Оппозиционер, координатор местного отделения партии «Демократический выбор» Константин Жаринов стал фигурантом уголовного дела, связанного с распространением экстремистских заявлений в социальной сети. Ему вменяется репост сообщения от праворадикальной украинской группировки «Правый сектор», сайты которой еще два месяца назад были официально заблокированы Роскомнадзором. Доводы в защиту челябинца, позиция правоохранительных органов и перспективы того, как отдельно взятый случай может повлиять на пользователей всего Рунета, – в материале Chelyabinsk.ru.
Репост не воробей, кликнешь – не скроешь
Небывалый подъем патриотизма в России, вызванный присоединением Крыма и усилением конфронтации с внешнеполитическими оппонентами, обернулся жесткими мерами контрреагирования на угрозы национальной безопасности страны. Так называемый «антитеррористический пакет» законопроектов был усилен к 9 мая. В этот день по указу президента России Владимира Путина вступили в силу изменения в Уголовный кодекс, связанные с появлением новой статьи 280.1, – публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности.
К. Жаринов – автор двух книг об истории и символике терроризма. За его авторством издана книга «Терроризм и террористы. Исторический справочник», а также научный труд «Флаги и эмблемы вооруженных неправительственных организаций», который был издан в переводе на английский язык.
Репост обращения «Правого сектора» к российскому народу, которым на своей страничке поделился Константин Жаринов, попал под категорию действующей 280-й статьи о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности. Позже оппозиционер удалил скандальную запись, признав ее чересчур агрессивной, и сообщение затерялось среди тысяч подобных новостей. Однако в полицейский рапорт заявление последователей лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша все же попало.
На основании обращения областного ГУ МВД в прокуратуру Челябинска надзорное ведомство выдало Константину Жаринову предостережение о недопустимости нарушения закона. Как следует из официального документа, выданного оппозиционеру заместителем прокурора города Ольгой Чубук, статья «Правого сектора» «содержала призывы о проведении массовых акций, создании партизанских отрядов, перекрытии дорог и разрушении военной инфраструктуры».
В целях противодействия экстремистской деятельности Константину Жаринову было выдано предостережение о недопустимости совершения незаконных действий. «Поскольку имеются достаточные данные предполагать, что Жариновым К. В. в дальнейшем возможно совершение действий, имеющих своей целью разжигание социальной, религиозной розни, нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина в зависимости от социальной, религиозной принадлежности...» – отметили в прокуратуре Челябинска.
Отстаивать интересы оппозиционера взялся адвокат Андрей Лепехин, который вел дело еще одного гражданского активиста из Челябинска Игоря Юдина. В марте нынешнего года суд приговорил последнего к полутора годам колонии-поселения условно. Он обвинялся в применении насилия по отношению к сотруднику правоохранительных органов, когда пытался оказать сопротивление при доставке на допрос рамках «Болотного дела».
«Являюсь действующим политологом, автором нескольких книг об истории терроризма, поэтому обращение «Правого сектора» было интересно мне в профессиональном аспекте, – объяснил мотивы своего поступка Константин Жаринов. – О каком-то призыве к незаконным действиям у меня и мыслей не было. Надеюсь, что до суда это дело на дойдет».
Одновременно с выдачей предостережения прокурором было издано постановление о направлении материалов дела в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Этой работой занялись следователи УФСБ России по Челябинской области, которые на данный момент успели провести уже две экспертизы текста украинских радикалов.
Согласно заключению лингвистического исследования, в обращении «Правого сектора» были найдены высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям. «Имеются прямые адресные обращения к русским (в широком понимании) и высказывания, призывающие к действиям, направленным на изменения существующего политического строя и препятствующим законной деятельности государственных органов Российской Федерации», – говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела следователем регионального УФСБ.
Психологическое заключение, по данным контрразведчиков, указывает на то, что Константин Жаринов осознанно и целенаправленно осуществлял отбор социально-политической оппозиционной информации из Интернета, в том числе обращение «Правого сектора» для его дальнейшего репоста.
Рунет как символ национальной безопасности
По словам защитника оппозиционера, адвоката Андрея Лепехина, экспертизы текста по сути были исследованиями, юридически проведенными еще в рамках доследственной проверки. Теперь следователь должен назначить повторные экспертизы, которые могут быть проведены теми же специалистами. Ему также предстоит доказать, что в действиях Константина Жаринова был злой умысел в призыве пользователей социальной сети совершать революционный переворот.
Спустя день после публикации обращения «Правого сектора» на основании решения Роскомнадзора №01КМ-7376 от 2 марта 2014 г. все самые массовые группы радикальной группировки в российском сегменте соцсетей были заблокированы. С требованием заблокировать эти сообщества обратилась Генпрокуратура РФ.
«Резкие выводы экспертиз, о которых мы пока узнали только в рамках постановления о возбуждении уголовного дела, нас устраивать не могут, – подчеркнул Андрей Лепехин. – У стороны защиты есть право ходатайствовать о привлечении собственных экспертов, поэтому мы, не дожидаясь результатов окончательного расследования, проведем свои экспертизы. Одно дело, когда призывы распространяют лидеры радикальных группировок, а совсем другое, когда этой информацией делится человек, далекий от незаконных движений и не приемлющий какие-либо противоправные действия, направленные на свержение конституционного строя».
По мнению челябинского политолога Андрея Лаврова, ужесточение законодательства в сфере интернет-коммуникаций может в скором времени затронуть абсолютно каждого пользователя Сети. Если таких людей оставить без защиты, то потом некого будет защищать.
Практика применения ч. 1 ст. 280 УК РФ на Южном Урале достаточно обширна. Так, в настоящее время решается вопрос о возбуждении дела по данной статье в отношении поджигателей прокуратуры Калининского района. Реальные сроки за призыв к экстремизму получили члены незаконной ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».
«Репост чужой информации сейчас стали воспринимать как терроризм, – отметил Андрей Лавров. – Получается, что я могу воспроизвести какую-нибудь цитату из Фридриха Ницше на своей страничке, а мне за это впаяют экстремизм. Произошедшая история – это не сигнал «Правому сектору», а сигнал всем нам – не надо прыгать и кричать, что пора вешать хохлов! Я всегда выступал за свободу слова, мысли и текста. Учитывая, что под преследование попал представитель «Демократического выбора», можно сказать, что всем демократам намекнули: есть только одна точка зрения – Дугина и ему подобных».
Председатель совета регионального отделения партии «Родина», подполковник запаса Федор Юрин считает, что патриотический подъем в стране, связанный с последними событиями на Юго-Востоке Украины, сопоставим с тем единением народа, который произошел после победы в Великой Отечественной войне. Он полагает, что в такой ситуации осуждать политику руководства страны и выступать посредником в действиях радикальных, антигосударственных движениях неприемлемо. Этим, по его словам, могут заниматься только представители «пятой колонны».
«Можно иметь разную точку зрения, но нельзя оправдывать людей, которые устраивают геноцид собственного народа, – заявил Федор Юрин. – Мы относимся к таким поступкам как к предательству. Когда боевики расстреливают людей, мы обязаны всеми силами остановить распространение фашизма и не дать лидерам Евромайдана подготовить почву под распространение этой заразы в нашей стране».