Тайский бокс, или муайтай (один из вариантов перевода – свободный бой), в нашем регионе пока не столь популярен, как, к примеру, дзюдо или каратэ. Хотя этим видом восточных единоборств в Челябинской области занимаются уже более тысячи человек. Древний боевой поединок, зародившийся в Сиаме, иногда называют искусством восьмируких: в отличие от бокса и кикбосксинга здесь можно наносить удары восемью конечностями – кулаками, ступнями, локтями и коленями. Поэтому бойцов муайтай считают одними из самых подготовленных в мире, а сам вид единоборств – наиболее приближенным к реальному бою. Именно такая жесткая и зрелищная направленность привлекла к нему внимание челябинского предпринимателя Олега Борохова, который сейчас является президентом областной федерации тайского бокса. Он ответил на несколько вопросов корреспондента Mychel.ru.
– Олег Викторович, как в хоккейном Челябинске начал развиваться экзотический муайтай?
– Я «заболел» этим видом спорта в конце 1990-х. Очень понравилась его зрелищность и бескомпромиссность. Поэтому, когда друзья попросили меня возглавить в 2000 году областную федерацию тайского бокса, я не раздумывая согласился. Благодаря людям, создавшим федерацию, муайтай начал активно развиваться в нашем городе и области. Я с удовольствием назову их имена: Сергей Селещук, Константин Жданов, Олег Терехов. С тех пор стараюсь всеми силами и средствами продвигать и популяризировать тайский бокс в нашей области. А что касается его экзотичности... Для Челябинска это, может быть, и справедливо, а в мире он давно не экзотика. Наоборот. В некоторых европейских странах муайтай чрезвычайно популярен, а в Голландии так вообще единоборство №1. Я уже не говорю про Таиланд.
– Чем это вызвано?
– Отчасти тем, что тайские бойцы – очень подготовленные ребята, они часто выступают в боях без правил в дисциплине К1 и, как правило, побеждают.
– Составляя конкуренцию нашему Федору Емельяненко?
– Нет. Емельяненко бьется в дисциплине микс-файт (смешанный бой). В отличие от К1, там больше захватов, борцовских приемов в партере. А бои в К1 очень напоминают муайтай, только там нет ударов локтями. Эта версия, созданная в Японии, очень престижна среди бойцов во всем мире. Буква «К» в названии означает то, что здесь используются многие боевые искусства, название которых начинается на эту букву: каратэ, кунфу и так далее. Кстати, гонорары в К1 приближаются к гонорарам в профессиональном боксе. К сожалению, в России бои по К1 практически не проводятся – просто нет энтузиастов, которые могли бы заняться их раскруткой.
– Давайте вернемся в Челябинск. С чего областная федерация начала работу?
– Вначале мы провели в нашем городе три чемпионата России среди любителей: в 2001, 2002 и 2004 годах. Без ложной скромности скажу, что это было на довольно хорошем организационном уровне. К нам приезжали ведущие спортсмены страны – из Москвы, Кемерова, Екатеринбурга, Дагестана, ХМАО. Одновременно готовили и профессиональные турниры. В тайском боксе есть особенность: спортсменам можно параллельно выступать как в любителях, так и в профессионалах. Естественно, начали развивать детский спорт. При содействии федерации тайский бокс появился в Магнитогорске, Златоусте, Аше, Миассе, Троицке, Трехгорном. Если брать всю область и все возрастные категории, сейчас тайским боксом у нас занимается более 1200 человек.
Федерация в основном играет роль спонсора. Мы оказываем материальную поддержку спортсменам и тренерам, премируем их, помогаем организовывать турниры разных категорий, вывозим спорстменов на российские и зарубежные соревнования. Без материального стимулирования не обойтись, да и не нужно без него обходиться.
– Как такая поддержка отразилась на спортивных результатах?
– Не скажу, что мы совершили какой-то прорыв, но уровень наших спортсменов с каждым годом растет. В начале 2000-х у нас были двукратная чемпионка мира Светлана Новикова, чемпион Европы, серебряный призер чемпионата мира и Кубка мира Сергей Маткин. В 2000 году сборная России, за которую выступали челябинские бойцы, заняла второе место в общекомандном зачете на чемпионате мира. Сейчас Светлана и Сергей занимаются уже тренерской работой. Однако смена у них более чем достойная – трехкратная чемпионка мира Екатерина Цепелева, ее брат – чемпион Европы, победитель нескольких крупных международных турниров Роман Тараканов.
– Это челябинские воспитанники?
– Да. В нашем городе работает очень хорошая школа по тайскому боксу «Мастер»: более 500 спортсменов, 16 тренеров. Ее возглавляет Сергей Селещук. Сейчас ребята занимаются на четырех площадках: главные – во Дворце спорта ЧЭМК и в новом потрибунном помещении стадиона «Центральный». Кроме того, есть спортзалы на Северо-Западе. В перспективе хотим открыть новые площадки в Ленинском и Металлургическом районах. Подходящие помещения уже присмотрели, в частности, на базе спортивного комплекса «Алмаз», который недавно вернулся в муниципальную собственность.
– На сайте областной федерации тайского бокса недавно увидел информацию о строительстве отдельного центра по тайскому боксу в Челябинске...
– Это завтрашний день. Правда, один из родоначальников муайтай в Челябинске Олег Терехов уже показывал мне красивый проект этого центра: двухэтажное здание с современными рингами, трибунами, тренерской, тренажерным залом, душевыми. Но о строительстве пока говорить рано, еще не решен земельный вопрос.
– Наверное, на планы повлиял мировой финансовый кризис?
– Конечно, кризис отразился на нашей работе, так же как и на работе других федераций. Надо учитывать, что тайский бокс – не олимпийский вид, а государство прежде всего поддерживает олимпийцев. Но мы не жалуемся. Власти все-таки стараются оказывать нам поддержку. Особенно я благодарен администрации Челябинска, лично начальнику спортуправления Юрию Серебренникову. Недавно мэрия выделила ДЮСШ «Мастер» современный автобус «Хендай» на 19 мест. Теперь проблемы съездить на турниры в Уфу, Екатеринбург и другие соседние города нет. Если говорить об организационной части, то нынешние финансовые трудности, я надеюсь, на ней не отразятся. Мы твердо намерены провести все запланированное на этот год.
– Но такой турнир, как «Битва чемпионов», прошедший 9 мая прошлого года, вряд ли потянете?
– Почему? В прошлом году мы успешно организовали в Челябинске два международных турнира по муайтай с очень представительным составом участников. На «Битву чемпионов» и отбор на реалити-шоу «Контендер» (Претендент) собрались чемпионы и призеры чемпионатов мира, проходных поединков не было.
– Тем не менее, отмечая высокий уровень «Контендера», как организационный, так и спортивный, некоторые все же говорили, что победитель был изначально известен – Артем Левин из Прокопьевска.
– Нет, это не так. Соглашусь с тем, что Левин был фаворитом. Он сейчас выступает очень ярко, можно сказать, находится на пике форме. Но и у него в Челябинске были трудные бои. К примеру, с турецким бойцом. Да и другой фаворит – Виталий Гурков, будь у него побольше времени на восстановление между поединками, мог выиграть главный приз. Но так сложился турнир. Отмечу, что после «Контендера» на лаврах почивать не собираемся. Нам есть что шлифовать – в первую очередь элементы шоу. Все должно проходить без временных накладок, динамично, под стать этому виду единоборств. Признаюсь, для меня была очень лестной оценка «Контендера» Стефаном Фоксом — генеральным секретарем Международной федерации тайского бокса, вице-президентом Всемирного Совета муайтай – эта организация проводит бои профессионалов. Он заявил, что наше соревнование прошло на уровне хороших голландских турниров. Если все будет нормально, в мае мы организуем в Челябинске новое шоу с еще более мощным составом участников. А летом впервые привезем в наш город тренеров и спортсменов из Таиланда, чтобы учиться мастерству у «первоисточника». В прошлому году мы также впервые организовали поездку наших спортсменов и тренеров в Таиланд, в специальный спортивный лагерь под Бангкоком. Пользу от такой стажировки переоценить трудно.
– Челябинская компания «Урал Спорт Промоушн» зарабатывает деньги на организации боксерских поединков? Может ли стать бизнесом организация боев профессионалов по муайтай?
– Теоретически это может стать бизнес-проектом. От чего получает доход промоутерская компания? От продажи билетов, прав показа, рекламы. При этом она вкладывает в бизнес собственные средства и деньги спонсоров. Но на сегодняшний день мы не ставим цель извлечь какую-то прибыль. Наоборот, ту прибыль, которую зарабатываем, направляем на поддержку любительского спорта, прежде всего детских школ. Мы не Таиланд, где на муайтай зарабатывают огромные суммы с помощью тотализатора. Однако в будущем при соответствующей раскрутке титульных боев можно, конечно, и у нас развивать промоутерский бизнес.
– Олег Викторович, а чем вас так покорил муайтай?
– Наверное, тем, что этот вид единоборств, как я уже говорил, максимально приближен к боям без правил, к реальному поединку. Он очень зрелищный. Бойцы действительно универсальные. Они одинаково хорошо владеют как руками, так и ногами. В том же кикбоксинге ударов коленями и локтями нет.
– Насколько он травмоопасный?
– Все единоборства травмоопасны, но рук и ног на тренировках никто не ломает. У любителей хорошая защита: наколенники, налокотники, шлемы, жилеты. Вывихи случаются. А вот в профессионалах уже все по-взрослому, тем более в боях без правил. Там защита практически отсутствует. Тем не менее специалисты считают муайтай менее опасным спортом, чем тот же классический бокс, где удары в основном направлены в голову. У нас они, так сказать, распределены по всему телу. Но самое главное – тайский бокс, в отличие от бокса и кикбоскинга, имеет очень богатые традиции. Это настоящее искусство со своей системой ценностей. Перед началом поединка обязательно исполняется ритуальный танец – боец в процессе медитации концентрирует всю свою энергию.
– Сколько времени нужно на то, чтобы вырастить классного бойца муайтай? И с какого возраста специалисты рекомендует начинать занятия?
– Как и в других боевых искусствах, срок сугубо индивидуален. Все зависит от самого спортсмена. А начинать путь бойца муайтай восточные мастера: и тайцы, и японцы рекомендуют в возрасте 10 лет. Я поддерживаю эту точку зрению. Вряд ли 5-6 летний малыш может осознанно постигать тайны этого искусства. Правда, к нам порой приводят совсем крох. Мы никому не отказываем, просто для таких детей организуем занятия по общефизической подготовке.