Руководитель штаба Алексея Навального в Челябинске Борис Золотаревский стал подозреваемым по делу о хулиганстве группой лиц по предварительному сговору, связанному с сопротивлением представителям власти (часть 2 статьи 213 УК). Следователи полагают, что он выступал организатором беспорядков 5 мая во время несогласованной протестной акции «Он нам не царь». Активист в ответ заявляет о беспрецедентных для города попытках давления на него и его родных. Подробности — в материале 74.ru.
Борис Золотаревский по решению Центрального райсуда отбывал 25 суток ареста за организацию несогласованной протестной акции. Его задержали 5 мая ещё до её начала. Срок наказания истёк 30 мая, и утром молодой человек должен был отправиться из спецприёмника домой.
На выходе его встретили полицейские. Как утверждает Золотаревский, это были сотрудники центра по борьбе с экстремизмом. Оттуда его на гражданском автомобиле доставили в центральный райотдел полиции, а дальше повезли на обыск в квартиру, где он живёт.
— Я так и не смог добиться от встретивших меня сотрудников центра «Э», какой у меня статус — задержан я или нет и по какой причине, — рассказал 74.ru Борис Золотаревский. — В машине мне сказали фразу «Скоро сядешь на подольше». Возле дома нас ждали десять бойцов ОМОНа в масках с бензопилой и гигантским молотом в руках. Соседей они напугали, конечно. Хотели выпилить мне дверь, но я быстро сориентировался, заслонил её собой и позвонил товарищу, у которого оставлял ключи перед арестом. В квартире перетряхнули все мои личные вещи и шкафы, пересмотрели все книги, семейные альбомы. Пытались найти у меня какую-то литературу. В итоге изъяли системный блок, старые кнопочные телефоны, наклейки и браслеты с символикой штаба Навального. Было человек семь полицейских. Среди них следователь и сотрудники центра «Э». Моего адвоката в квартиру так и не пустили.
Вместе с ним при обыске смог присутствовать ещё один представитель штаба Навального — Алексей Табалов. Он рассказал, что у Золотаревского искали доказательства по делу о хулиганстве, возбуждённому после прошедшей 5 мая протестной акции. В число изъятых у молодого человека вещей также попали агитационные материалы предвыборной кампании Алексея Навального и плакаты, с которыми волонтёры около года участвовали в публичных мероприятиях.
После обыска руководителя штаба доставили в центральный райотдел полиции, где допросили в качестве подозреваемого по делу об организации хулиганства.
— Нам так и не сказали, в чём конкретно его подозревают и какие конкретно преступные действия он совершил, — прокомментировал 74.ru адвокат Андрей Лепёхин. — На митинге его не было — Золотаревского задержали до него. Сейчас он подписал обязательство о явке. Это даже не относится к мере пресечения (его применяют к подозреваемым при отсутствии фактических оснований избрания меры пресечения. — Прим. ред.). Преступление, в котором его подозревают, относится к тяжким, максимальный срок наказания — до семи лет. А по факту к нему применяют обязательство о явке. Я связываю это с тем, что следователи сами не верят, что Борис виноват. Явно это постановление о возбуждении уголовного дела вынесено для оправдания того, что сотрудники полиции применили насилие. Если обвинение Борису предъявят, возможно, они будут применять уже другие меры пресечения.
Ранее обыски провели у родных Бориса Золотаревского. В штабе Навального 74.ru рассказали, что оперативники пришли в квартиру его матери, в которой он прописан. При обыске якобы были обнаружены материалы, связывающие активиста с одной из религиозных организаций, деятельность которой в конце минувшего года в России запретили по решению Верховного суда.
В пресс-службе ГУ МВД по Челябинской области официально подтверждают факт проведения оперативных мероприятий в квартире одного из фигурантов в Советском районе. Уточняют, что всё делалось в рамках расследования уголовного дела по части 2 статьи 213 (хулиганство). Но личность того, у кого проводились обыски, не разглашают.
— По месту проживания одного из фигурантов дела, мужчины 1997 года рождения, обнаружена литература, включенная в Федеральный список экстремистских материалов, — говорится в официальном комментарии полицейского главка. — Полицейские также нашли документы и сертификаты, подтверждающие членство мужчины в организации, запрещенной решением Верховного cуда и признанной на территории страны экстремистской. Изъятое направлено на экспертизу, по результатам которой будет принято процессуальное решение.
В полиции не комментируют, о каком количестве экземпляров запрещённой литературы идёт речь. В ряде СМИ со ссылкой на собственный источник появились фотографии единственного журнала «Сторожевая башня» от 15 июля 2010 года, найти который в Федеральном списке экстремистских материалов 74.ru не удалось, а также выданная религиозной организацией Борису Золотаревскому грамота, совместный снимок якобы со слёта её адептов и заявление в военкомат о прохождении альтернативной службы по религиозным мотивам, якобы написанное активистом в прошлом. Чем это может ему обернуться, пока загадка, так как закон не запрещает хранить единичные экземпляры экстремистской литературы в личных целях и предусматривает освобождение от уголовной ответственности людей, добровольно вышедших из запрещённых религиозных организаций. Золотаревский намерен запросить в суде копию протокола по обыску у его родных, чтобы выяснить, что конкретно у них изъяли, и как, возможно, личные данные утекли в Сеть.
— Информация, что глава штаба Навального является членом запрещённой организации, как написали многие СМИ, — это чистейшей воды вброс. Конечно же, это не так, — прокомментировал Борис Золотаревский. — Только недавно я узнал, что прошёл обыск у моих родственников. И вроде как нашли там какую-то литературу, связанную с этой запрещённой религиозной организацией. Родственники когда-то действительно были адептами этого учения. Сейчас оно не функционирует. Я сейчас не имею к ним никакого отношения. По вероисповеданию считаю себя агностиком. 29 мая ко мне в камеру пришли несколько сотрудников центра «Э» совместно с начальником спецприёмника и без объяснений перетряхнули все вещи, сфотографировали все книги. Интересовались, нет ли у меня с собой литературы этой запрещённой организации. Это очень странно, потому что никакого отношения к ней я не имею. У меня с собой были в основном профессиональная и художественная литература.
На вопрос о заявлении в военкомат активист сообщил, что имеет отсрочку в связи с обучением в университете. И затруднился сказать, писал ли он когда-нибудь подобное обращение. Возле спецприёмника утром 30 мая вместе с оперативниками Золотаревского встретил и представитель военкомата. Как оказалось, чтобы вручить повестку о явке на комиссию.
Обыски в домах волонтёров штаба Навального в рамках расследования дела о хулиганстве начали проводить с 25 мая. Вместе с Борисом Золотаревским на сегодня они прошли уже у пяти участников протестной акции 5 мая. Ещё у одного, по словам Алексея Табалова, попытка не удалась — бабушка волонтёра не открыла дверь оперативникам, она была одна дома.
Параллельно в судах продолжается рассмотрение административных дел в отношении участников акции. 30 мая в Центральном райсуде прошли пять таких процессов. По словам адвоката Андрея Лепёхина, двое из участников не были в курсе предстоящих заседаний и того, что могут рассчитывать на юридическую поддержку с его стороны. По одному из дел суд удовлетворил ходатайство защиты о привлечении в качестве свидетелей начальника городского управления МВД Сергея Миронова и первого замглавы Челябинска Натальи Котовой, подписывавшей отказы в согласовании уведомления о проведении акции.
— Они не могут прислать своих представителей и должны лично присутствовать, потому что свидетельские показания надо давать. Суд должен обязать их явиться, — подчеркнул Андрей Лепёхин.
Вслед за Золотаревским к административной ответственности привлекли ещё четверых участников. Одного из них арестовали на неделю, остальные отделались штрафами от 700 до 10 тысяч рублей.
Несанкционированный митинг «Он нам не царь» начался возле памятника Курчатову 5 мая в 14:00. Уже там начались первые задержания. Но это не помешало колонне прошествовать до Алого Поля. К моменту прихода митингующих сотрудники полиции оцепили сквер и встали живой стеной. Нескольким участникам акции удалось прорвать оборону.
74.ru провёл онлайн-репортаж с мероприятия. Хронику акции, фото задержаний и видео шествия смотрите на нашем сайте.
Если вы стали фигурантом этого дела или обладаете информацией о его расследовании, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
Фото: Александр Беляев