Вступление в силу ФЗ-44 «О контрактной системе» с 1 января 2014 года для многих муниципалитетов Челябинской области стало головной болью. Провозглашение войны с коррупцией для органов местного самоуправления пока означает только многократно возросший документооборот. О том, помогут ли нововведения справиться с коррупцией, отучат ли они муниципалов от необоснованных трат и как гражданское общество сможет контролировать расходование денег налогоплательщиков – в материале Chelyabinsk.ru.
Для подготовки чиновников к масштабным изменениям власти Челябинской области провели 27–29 ноября конференцию «Закупки в новых условиях». Все ключевые спикеры мероприятия доносили мысль о том, что ФЗ-44 нацелен на борьбу с коррупцией. Так, вице-губернатор региона Николай Сандаков, обращаясь к главам муниципалитетов, подчеркнул, что от расходования бюджетных средств зависит уровень доверия к власти. Последнее время чиновников часто попрекают в нерациональных тратах. По версии Сандакова, это происходит из-за того, что люди стали ассоциировать себя с налогоплательщиками, имеющими прямое право принимать участие в формировании расходов.
«Мы проводим разные социологические исследования и можем констатировать, что в последнее время наметилась определенная тенденция: с расширением информационного поля в качестве ключевой темы недоверия к власти используется модное слово «коррупция», – заявил Николай Сандаков. – Выражаясь научным языком, это несбалансированная система финансирования тех или иных муниципальных нужд и полномочий. Конференция проводится в том числе и для того, чтобы люди начали понимать – мы начинаем жить в новых условиях. Контрактная система должна помочь наладить диалог в том числе и с местным населением».
Губернатор Челябинской области Михаил Юревич считает, что регион готов к переходу на контрактную систему. «Уверен, что наш общий принципиальный подход к подобного рода делам не требует какой-то кампанейщины. Абсолютное большинство государственных и муниципальных чиновников – честные, ответственные люди, на которых очень многое держится», – полагает глава региона.
Присутствовавшие в зале главы городов и районов тут же начали перешептываться. «Чем мы должны сейчас заниматься? Регламентов проведения аукционов или хотя бы типовой документации к составлению технического задания еще не выпустили», – выразили тревогу участники конференции. Их попыталась успокоить начальник отдела центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Вероника Джужома.
«Если для субъектов РФ необходимо принять около 15 нормативных актов, для муниципальных территорий – до 20. Да, есть документы, утверждение которых зависит от вашего желания, но все это тоже должно быть обосновано соответствующим актом. Главный документ – определение контрольного органа в сфере закупок. Каждое муниципальное образование, местная администрация должна сформировать подобный орган. Для этого необходимо создать информационную систему, раскрывающую все сведения о закупках. Я знаю, что в крупных городах Челябинской области такие системы есть».
Так как у хозяйствующих субъектов, муниципальных предприятий и бюджетных учреждений контролю будут подвергнуты все средства, выделяемые из региональной казны, им придется подумать над созданием финансового управления, уточнил начальник отдела финансового контроля в бюджетной сфере Главного контрольного управления Челябинской области Владимир Сырых. Еще есть возможность наделения дополнительными функциями уже существующую структуру в административном аппарате.
«Я понимаю, что не во всех учреждениях есть деньги для введения новых штатных единиц, наделения дополнительными полномочиями сотрудников, – с сочувствием пояснил Владимир Сырых. – Поэтому сейчас с минэкономразвития обсуждается вариант, когда в тех муниципалитетах, где отсутствуют средства на создание нового управление, контроль будет делегирован на уровень субъекта. В нашем регионе таким органом может стать Главное контрольное управление».
Волнение муниципальных чиновников вполне объяснимо, поскольку с вступлением в силу ФЗ-44 практически каждое действие заказчика, начиная со стадии формирования конкурсной комиссии и заканчивая подписанием актов приема выполненных работ, предусматривает ответственность.
«Скорее всего, поправки в Кодекс об административных правонарушениях будут приняты до января 2014 года, – предупредила Вероника Джужома. – С этого момента все контрактные управляющие встанут под удар. Любое нарушение сроков, ненадлежащее оформление технического задания будет караться штрафами. Никто не будет разбираться в том, что мы еще не привыкли жить по новым правилам. Законодательство этих ошибок прощать не будет. Мы рекомендуем проводить мониторинг госзакупок и составлять перечень типичных ошибок, чтобы в будущем их не повторять. Понятно, что на сельском уровне найти бюджетные средства на эти цели будет сложно, поэтому данную работу вполне по силам провести самостоятельно».
Переход на контрактную систему стал поводом для расформирования Главного управления материальных ресурсов Челябинской области. Соответствующее постановление подписано 31 октября. Теперь органы исполнительной власти и бюджетные учреждения региона обязаны создавать собственные контрактные службы и самостоятельно проводить госзакупки.
Неутешительное мнение о возможном размножении аппарата госслужащих озвучил советник Института госзакупок Московской государственной юридической академии Павел Корнилов. По его оценке, появление контрольных управляющих может осложнить работу бюджетных учреждений. Чтобы свести к минимуму проблемы с опытом первых закупок по контрактной системе, необходимо подумать об обучении персонала уже сейчас.
«Даже самый мелкий заказчик теперь должен проводить электронный аукцион самостоятельно, – рассказал Павел Корнилов. – К примеру, детскому саду надо потратить 20 миллионов рублей. То есть ему надо спланировать, составить техническое задание, обосновать цену. Потом разместить все это на сайте госзакупок, создать комиссию, рассмотреть заявки. Потом еще и отчитаться надо. Возникает вопрос: а можно ли как-то помочь этому детскому саду, чтобы часть работы передать компетентным специалистам? Можно, но в рамках местной администрации».
По словам Корнилова, создание уполномоченного органа, к сожалению, не отменяет необходимость наличия контрактного управляющего в детском садике. Потому что отчитываться о проделанной работе детский сад в любом случае будет самостоятельно. «Многие главы сейчас спрашивают нас: а можно ли не плодить этих управляющих? К сожалению, нельзя, – констатировал специалист. – Как минимум одно уполномоченное лицо должно быть. Другое дело, что этот высокий статус можно возложить на действующего работника. Правда, его зарплата при этом вряд ли повысится».
Еще один спорный пункт, вызвавший разногласие среди участников конференции, связан с необходимостью централизации госзакупок. По сути, это означает, что бюджетным учреждениям дадут возможность выбирать только поставщика или исполнителя контракта. Всем остальным займется специально созданный отраслевой департамент. По данным исследования ВШЭ, пилотная апробация 44-ФЗ показала, что не все субъекты склоняются к централизации. Формально недовольство объясняется тем, что эта система ведет к увеличению штата муниципальных служащих, которые будут ездить по районам и следить за исполнением контрактов.
Очевидно, что в связи с ликвидацией Главного управления материальных ресурсов Челябинской области эти функции отойдут к Главному контрольному управлению. По словам первого заместителя начальника регионального ГКУ Юрия Подшивалова, на Южном Урале заказчикам придется пойти по пути ведомственной централизации. Всей методической работой будет заниматься контрольное управление.
В апреле 2013 г. в рамках расследования «дела Тесленко» был задержан начальник ГУМРа Челябинской области Эрнест Каримов. Он подозревается в получении взятки в крупном размере – в 400 тыс. руб. По данным следствия, чиновник обеспечил беспрепятственное участие и победу в аукционах подконтрольных фирм, снабжающих медучреждения специализированной техникой.
«За время существования ГУМРа были достигнуты серьезные результаты в плане экономии и эффективного расходования бюджетных средств, – отметил Юрий Подшивалов. – Только за последние десять месяцев в регионе было размещено заказов на сумму в десять миллиардов. Нам удалось сэкономить 11,6%, то есть около одного миллиарда рублей. Это удалось сделать за счет того, что с каждым годом рос уровень профессионализма сотрудников, совершенствовалась система документооборота, исключались ошибки в проектных контрактах и технических заданиях. Кроме того, специалистами ГУМРа постоянно проводилось обоснование максимальной цены контракта. Так, на стадии внесения заявок снижение стоимости контрактов достигло 50 миллионов рублей, что позволило заказчикам перераспределить и направить бюджетные средства на иные цели».
По мнению руководителя УФАС по Челябинской области Анны Козловой, ничего существенного в антимонопольном регулировании и контроле над размещением заказов с появлением ФЗ-44 не изменилось. Во главу угла по-прежнему ставится развитие конкуренции. Любые действия, ограничивающие конкуренцию, будут запрещены. К этому относится, например, включение в один лот технологически и функционально не связанных между собой действий. Сговор на торгах также останется под запретом. Хорошо знакомая заказчикам тактика «тарана», когда в первые минуты цена аукциона снижается до минимума, а в некоторых случаях даже падает до нуля, будет вне закона.
«Наиболее актуальные нарушения останутся прежними, – добавила Анна Козлова. – Так, мы будем следить за формированием лотов по совместным торгам между разными муниципалитетами, когда одна и та же дорога нуждается в ремонте, но находится в разных районах. Заточка под конкретного производителя также никуда не денется. Еще одно нередко встречающееся нарушение, когда закупка производится у единственного поставщика в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Такие аукционы проводятся на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям. Сейчас эта практика продолжается. Более того, иногда на заседаниях комиссии даже указывают фирму, с которой необходимо заключить контракт».
Через два месяца после проведения аукциона на поставку в лизинг двух люксовых иномарок BMW 740Li xDrive за 13,2 млн руб. с поста начальника ГУМРа по собственному желанию ушел Михаил Дунаев. Позже Сергей Комяков объяснил, что аукцион «стал недоразумением», поэтому его пришлось отменить.
Наконец, одно из самых ожидаемых изменений в системе госзакупок – возможность общественного контроля. Теперь, по словам начальника Главного контрольного управления Челябинской области Алексея Лошкина, запрос информации от граждан больше не удастся выбросить в мусорное ведро. Условное общество защиты прав налогоплательщиков может не только подавать жалобы на тот или иной аукцион – они имеют право запросить у администрации информацию о закупке.
Иными словами, спросить с чиновников, почему за счет их налогов деньги будут потрачены не на отечественный автомобиль, а дорогой внедорожник люксовой комплектации. При этом им следует учесть, что в законе сказано об ответственности общественников за разглашение конфиденциальной информации.
Председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков напомнил подчиненным, что бюджетные расходы являются не просто инвестициями в социальную сферу или развитие инфраструктуры, они еще представляют собой «инвестиции в человеческий капитал». Адаптация к новым условиям в сжатые сроки, по оценке главы областного правительства, должна пройти максимально четко.
Администрация Брединского района спустя два дня после принятия Госдумой в первом чтении закона о запрете на покупку дорогих автомобилей объявила аукцион на поставку Toyota Land Cruiser 150 «Люкс». Стоимость контракта составила 2,9 млн руб. Данная закупка была необходима в связи с тем, что прежний автомобиль израсходовал свой ресурс.
«Необходимо не допустить торможения при оформлении и реализации контракта, особенно по приоритетным направлениям, – заявил Сергей Комяков. – У всех должно быть четкое понимание новых зон ответственности. Сегодня особенно усиливается роль главного контрольного управления и контрольно-счетной палаты Челябинской области, контрольных служб органов государственной и муниципальной власти. Поэтому прошу учесть все рекомендации, озвученные на конференции, и организовать подготовку к работе с новым законом о контрактной системе максимально четко».
Администрация Брединского района объявила аукцион на поставку внедорожника Toyota Land Cruiser 150 «Люкс» за 2,9 млн руб. Как показывает опрос на 74.ru по состоянию на 29 ноября, 55,1% респондентов считают, что подобные траты можно ограничить, если бы власти стали поддерживать отечественного производителя, а вместо дорогих джипов покупали «Нивы». Почти треть посетителей сайта – 27,5%, более категоричны. Они предлагают чиновникам пересесть на общественный транспорт или личные авто. Только 13,4% участников опроса полагают, что разумнее дождаться решения депутатов ГД по закону об ограничении стоимости машин для госслужащих.