Первый сезон КХЛ получился очень ярким. Это признают многие хоккейные специалисты и у нас в стране, и за рубежом. Жесткая борьба даже в последних, ничего не значащих с турнирной точки зрения матчах регулярного чемпионата, непредсказуемые серии плей-офф, решающие шайбы на последних секундах... В таких играх выражение «вратарь – половина команды» из стереотипа превращалось в правду. Об этом, наверное, лучше других знает вратарь челябинского «Трактора» Данила Алистратов. По ходу сезона у него были и взлеты, и падения. Об этом и многом другом – в интервью молодого вратаря нашему сайту.
Хочу быть голкипером, и все!
– Данила, почему решил заняться именно хоккеем?
– Просто по телевизору смотрел, понравилось, потом пару раз сходил вживую на «Трактор», игравший тогда еще в Суперлиге. С самого начала хотел играть в воротах, поэтому, придя первый раз на тренировку, сказал: «Хочу быть голкипером, и все!»…Обычно на вратарскую позицию ставят тех, у кого не получилось в поле, но мой случай – исключение.
– Тебе действительно в детстве шайба угодила в переносицу?
– Да, мне было пять лет, сидел сзади ворот на балкончике, случился какой-то рикошет, и шайба прилетела.
– Этот эпизод повлиял на твой выбор?
– Нет, тогда еще ничего не понимал.
– Желание заниматься другим видом спорта не возникало?
Данила Алистратов
Дата рождения: 30. 10.1990
Рост: 172
Вес: 68
Позиция: Голкипер
Страна: Россия, Челябинск
Игровой номер: 74
Воспитанник ХК «Трактор». Двукратный чемпион России среди ДЮСШ (2006, 2007). Серебряный призер юношеского чемпионата мира (2008). Бронзовый призер (2009) молодежного чемпионата мира.– Сначала папа предлагал в каратэ меня отдать, но я на тот период времени грезил футболом, занимался полгода в «Гороно» (СДЮСШОР №3 – Прим. авт.), после чего посвятил всего себя любимому делу.
– Как я понимаю, семья у тебя к спорту неравнодушна?
– Папа в молодости в футбол играл, до сих пор поддерживает себя в форме, мама ничем профессионально не занималась. Сейчас младшая сестренка фигурным катанием увлекается, тренируется в «Уральской молнии».
– Какова роль отца в твоей жизни?
– Он сыграл большую роль в становлении меня не только как личности, но и как хоккеиста, на данный момент по хоккейным вопросам не советуюсь, а раньше всегда обсуждал те или иные тонкости игры.
До Набокова мне – как до Китая пешком
– Для тебя время, проведенное в Тракторе-90, было богатым на события. Что больше всего врезалось в память?
– Была отличная команда, дружный коллектив, в чем заслуга Станислава Викторовича Шадрина. Почти все турниры выигрывали, правда в первых двух финалах России заняли лишь второе и третье место, но позже дважды становились чемпионами своего возраста. Со всеми ребятами продолжаю общаться, благо, большинство из них в фарме, что позволяет постоянно поддерживать контакт.
– Помнишь свой первый матч в Суперлиге?
– Дебют пришелся на второй круг сезона 2007-2008 года, когда проиграли дома Магнитке 0:2, именно тогда впервые вышел с первых минут.
– Знаю, что ты с юниорского возраста усиленно оттачивал вратарские навыки под руководством лучших специалистов…
– В Москве тренировался у Виталия Ерфилова, который в работе со мной акцентировал внимание на катании и выборе позиции. А три года назад в Чехии под предводительством тренера, подготовившего Доминика Гашека и Душана Салфицки, оттачивал навыки игры на щитках, так называемый butterfly (стиль эффективен для закрывания нижней части ворот, при быстром перемещении от штанги к штанге – Прим. авт.). Но, безусловно, и другим техническим компонентам уделяли внимание: правильное отбитие шайбы в углы, а не на «пятак».
– Сам какого стиля придерживаешься?
– Как получится. Стараюсь перенять лучшее из stand-up и butterfly. Не надо зацикливаться на этом, главное ловить шайбу, а как – стоя, падая – неважно… Хоть на голове стоять. (Смеется.)
– Чья манера игры импонирует из современных goaltenders?
– Нравятся Женя Набоков и Martin Brodeur.
– Наблюдая за Набоковым и проецируя его действия на свои, подметил какие-то общие стилевые особенности?
– (Смеется.) Нет, где он и где я, мне до него еще, как до Китая пешком!
Приложу все силы для совершенствования мастерства
– Твои слабые и сильные стороны?
– Сложно сказать, наверное, самая слабая – игра клюшкой, плюс на выходах за воротами, когда нужно оставить шайбу, сделать передачу. К слову, летом поеду в Канаду на три недели тренироваться к серьезному специалисту, в свое время работавшему с клубами NHL, и приложу все силы для совершенствования мастерства.
– Уделишь внимание только этим техническим элементам?
– Прибавлять надо во всем, нет еще того, над чем не следует работать.
– Затронули тему NHL, впереди драфт. Как оценишь свои шансы?
– Не все зависит от меня, выберут, так выберут, сильно не задумываюсь. Играю за «Трактор», и пока нет смысла уезжать за океан, да и рано еще: я просто не готов. Если задрафтуют, будет три года, чтобы уехать, а за это время может многое поменяться, так что пока загадывать не стоит.
– Допустим, в будущем отправишься в Северную Америку, проблемы языкового барьера могут возникнуть?
– Не думаю, ведь когда живешь в обществе, где все разговаривают на английском, быстрее адаптируешься. Хотя, если честно, мой уровень не очень… Азы и дежурные фразы знаю, не более.
– Вернемся к российским реалиям. Первый сезон КХЛ завершен, как оценишь его итоги?
– Лично для меня сложился лучше, чем прошлый, так как больше играл, был основным вратарем. Правда мы немного смазали концовку, чуть расслабились, и силенок не хватило в плей-офф, а в целом неплохо провели сезон.
Доверие – самая важная составляющая
– В последнее время много язвительных стрел сыплется в адрес Андрея Назарова. Хотелось бы узнать из первых уст, каков Андрей Викторович на самом деле?
– Он хороший молодой амбициозный тренер, к тому же перспективный, ведь всего лишь второй год работает с командой. За этот период времени достаточно многого добился – два раза вышли в плей-офф, где правда неудачно сыграли. В том году были 14-е из 19-ти, в этом – 12-е из 24-х. Уверен, будет расти вместе с командой!
– Андрей Викторович всегда поддерживает и подбадривает тебя, несмотря на неудачи. Данное обстоятельство идет в плюс или минус?
– Несомненно, доверие – самое важное. Если верят партнеры по команде и главный тренер, тогда легче играть, когда наоборот – тяжело. Особенно этот момент актуален для молодых: доверие окрыляет, это неимоверный прилив сил, желание работать и повышать уровень индивидуального мастерства. Так что я чувствую уверенность в «Тракторе» – это мой родной дом.
– Получается, чем раньше заиграешь, тем лучше?
– По-разному бывает: можно в 19 или в 25 лет раскрыться. Главное, реализовать все потенциальные способности, что возможно лишь благодаря ежедневной трудовой деятельности, которая, без сомнения, пойдет только на пользу, как бы тяжко не приходилось на первый взгляд.
– Вообще, провокации на льду в твоей карьере случались?
– Пока как таковых не было. Надо отдавать себе отчет в том, что вратарь – оплот спокойствия и уверенности, умеющий полностью контролировать эмоции и ситуацию на льду. Нельзя выходить из себя по любому поводу, ведь тогда все закончится плачевно.
– В небезызвестном «побоище в Казани» ты не принимал участие?
– (Смеется.) Нет, там Вася Кошечкин стоял! У нас тогда со скамьи выбежал Сережа (Мыльников – Прим. авт.) и был на ведущих ролях в драке.
– А в принципе способен повторить «подвиг» Мыльникова?
– Когда кто-то неправ, судья или команда соперника, всегда эмоции испытываешь, хочется помочь ребятам. Поэтому готов вступиться за партнеров, если того требует ситуация.
– Сергей Мыльников, Владислав Фокин – твои коллеги по вратарскому ремеслу. Конкуренции побаиваешься?
– Наоборот, отлично, когда есть здоровая конкуренция, в противном случае можно расслабиться.
В России свобода слова: всем ведь не угодишь
– Как настраиваешься перед игрой?
– Ничего особенного и сверхъестественного не делаю. (Улыбается.) Иногда музыку слушаю.
– А суеверия есть?
– Даже если есть, это для того и суеверия, чтобы о них знал только я и никто больше.
– Сильно переживаешь после поражений?
– Конечно, расстраиваюсь, но следует поскорей забыть и готовиться к следующей игре. Хотя тяжело, к примеру, проигрывать пять матчей кряду, уверенность теряется, хочется снова почувствовать вкус побед. Играть всегда легче, когда выиграл пару игр подряд – совсем другие эмоции.
– С чем связан выбор рисунка на шлеме (канарейка Твити из американского мультсериала «Looney tunes»)?
– Просто понравился, в Интернете смотрел разные картинки, решил такую выбрать.
– Номер «74» – так как челябинский регион?
– Да, хотя в детстве играл под первым номером, тогда нас не спрашивали, под каким хотим выступать.
– Коснемся нелицеприятного вопроса. На различного рода форумах и в СМИ тебя постоянно критикуют, «выплескивая» негативную информацию. Какова твоя реакция?
– В России свобода слова, это их дело, пускай что хотят, то и пишут. Всем не угодишь, кому-то нравится игра, кому-то – нет.
– Мне известно, что ты учишься в ЧелГУ…
– Когда закончу с хоккеем, надо ведь чем-то заниматься. Образование в наше время важно, особенно в условиях дефицита рабочих мест.
– На сегодняшний день все мысли связаны только с хоккеем?
– А как иначе. Первостепенная цель – научиться играть в хоккей, работать и еще раз работать.
– Нехватка свободного времени не утомляет?
– Ни в коем случае, я сам выбрал этот путь. При этом, как и все люди, могу сходить в кино, прогуляться с друзьями, летом в футбол и волейбол поиграть на отдыхе.
– Что из последнего посмотрел в кинотеатре?
– «Знамение» с Николасом Кейджом – интересный фильм, только концовка плохая.
– А из спортивных трансляций?
– Ответный матч 1/8 финала Лиги чемпионов – «Ювентус» vs «Челси». Поражает Гус Хиддинк, думаю, с «аристократами» у него все получится.
Статистика