Строить стали меньше?
— Если раньше Челябинская область в год вводила в строй два миллиона кв. м жилья, то теперь виден спад, — рассказал Виктор Тупикин. — В последние два года объём построенного жилья не превышает 1,3 миллиона кв. м. Это связано в первую очередь с падением покупательского спроса.
Тем не менее наш регион двигается прогрессивно в строительной отрасли, уверен министр.
— Например, мы развиваем монолитно-каркасное домостроение. Панелька остаётся самым востребованным сегментом благодаря своей низкой цене, поэтому полностью уйти от панельного строительства не получится. Но мы хотели бы применять новые технологии: не только красить фасады в яркие цвета, но и менять конструктив здания, добавлять новые элементы в тех же панельках. Это визуально изменит облик здания. Сейчас мы с застройщиками работаем в этом направлении.
Продолжат ли расселять из аварийного жилья?
Глава регионального минстроя рассказал, что сегодня в реестре аварийных насчитывается уже 88 домов, признанных таковыми после 2012 года. Это 15 тысяч человек, проживающих в 234 тыс. кв. м — этот объём уже почти вдвое превышает показатели, которые регион расселил за последние пять лет.
— Новая программа расселения из ветхо-аварийного жилья будет разработана только к 1 января 2019 года, — отметил Виктор Тупикин. — Мы также отрабатываем возможные механизмы этой программы. Тем временем мы продолжаем расселять аварийный жилфонд. В этом году было выделено 400 миллионов рублей, чтобы переселить людей. На следующий год предусматривается 600 миллионов. Наиболее успешно программа реализуется в Челябинске, Магнитогорске, Пласте. В Сатке и Копейске были проблемы с расселением.
Проблемой остаётся снос расселенных домов. Многие из них так и остаются заброшенными. Минстрой Челябинской области не финансирует снос таких зданий, эта обязанность возлагается на муниципалитеты. Но зачастую у местных властей нет денег на эти цели, так как услуга дорогостоящая.
— В Южноуральске реализовали комплексно расселение и снос аварийных домов. Там расторговали эти площадки с обременением. Появились застройщики, которые снесли ветхие дома и построили на их месте новые. Это очень хорошая практика, которую нужно использовать по всей области, — уверен министр.
В регионе разберутся с долгостроями?
— Сейчас в области большое количество объектов незавершённого строительства. Несколько лет назад компании начинали стройку, в том числе с частичным финансированием из областного бюджета, но из-за финансовых проблем приостанавливали работы. Наша задача — сократить количество таких долгостроев. Для этого минстрой планирует проводить конкурсы, по итогам которых подрядчик будет достраивать здание. Но наша цель — не просто продать объект с торгов, а достроить его. Правда, инвестору придётся столкнуться с рядом проблем. Ему предстоит заниматься технической экспертизой и корректировкой проекта. Не все подрядчики к этому готовы.
Кроме жилых долгостроев, замороженными сегодня остаются и некоторые объекты социального назначения. К примеру, физкультурно-оздоровительные комплексы в разных городах области. Летом этого года на недостроенном ФОК в Сатке разбилась девочка. Прокуратура через суд потребовала обязать администрацию Саткинского района законсервировать недостроенный спорткомплекс с ледовым дворцом.
— На нескольких недостроенных спорткомплексах работы возобновятся в 2018 году: в Южноуральске, Верхнеуральске, Кыштыме, Нязепетровске. ФОК в Сатке и в Кусе в этот перечень на следующий год не попали. Хотя в Кусе есть коробка здания и внутренние инженерные сети, но средств на достройку не хватило — слишком замахнулись с масштабом проекта. Хотя, чтобы достроить этот спорткомплекс, хватит одного года. Возможно, муниципалитетам нужно искать концессионеров, которые с помощью частных инвестиций достроят ФОКи.
Кого включат в реестр пострадавших дольщиков?
— Число проблемных объектов, к сожалению, продолжает расти. Многие застройщики столкнулись с экономическими проблемами. Во-первых, кредит компаниям получить сейчас практически невозможно. Во-вторых, многие компании, входя в стройку ещё в 2014-2015 годах и зная успешный опыт продаж предыдущих лет, взялись за тот объём, потянуть который не смогли: собрали деньги дольщиков, построили три-четыре этажа и приостановили работы.
Вторым по количеству пострадавших дольщиков сегодня можно назвать микрорайон Чурилово Lake City. В этом году они массово обратились в минстрой с требованием включить их в реестр пострадавших дольщиков.
— С июля Минстрой России утвердил новые требования, по которым дольщиков можно признать пострадавшими. Это случаи, когда страховая компания или банк оказались банкротом и люди не могут получить с ним компенсации за недострой. А также, если в течение полугода строительство объекта не ведётся. По этим двум критериям мы включаем дольщиков по их заявлениям в реестр. Важно, что раньше реестр проблемных дольщиков существовал, но по долгостроям не разрабатывались планы-графики. Сейчас мы обязаны разрабатывать такие графики по каждому объекту.
Виктор Тупикин уточнил, что министерство ищет возможность достройки домов с каждым из застройщиков.
— Да, если у компании есть нарушения, мы проводим проверки, в том числе финансовой отчётности. Если есть нецелевое использование, обращаемся в прокуратуру, которая возбуждает и расследуют уголовные дела, а судебные приставы налагают аресты на имущество компании. Но не всегда с застройщиком нужно работать палкой, иногда нужен и пряник. Мы прорабатываем с компаниями возможность достройки домов, готовы снять некоторые административные барьеры или помощь с техподключением объектов. Ведь иногда со сроком сдачи затягивают именно из-за проблем с подключением сетей – это вопрос 5-10 миллионов рублей. Мы договариваемся с ресурсниками, которые готовы принять плату после ввода дома, когда компания может продать площади и расплатиться. Так в этом году стройка возобновилась на ЖК «Оникс».
Капремонт домов будет комплексным?
— Конечно, капитальный ремонт будет более эффективным, если на нём одновременно будет проводиться сразу несколько видов работ: ремонт фасада, крыши и сетей, например. Но сложность в том, что региональные программы приняты и утверждены на пятилетний срок. При этом база данных от управляющих компаний, по которой формировалась программа, оказалась несовершенной. Так, дом 1950 годов постройки, которому ремонт требуется сейчас, попал в программу после 2020 года. Сейчас изменить план проблематично, ведь это вызовет недовольство жителей тех домов, которые попали в программу раньше. Но при формировании региональных программ на последующие годы мы учтём, что капремонт нужно проводить комплексно.
Евгения Исакова
Фото: читатель 74.ru, Rechelstroy.ru