Действия предприятий в период неблагоприятных метеоусловий определяются рекомендательным документом 1985 года, а не нормативным актом. Это значит, что заводы не обязаны снижать выбросы в безветренную погоду. Информация прозвучала сегодня на слушаниях в Комитете Государственной думы по экологии и охране окружающей среды. Несколько раз на встрече приводились примеры из Челябинской области.
Главной темой слушаний стала законодательная база. С 1 января 2019 года первые 300 предприятий должны начать работу, руководствуясь принятым в 2014 году Законом об НДТ — технологическом нормировании и модернизации. Но, как оказалось, до сих пор не подписаны необходимые документы.
— Не приняты 14 актов, нет понимания, кто в «списке 300», и главное — как будут выдаваться комплексные разрешения, какие требования к ним, — подчеркнул депутат Госдумы, председатель комитета Владимир Бурматов.
Эксперты отметили, что снижение выбросов в период НМУ — часто встречающаяся практика. Например, в 2016 году в Челябинске 182 неблагоприятных дня, в Красноярске — 61 день. Но для регулирования действий предприятий до сих пор нет законодательной основы. Участники слушаний также указали на то, что нет оперативного прогнозирования НМУ, мало постов Росгидромета в регионах, не достаточно контроля над предприятиями по снижению выбросов со стороны Росприроднадзора и областных ведомств.
Исполняющая обязанности министра экологии Челябинской области Яна Куприкова заявила, что в регионе дорабатывается законодательная инициатива по атмосферному воздуху, по пяти зонам риска составляются расчеты с учётом метеоусловий.
Замдиректора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Юрий Федоров попытался встать на сторону предприятий. Он заявил, что в условиях санкций у них недостаточно средств, и для долгосрочных инвестиций необходимо привлечь к финансированию зеленых технологий ведущие банки страны.
Дискуссию вызвала тема влияния на экологию автомобильного транспорта. К примеру, Москва с 2016 года перешла на Евро-5 и закупает общественный транспорт только с двигателями пятого класса, а с этого года город приступает к закупке электробусов. Челябинские же власти отказались от идеи приобретать общественный электротранспорт.
По итогам слушаний будут подготовлены рекомендации правительству России, профильным министерствам и ведомствам.
Пока в Москве шли слушания, челябинцы вновь увидели серое облако и почувствовали в воздухе химический запах.
На медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость» 2 марта в Калининграде лидер ОНФ Владимир Путин ответил на вопрос 74.ru об экологических проблемах Челябинска. На замечание о том, что предприятия хитрят и выключают очистные сооружения, Владимир Путин сказал о необходимости «наладить соответствующую систему контроля». Комментируя послание Путина, губернатор Борис Дубровский заявил: власти Челябинской области рассчитывают на то, что при совершенствовании нормативно-правовой базы федеральный центр учтёт наши региональные наработки и инициативы, направленные на улучшение экологической ситуации в стране.
Если вы или ваши близкие работаете на крупных промышленных предприятиях Челябинска и готовы рассказать об обстановке внутри заводов, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Юлия Реутова