– То, что реклама на квитанциях за ЖКХ-услуги незаконна, удалось доказать в суде нашим коллегам из Нижнего Новгорода, – объяснила Татьяна Соболевская. – Гражданин обратился в региональное УФАС, указав, что есть постановление правительства, регулирующее порядок предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. И в этом постановлении есть перечень информации, который должен быть в квитанциях. Это стоимость услуги, объём и так далее. Но рекламы в списке нет. Соответственно, размещать её – значит нарушать закон.
По словам представителя УФАС, было возбуждено дело, и решение в пользу антимонопольщиков прошло все судебные инстанции в Нижнем Новгороде.
– В конце прошлого года мы получили практику наших коллег по этому вопросу и уже начали применять её на деле, – продолжает Татьяна Соболевская. – Мы делаем запросы в ресурсоснабжающие организации и управляющие компании о том, на каком основании всё-таки они размещают рекламу на квитанциях. Будем запрашивать договоры и менять эту ситуацию.
В МУП ПОВВ, оборотная сторона квитанций которого традиционно полностью занята рекламой, пообещали прокомментировать ситуацию позже. В компании «Челябэнергосбыт» сообщили, что запросов от УФАС по этой теме еще не поступало.
– Вся информация, которую мы обязаны указывать, размещена на лицевой стороне квитанции, — рассказали в «Челябэнергосбыте». — На оборотной стороне, как правило, мы публикуем дополнительную полезную информацию о поставках электроэнергии потребителям или новшествах законодательства по передаче энергии. А оставшиеся площади на конкурсной основе переданы сторонней организации, которая и размещала там рекламу. Это случалось не часто и в небольшом объеме. С учетом же того, что с февраля на оборотной стороне будем печатать квитанции за капремонт, реклама на наших квитанциях сама по себе перестанет быть актуальной.
Между тем, по мнению игрока рекламного рынка, такая реклама дает заказчикам скорее отрицательный эффект.
– Любая квитанция за услуги ЖКХ вызывает только негатив, и если на этой бумажке кто-то ещё и рекламу оставляет – это безумие, – считает директор группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов. – Если оценивать действенность рекламы, думаю, она абсолютно нулевая. Это как продвигать в трамвае вип-туры на частном самолете – знаю, от Комсомольской площади до проходной ЧТЗ такое объявление курсировало. Заказчик уверен, что именно в этих трамваях ездят люди, которым эта реклама будет очень интересна. Я дивлюсь, когда люди размещают рекламу хорошей жизни в неблагоустроенных, заплеванных и заляпанных жвачкой лифтах. Видимо, в какой-то компании работает хороший менеджер, который сумел убедить рекламодателей в космической глупости, сколько бы она ни стоила.
Мария Крухмалева
Фото Ирины Имановой