Как на ЧТПЗ плавили сталь
Чтобы построить печи, в ход шли эксперименты, инженерная смекалка и стальная воля
|
Второй выпуск ретро-сериала «Прикоснись к Победе» | История ЧТПЗ с 1943 по 1945 год
«В отечественной практике такого опыта еще не было», — позднее удивлялись сами себе челябинские мартеновцы. Тогда лично Сталин похвалил товарищей инженеров за образцовую работу. Поздравление Верховного главнокомандующего напечатали в газете «Правда». В архивах ЧТПЗ по сей день хранится текст письма и живые воспоминания строителей мартена. Эти люди не участвовали в боевых сражениях Великой Отечественной войны, но вели не менее важную битву. Титаническими усилиями создавали оборонную промышленность страны, а без нее не было бы побед на советских фронтах.
На сайте 74.RU второй выпуск спецпроекта Челябинского трубопрокатного завода ко Дню Победы. В первой серии мы узнали о тех, кто в чистом поле строил ЧТПЗ, который сегодня входит в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК), вопреки крепким морозам и экстремальным условиям, с 1942 по 1943 год. Дальше — не менее захватывающая история и новая эпоха.

До Победы оставались долгие два года. В 1943-м цеха ЧТПЗ двигались и работали как часы. Но требовались новые подвиги. В тылу велась важная битва. Фронту нужны были сталь и мощная металлургия. Трубникам требовался сильный и надежный коллега — мартен. Тогда же, в 43-м году, за 200 дней на ЧТПЗ построили цех на четыре печи, чтобы не только изготавливать трубы, но и плавить для них металл.
Вечный огонь
Вклад в стальной фонд СССР
Мартены не тушат после каждой плавки, они работают без устали. В специальных плавильных печах непрерывно изготавливают сталь. Для эффективного производства применяют тепло, оно выделяется в ходе самого металлургического процесса. А для получения стали нужного химического состава используют чугун и лом. Металл кипит и бурлит при температуре около 1750–1800 градусов Цельсия. Весь этот процесс и сами печи назвали мартеновскими в честь их изобретателя ― французского металлурга Пьера-Эмиля Мартена. Ноу-хау позволило советским промышленникам безостановочно отливать нужную продукцию для фронта. Так росло вооружение СССР. А сами печи с тех пор увековечили в песнях и кинофильмах.
Во втором часу ночи с 6 на 7 января 1944 года сталевар Пашков провел первую плавку в мартене. Тогда трубопрокатчики ЧТПЗ получили первые 40 тонн собственной стали, так остро нужной фронту. Чтобы это случилось, руководителям стройки века пришлось действовать наперекор обстоятельствам, а порой идти на хитрость и риск.

Напомним, в 1942 году первый цех на ЧТПЗ возвели в рекордно короткие сроки. Но для стабильной работы пильгерстана нужны были заготовки. В апреле 1943 года была утверждена программа строительства новых мощностей. И вновь трубопрокатчики показали фантастический темп. Мартеновский цех ЧТПЗ был построен за 200 дней: в 1944 году первая печь начала плавить металл. Страна, как могла, наверстывала объемы производства, упущенные в начале войны.

Строительство мартена на ЧТПЗ без преувеличения можно охарактеризовать как новый этап в скоростном запуске металлургических цехов. Мартен в комплексе с новой компрессорной, экспресс-лабораторией возвели в три раза быстрее, чем до войны, и ввели в эксплуатацию 31 декабря 1943 года. Уже в первых числах января 1944-го в «Правде» было опубликовано поздравление Сталина по случаю пуска мартена.
В 1944 году начала выдавать металл вторая мартеновская печь, и цех № 1 стал получать слитки собственного производства в достаточном количестве. А это намного облегчило условия работы трубников и позволило увеличить выпуск продукции. Ко времени пуска первой мартеновской печи ЧТПЗ отгрузил десятки тысяч тонн цельнокатаных труб.
«Считаю, что использование транспортера для уборки земли стало серьезной ошибкой, которая задержала нас минимум на месяц. Мы потеряли драгоценное время, и стало ясно, что такими темпами мы в срок не уложимся. Ситуацию усугубляла задержка с металлоконструкциями для здания из-за нехватки металла. Всё это создало реальную угрозу срыва сроков пуска мартеновских печей. Стал вопрос о срочном пересмотре проекта организации работ. Мы понимали, что нужно искать новые решения, чтобы компенсировать потерянное время и выполнить задачу в установленные сроки».
«Часто к нам на стройку приезжал Николай Семенович Патоличев — секретарь обкома партии. Он всегда интересовался, как мы живем, особенно эвакуированные, как устроен наш быт, и даже заходил к нам домой. Его внимание и забота помогали нам чувствовать поддержку в те тяжелые времена. Каждый из нас в меру своих сил вносил свой вклад в общее дело, ковал победу над врагом».
«Вот я и на челябинском мартене. Ровная площадка, это не Ревда на косогоре. Площадка мне сразу понравилась».
Пуск мартена был под угрозой
Воспоминания лауреата Государственной премии, заслуженного строителя РСФСР, кавалера орденов Ленина и Красной Звезды Александра Спиридоновича Сахно — это яркий пример самоотверженного труда в годы Великой Отечественной войны.

Начальник участка Мартенстроя, он внес значительный вклад в развитие черной металлургии, обеспечивая страну столь необходимым в то время металлом.

Война застала Сахно на юге страны, где он занимался строительством предприятий для черной металлургии. По указанию руководства он был переброшен в тыл, в город Ревда Свердловской области, где на голом месте предстояло возвести мартеновский комплекс из трех печей со всеми вспомогательными службами. Едва успели отметить пуск печей, как Александра Спиридоновича направили в Челябинск, чтобы ознакомиться с ходом строительства мартеновского цеха там. Челябинская площадка сразу привлекла его внимание своей ровной поверхностью, в отличие от ревдинского косогора.
Однако первые впечатления оказались обманчивыми. Использование 400-метрового транспортера для уборки земли и двух экскаваторов, казалось, было удачным решением, но вскоре выявились серьезные проблемы. Лента транспортера часто рвалась, а приемное устройство весом более трех тонн приходилось перетаскивать вручную. Кроме того, транспортер мешал параллельной закладке фундаментов, а 70−80% земли требовалось вернуть для обратной засыпки, что при имеющейся технике было крайне затруднительно. В итоге транспортер сильно затянул сроки.
Управляющий трестом Михаил Аббович Шильдкрот созвал совещание, на котором Сахно предложил начать кладку регенераторов и боровов, не дожидаясь монтажа здания и рабочей площадки. Это решение, хотя и осложняло монтаж металлоконструкций, было одобрено. Для ускорения работ колонны изготавливались со строганной подошвой, а строители обеспечивали точность фундаментов до десятой доли миллиметра с помощью прибора, предложенного Сахно.
Несмотря на принятые меры, отставание составляло 2−3 месяца. Тогда Александр Спиридонович предложил разделить регенераторы и головки печей особыми рамами, чтобы начать параллельную кладку печей под временными навесами. Это решение вызвало жаркие дебаты, но в итоге было поддержано. Благодаря этому мартеновский цех был пущен в срок, обеспечив трубопрокатный стан сырьем. Более того, цех удалось запустить на два месяца раньше, что дало стране тысячи тонн столь необходимого металла.
За свой самоотверженный труд Александр Спиридонович Сахно был удостоен ордена Красной Звезды и звания «Лауреат Государственной премии». Его воспоминания — это не только история о строительстве, но и свидетельство того, как в тяжелейших условиях люди находили решения, чтобы приблизить победу.
Вспоминает начальник участка Мартенстроя Александр Сахно
«Возвести цех мартена за 200 дней! В отечественной практике еще не было опыта сооружения такого комплекса в столь короткие сроки. Проект организации работ мы с Александром Спиридоновичем Сахно составили таким образом, чтобы земляные работы для всех пяти печей были выполнены одновременно, а грунт с помощью звеньевых транспортеров полностью перемещен за пределы цеха. Конструкции цеха монтировали с помощью специально сконструированного вантового крана грузоподъемностью 40 тонн. На высоте 30 метров к нему прикрепляли специальную стрелу для подъема грузов меньшего веса.

В конце августа 1943 года мне позвонил председатель Госплана Николай Вознесенский и спросил, как идут дела на строительстве мартена и всего комплекса. Я ответил, что пока всё идет по графику, но можем сорвать сроки из-за отсутствия огнеупорного кирпича. Вознесенский поручил заместителю наркома черной металлургии лично вмешаться, однако в Наркомчермете высказали сомнение в том, что на четвертый месяц с начала строительства мартена уже потребовались огнеупорные материалы. На стройку прилетел начальник УКСа (управление капитального строительства) Минчермета, после чего поставка огнеупоров была обеспечена".
Уложились в сроки и задали новый стандарт
Трудно переоценить вклад в развитие строительной отрасли Михаила Аббовича Шильдкрота — управляющего ОСМЧ-22 (особая строительно-монтажная часть). Это выдающийся советский хозяйственный и государственный деятель, заслуженный строитель РСФСР, лауреат двух Сталинских премий (1946, 1952), почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук.

Именно под его руководством был реализован уникальный проект — сооружение большого мартеновского цеха, темпы строительства которого не имели аналогов в то время. Это стало возможным благодаря внедрению инновационного метода поточных работ. К строительной площадке были подведены железнодорожные пути, водопроводы и линии электропередач, что обеспечило бесперебойное снабжение. Склады и подсобные помещения сделали передвижными, чтобы в дальнейшем их можно было легко перемещать на другие объекты.
Работы начались не с возведения здания цеха, а со строительства печей, что стало ключевым решением. Одновременно велись кладка фундамента, дымовых труб, регенераторов печей и монтаж металлоконструкций. Процесс был организован с максимальной эффективностью: без перерывов и простоев, в строгой последовательности за бригадой землекопов следовали бригады опалубщиков, арматурщиков, бетонщиков и других специалистов. Такой подход позволил не только ускорить строительство, но и обеспечить высокое качество работ, что стало ярким примером инженерного и организаторского мастерства Михаила Шильдкрота.
Этот проект стал настоящим вызовом, но благодаря слаженной работе, прорывным решениям и поддержке на высшем уровне команда Шильдкрота смогла справиться с поставленной задачей. Каждый этап строительства требовал максимальной концентрации и точности. ЧТПЗ удалось не только уложиться в сроки, но и установить новый стандарт для подобных проектов в стране.
Вспоминает управляющий ОСМЧ-22 Михаил Шильдкрот
«Не теряя времени, я срочно связался по телефону с начальником отдела оборудования Двухсотого завода (прим. завод им. Серго Орджоникидзе в Челябинске). Выяснилось, что у них числится в наличии новый, никогда не использовавшийся завалочный кран, причем именно того пролета, который нам требовался. Правда, никто не проверял, был ли он комплектным, и, как оказалось, разгружен он был на территории сразу трех заводов: Двухсотого, Трубного (прим. ЧТПЗ) и Кузнечно-прессового.

О наличии крана я немедленно доложил начальнику УКСа. Мы решили запросить Уралмашзавод срочно выслать нам три экземпляра чертежей завалочного крана, чтобы по ним установить его комплектность. Получив чертежи, я составил подробную ведомость на недостающие узлы. В список вошли все четыре ската, механизм поворота и множество других, казалось бы, мелких, но крайне важных деталей.

После того как мы выяснили состояние и комплектность крана, руководство завода обратилось в Главтрубосталь Министерства черной металлургии СССР с просьбой добиться разрешения на передачу Челябинскому трубопрокатному заводу завалочного крана, принадлежащего Двухсотому заводу, а также выделить заводы для изготовления недостающих узлов и деталей».
«Мысленно я искал выход из сложившейся ситуации, которая грозила сорвать пуск мартеновского цеха. Решение могло быть найдено только при наличии готового литья. Рассуждая, я пришел к выводу: если Уралмашзавод изготовил два завалочных крана, то, возможно, у них есть задел литья еще на один. Оставалось только попасть на территорию завода и лично проверить это.

На Новотрубном заводе (нынешний ПНТЗ) работал мой брат, Фердинанд Генрихович Эсси-Эзинг, заместитель главного инженера. Я обратился к нему за помощью, и он порекомендовал связаться с их экспедитором, который имел прямую связь с Уралмашзаводом. Брат организовал встречу. Экспедитор оказался пожилым, но энергичным человеком. Я объяснил ему ситуацию с завалочным краном, он посочувствовал и пообещал помочь.

На следующий день утром мы отправились на Уралмашзавод на грузовой машине. Экспедитор оформил меня как своего грузчика. Он хорошо знал территорию завода, поэтому мы быстро добрались до склада задела литья. С чертежами и рулеткой, почти по колено в снегу, я начал поиск. Необходимого литья для завалочного крана я не нашел, но обнаружил то, что можно было использовать, переделав некоторые чертежи».
С чертежами и рулеткой по колено в снегу он разыскивал нужное литье
После демобилизации из рядов Красной Армии по направлению Главтрубостали Министерства черной металлургии СССР Альфонс Генрихович Эсси-Эзинг прибыл в июне 1942 года на Челябинский трубопрокатный завод. В то время в полном разгаре велся монтаж оборудования трубопрокатного цеха № 1, а примерно через год приступили к строительству мартеновского цеха.

В те военные годы обеспечение строящихся цехов необходимым оборудованием было крайне сложной задачей, особенно это касалось мартеновского цеха. Если арматуру для мартеновской печи удалось изготовить силами близлежащих челябинских заводов и мастерских, уборочные и разливочные краны, а также другое оборудование — получить через Главтрубосталь, то с завалочным краном (с помощью него в мартеновскую печь подается шихта) возникли серьезные трудности.
По полученной разнарядке, изготовление завалочного крана поручалось Машиностроительному заводу города Электросталь. Руководство завода приняло заказ, но указало срок поставки не раньше, чем через три года. Этот срок явно не устраивал строителей, так как возведение мартеновского цеха велось форсированно и в сжатые сроки.

До войны Альфонсу Генриховичу довелось работать механиком в мартеновском цехе, где он хорошо ознакомился с конструкцией завалочного крана. Как позже выяснилось, нужный кран был эвакуирован и принадлежал заводу им. Серго Орджоникидзе в Челябинске. Этот факт стал ключевым в поиске решения проблемы, а благодаря опыту и настойчивости Эсси-Эзинга удалось найти выход из сложившейся ситуации.
Эсси-Эзинга командировали на передачу завалочного крана в Первоуральск. К этому времени уже наступила суровая, многоснежная уральская зима. На Старотрубном (прим. в 1973 г. стал частью ПНТЗ) заводе на изготовление только моделей просили год, что ни в коей мере никого не устраивало. До намеченного пуска мартеновского цеха оставалось не более трех месяцев.
Эсси-Эзинг в тот же вечер связался с ЧТПЗ и получил согласие на условия, выставленные конструкторами, для переделки чертежей. Всё отобранное им литье было оформлено экспедитором, и они вместе вывезли его с территории завода за пять рейсов на грузовой автомашине. Эсси-Эзингу пришлось преодолевать сложные условия: в кузове машины, в холод уральской зимы, он совершал поездки общей протяженностью 100 км, подвергаясь опасности из-за незакрепленного литья, которое двигалось на каждом ухабе дороги.

Доставленное на Новотрубный завод литье немедленно обрабатывалось в механическом цехе и переправлялось на ЧТПЗ, где уже шел монтаж завалочного крана. И так за счет невероятных усилий и энтузиазма, в рекордно короткий срок была построена и запущена первая мартеновская печь Челябинского трубопрокатного завода. Это стало возможным благодаря патриотизму и героизму советских людей, работавших в тылу, ведь победа ковалась день и ночь не только на фронте, вплоть до самого 9 мая.
Вспоминает Альфонс Генрихович Эсси-Эзинг
В мае 1945-го:
Из приказа № 157
|
Судя по официальным документам, 8 мая 1945 года в Челябинске было очень напряженным. Люди с нетерпением ожидали «последних известий». На улицах города у микрофонов до глубокой ночи стояли огромные толпы людей, ожидавших важных сообщений. 9 мая в 04:15 местного времени диктор московской радиостанции сообщил о подписании акта о безоговорочной капитуляции и объявлении 9 Мая праздником Победы.

Утром 9 мая на западной стороне цеха № 1 ЧТПЗ соорудили деревянную трибуну, состоялся митинг в честь Дня Победы. В городе в 14:00 началась первая за четыре года демонстрация. На сборные пункты стали прибывать колонны трудящихся. Гремели оркестры, раздавались звуки баянов, гармошек, радостные песни. Многочисленные колонны всех районов Челябинска были красиво оформлены. Всего в демонстрации приняло участие свыше 250 000 человек.

После 9 мая 1945 года предприятия начали переходить на режим работы мирного времени. В это время прозвучал приказ директора ЧТПЗ Кирилла Петровича Токового.
С этого момента Челябинский трубопрокатный завод переходил к мирному труду. Самоотверженных первостроителей, их семьи и само предприятие впереди ждала новая эпоха открытий и поводов для гордости.

С тех пор о Челябинском трубопрокатном заводе писали книги, снимали кино, снова и снова восхищаясь талантом и силой инженерной мысли его сотрудников. В специальных выпусках ретро-сериала ко Дню Победы показаны лишь первые страницы большой истории ЧТПЗ, чья судьба неразрывно связана с Великой Отечественной войной, уроки которой важно помнить.
В соответствии с указанием НКЧМ о переходе на нормальный рабочий день — приказываю:

1. Перевести все цехи и отделы завода до 15 ноября 1945 года на нормальный рабочий день.
2. Установить нормальную продолжительность рабочего дня в дневное время 8 часов, в ночное — 7 часов.
Просмотров: 12660
RU74Логотип sgp

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.