«Не теряя времени, я срочно связался по телефону с начальником отдела оборудования Двухсотого завода (прим. завод им. Серго Орджоникидзе в Челябинске). Выяснилось, что у них числится в наличии новый, никогда не использовавшийся завалочный кран, причем именно того пролета, который нам требовался. Правда, никто не проверял, был ли он комплектным, и, как оказалось, разгружен он был на территории сразу трех заводов: Двухсотого, Трубного (прим. ЧТПЗ) и Кузнечно-прессового.
О наличии крана я немедленно доложил начальнику УКСа. Мы решили запросить Уралмашзавод срочно выслать нам три экземпляра чертежей завалочного крана, чтобы по ним установить его комплектность. Получив чертежи, я составил подробную ведомость на недостающие узлы. В список вошли все четыре ската, механизм поворота и множество других, казалось бы, мелких, но крайне важных деталей.
После того как мы выяснили состояние и комплектность крана, руководство завода обратилось в Главтрубосталь Министерства черной металлургии СССР с просьбой добиться разрешения на передачу Челябинскому трубопрокатному заводу завалочного крана, принадлежащего Двухсотому заводу, а также выделить заводы для изготовления недостающих узлов и деталей».
«Мысленно я искал выход из сложившейся ситуации, которая грозила сорвать пуск мартеновского цеха. Решение могло быть найдено только при наличии готового литья. Рассуждая, я пришел к выводу: если Уралмашзавод изготовил два завалочных крана, то, возможно, у них есть задел литья еще на один. Оставалось только попасть на территорию завода и лично проверить это.
На Новотрубном заводе (нынешний ПНТЗ) работал мой брат, Фердинанд Генрихович Эсси-Эзинг, заместитель главного инженера. Я обратился к нему за помощью, и он порекомендовал связаться с их экспедитором, который имел прямую связь с Уралмашзаводом. Брат организовал встречу. Экспедитор оказался пожилым, но энергичным человеком. Я объяснил ему ситуацию с завалочным краном, он посочувствовал и пообещал помочь.
На следующий день утром мы отправились на Уралмашзавод на грузовой машине. Экспедитор оформил меня как своего грузчика. Он хорошо знал территорию завода, поэтому мы быстро добрались до склада задела литья. С чертежами и рулеткой, почти по колено в снегу, я начал поиск. Необходимого литья для завалочного крана я не нашел, но обнаружил то, что можно было использовать, переделав некоторые чертежи».
С чертежами и рулеткой по колено в снегу он разыскивал нужное литье
После демобилизации из рядов Красной Армии по направлению Главтрубостали Министерства черной металлургии СССР Альфонс Генрихович Эсси-Эзинг прибыл в июне 1942 года на Челябинский трубопрокатный завод. В то время в полном разгаре велся монтаж оборудования трубопрокатного цеха № 1, а примерно через год приступили к строительству мартеновского цеха.
В те военные годы обеспечение строящихся цехов необходимым оборудованием было крайне сложной задачей, особенно это касалось мартеновского цеха. Если арматуру для мартеновской печи удалось изготовить силами близлежащих челябинских заводов и мастерских, уборочные и разливочные краны, а также другое оборудование — получить через Главтрубосталь, то с завалочным краном (с помощью него в мартеновскую печь подается шихта) возникли серьезные трудности.
По полученной разнарядке, изготовление завалочного крана поручалось Машиностроительному заводу города Электросталь. Руководство завода приняло заказ, но указало срок поставки не раньше, чем через три года. Этот срок явно не устраивал строителей, так как возведение мартеновского цеха велось форсированно и в сжатые сроки.
До войны Альфонсу Генриховичу довелось работать механиком в мартеновском цехе, где он хорошо ознакомился с конструкцией завалочного крана. Как позже выяснилось, нужный кран был эвакуирован и принадлежал заводу им. Серго Орджоникидзе в Челябинске. Этот факт стал ключевым в поиске решения проблемы, а благодаря опыту и настойчивости Эсси-Эзинга удалось найти выход из сложившейся ситуации.
Эсси-Эзинга командировали на передачу завалочного крана в Первоуральск. К этому времени уже наступила суровая, многоснежная уральская зима. На Старотрубном (прим. в 1973 г. стал частью ПНТЗ) заводе на изготовление только моделей просили год, что ни в коей мере никого не устраивало. До намеченного пуска мартеновского цеха оставалось не более трех месяцев.
Эсси-Эзинг в тот же вечер связался с ЧТПЗ и получил согласие на условия, выставленные конструкторами, для переделки чертежей. Всё отобранное им литье было оформлено экспедитором, и они вместе вывезли его с территории завода за пять рейсов на грузовой автомашине. Эсси-Эзингу пришлось преодолевать сложные условия: в кузове машины, в холод уральской зимы, он совершал поездки общей протяженностью 100 км, подвергаясь опасности из-за незакрепленного литья, которое двигалось на каждом ухабе дороги.
Доставленное на Новотрубный завод литье немедленно обрабатывалось в механическом цехе и переправлялось на ЧТПЗ, где уже шел монтаж завалочного крана. И так за счет невероятных усилий и энтузиазма, в рекордно короткий срок была построена и запущена первая мартеновская печь Челябинского трубопрокатного завода. Это стало возможным благодаря патриотизму и героизму советских людей, работавших в тылу, ведь победа ковалась день и ночь не только на фронте, вплоть до самого 9 мая.
Вспоминает Альфонс Генрихович Эсси-Эзинг