтакте», в котором заявила, что полицейские якобы заперли подростков в спортзале одной из школ в Слюдоруднике без еды и воды. Позже автор удалила это сообщение, объяснив это тем, что «начались проблемы».
Правоохранительные органы заинтересовались палаточным лагерем 23 июля, когда в нём началась детская смена. Информацию о группе несовершеннолетних под руководством Светланы Перминой в прокуратуру передали из администрации Кыштыма. На тот момент в лагере был 31 ребёнок в возрасте от 8 до 15 лет.
25 июля на место вместе со специалистами прокуратуры выезжали сотрудники Роспотребнадзора и пожнадзора ГУ МЧС по Челябинской области. В итоге в кемпинге нашли нарушения безопасности. Комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации Кыштыма посчитала их угрожающими жизни и здоровью детей и 26 июля решила закрыть лагерь.
По данным чиновников и надзорных ведомств, организацию детского отдыха в Слюдоруднике с ними не согласовывали.
— В Главное управление лесами по Челябинской области поступило обращение о согласовании проведения летней психологической школы с 6 июля по 9 августа. Но в этом обращении отсутствовали сведения о пребывании несовершеннолетних, — рассказали 74.ru в прокуратуре Кыштыма. — В ходе проверки установлены многочисленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологических требований безопасности пребывания несовершеннолетних. Также не установлено законных оснований пребывания детей в этом месте.
Как рассказал 74.ru источник в правоохранительных органах, руководитель психологической школы предоставила проверяющим документы от лица «Международной академии психологических наук». Согласно Единому госреестру юридических лиц, организация ликвидирована 21 февраля 2019 года.
— Непонятно, кто нёс бы ответственность за этих детей, случись с ними что. Свои походы в лес они с МЧС не согласовывали, как туристическая группа не были зарегистрированы, — комментирует собеседник нашего сайта. — Разрешение на организацию детского отдыха руководитель лагеря не получала. На каком основании она принимала детей, неизвестно. По сути, ей может грозить ответственность и за незаконную предпринимательскую деятельность, и за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и по административной статье о [ненадлежащем] содержании несовершеннолетних.
Созданные для детей условия в лагере Комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации Кыштыма признала социально опасными и постановила изъять всех несовершеннолетних. Для оперативного сопровождения пригласили полицейских.
— На территории Кыштымского района выявлен несанкционированный лагерь, работающий с большим количеством нарушений. Сотрудниками полиции оповещены родители, всех детей забрали домой, в настоящее время в отношении организатора лагеря проводится проверка. На основании федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» родители были предупреждены о необходимости забрать детей, — прокомментировали 74.ru в пресс-службе ГУ МВД по Челябинской области.
В полицейском главке опровергли информацию о том, что детей заперли в спортзале до приезда родителей без еды и воды. Также не соответствующей действительности сотрудники МВД назвали информацию о травмировании детей при поломке люка в «Газели». Сейчас законность их действий проверяет прокуратура.
74.ru связался с руководителем палаточного лагеря Светланой Перминой, но она отказалась от каких-либо комментариев.
— Телефон прослушивается, и мы не будем об этом говорить, — сказала Светлана Пермина журналисту, отказавшись продолжить диалог.
Власти Кыштыма не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с закрытием лагеря. В приёмной городской администрации сказали, что глава на выезде в одном из посёлков, а её заместитель по социальным вопросам Елена Саланчук уехала в Челябинск — именно она занималась вопросом с детским лагерем. 74.ru дозвонился до Елены Саланчук. На вопрос про палаточный лагерь она отрезала, что речь не идёт о палаточном лагере.
— Он не был зарегистрирован как палаточный лагерь, — уточнила Елена Саланчук и пообещала дать развернутый комментарий позже — после совещания в прокуратуре, на которое она торопится. Но к моменту выхода этой публикации комментария мэрии Кыштыма 74.ru так и не поступило.
Ваш ребёнок отдыхал в этом лагере? Стали свидетелем этих событий? Наши журналисты ждут от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.