Финалист Кубка Гагарина 2012–2013 «Трактор» в этом сезоне пока показывает весьма невнятный хоккей. Ко всему прочему, руководство челябинцев приняло решение расстаться сразу с несколькими игроками. В чем причины кризиса, чем обусловлены последние трансферы и когда у подопечных Валерия Белоусова закончится черная полоса, об этом в интервью с директором клуба Владимиром Кречиным.
– Владимир Николаевич, в чем же все-таки основная причина кризиса, в котором сейчас находится команда? Ведь восьмое место и борьба за плей-офф – это не совсем то, чего ожидали болельщики перед началом этого сезона.
– Если бы мы знали точный ответ, то этого бы не случилось. Есть ряд причин, которые можно назвать. Первая – это самоуспокоенность игроков, посчитавших, что после завоевания серебряных медалей они смогут на волне этого успеха играть и дальше. Но так не бывает. Всегда нужно работать и двигаться вперед, независимо от прошлых успехов, отдаваясь на площадке душой и сердцем. Не хочу сейчас говорить о том, кто прав и виноват, но статистика форвардов первого и второго звена говорит сама за себя. Посмотрите, ведь за исключением ушедшего в «Донбасс» Максима Якуцени мы не потеряли никого из своих лидеров в этой линии, а результат сейчас совсем другой.
– Два дня назад в Москве состоялось совещание руководителей клубов Лиги, где обсуждались похожие проблемы.
– Да, и там была озвучена еще одна причина ситуации, в которой находятся многие клубы. Мы элементарно не имеем никаких рычагов воздействия на игроков. Есть контракт, и неважно, хорошо или плохо играет хоккеист. Мы ничего здесь не можем сделать, так как у него есть гарантированная сумма, которую он получит при любых раскладах. Поэтому на совещании от всех клубов была выдвинута идея о введении этих самых рычагов. Ведь не открою Америки, если скажу, что хоккеисты показывают свои лучший уровень игры в тот момент, когда контракт истекает и наоборот, заключив новое соглашение, в ряде случаев просто перестают играть и работать над собой.
– Эта ситуация актуальна и для «Трактора»?
– Да, именно про это я и говорю. Самоотдача на льду во многом от этого и зависит. Регулярно под шайбу у нас ложится только Ян Булис. В любом эпизоде он отдает всего себя, и это как раз и говорит о его профессионализме. Если бы каждый относился к делу так, как Ян, «Трактор» не занимал бы сейчас восьмое место.
– Какие еще вопросы обсуждались на совещании?
– Первый – это лимит на легионеров. Одни клубы имеют право пригласить 10-15 легионеров, а другие – пять. Мы все понимаем, что вновь прибывшие иностранцы приезжают на значительно меньшие контракты и играют здесь здорово. Лимит поднимает контракты российских игроков настолько сильно, что они в какой-то период времени просто успокаиваются. А если клуб начинает на них давить, то в дело включается профсоюз, различные пункты в регламенте и многое другое. Также была выдвинута идея, чтобы сделать начало предсезонных сборов с 22 июля. Но важно понимать, что среди российских хоккеистов мало тех, кто будет готовиться самостоятельно и поддерживать себя летом в форме. В Швейцарии, добившейся в последнее время больших успехов, отпусков у игроков практически нет. И вот результат.
– Много вопросов у болельщиков и по селекции.
– Давайте начнем с Рената Мамашева. Кто бы мог подумать, что, выдав такой блестящий сезон и перейдя в команду выше классом, у него не пойдет? Видимо, здесь и сыграла вышеозвученная причина. Ренат подумал, что так будет продолжаться всегда, но практика показала, что это не так и нужно снова и снова работать над собой. По игровым причинам расстались мы и с Александром Гуськовым.
– Дарзиньш?
– Валерий Константинович в своем интервью все сказал по Лаурису. Легионер, который не играет, ставит под сомнение рациональность своего нахождения в команде.
– Также Валерий Константинович на одной из пресс-конференций сказал, что Константин Панов уже точно не вернется в расположение команды.
– Как Валерий Константинович сказал – так и будет. Если он поменяет свое решение – проведем с Костей очередные переговоры.
– Переход Егора Дугина в «Динамо» имел какие-то другие, пока неозвученные причины?
– Егор – наш воспитанник, молодой, перспективный. Но команде нужна была встряска, и определенную роль сыграл тот факт, что его агент активно вел переговоры с другими клубами, поэтому в конце сезона мы могли просто потерять Егора без каких-либо компенсаций. Знаю, что Дугин дорог для болельщиков и его очень любят в Челябинске. Нужен он и нам, но агент сделал бы так, что в любом случае «Трактор» потерял бы этого форварда. А сейчас на сумму, вырученную от этого трансфера, клуб может содержать целую пятерку перспективных игроков. – Из этого, видимо, и вытекает основной вектор дальнейшей политики клуба?
– Мы все рады, что наша школа является сильнейшей в России. И именно на поддержке своих молодых игроков будет дальше строится эта политика. Конечно, будет определенный отток воспитанников, но «Трактор» не резиновый и это абсолютно естественный процесс. Если хоккеист озвучивает желание уехать из Челябинска – мы будем стараться заработать на нем, чтобы получить еще один приток в бюджет для содержания трех команд. В прошлом сезоне у нас появился «Челмет». Так скажем, второй фильтр для первой команды. Мы пропускаем игроков через сито МХЛ и ВХЛ и на выходе имеем готовых хоккеистов для «Трактора». Да, первое-второе звенья в команде всегда будут укомплектованы зрелыми состоявшимися мастерами, а вот третье и четвертое – как раз плацдарм для обкатки нашего будущего. Те, кто готов отдать душу и сердце, те и будут играть. Примеры Артема Бородкина, Вячеслава Основина, Егора Артамонова у всех перед глазами – ребята выходят и бьются на все 110 процентов. И это и есть наше будущее. С тем же, у кого в глазах только деньги – будем прощаться без сожаления. Мы всегда стараемся подписывать с молодежью двусторонние контракты, чтобы стимулировать прогресс игроков, но не всегда это получается. В этом сезоне «Белые Медведи» во главе с Анваром Гатиятулиным показывают прекрасные результаты, и именно эти ребята и рассматриваются нами как ближайшая перспектива.
– После перерыва мы сможем увидеть кого-то из «Челмета» или «Белых медведей» в составе «Трактора»?
– Посмотрим, что скажет Валерий Константинович. Но желание как можно быстрее привлечь их к основе есть. И очень большое. Но ввести в состав сразу много молодых мы тоже не можем. Болельщики, конечно, любят своих, челябинских, но результат многим нужен здесь и сейчас. А без опытных хоккеистов, готовых повести за собой команду, этого не будет никогда.
– А ведь сейчас в составе команды 15 человек, закончивших челябинские хоккейные школы.
– Да, и такого нет ни у одной команды Лиги. Может быть, настанет тот день и час, когда «Трактор» будет полностью состоять из своих воспитанников. Наша школа способна на это.
– Но есть и агенты, временами мешающие работе клуба с игроками.
– Как только ребенок становится более-менее самостоятельным, на его пути сразу возникает агент. Сейчас мы разговариваем с ними напрямую, но нужно понимать, что это – «волки», для которых первичной является собственная выгода. Агентов, заботящихся о своих игроках, очень мало. Простой пример – с Максимом Шалуновыми. Мы сделали ему операцию в Германии, просили остаться в Челябинске и подписать двусторонний контракт, чтобы какое-то время он получал игровую практику в «Челмете». Но вопрос был поставлен ребром: либо односторонний контракт, либо мы уедем. Вить веревки из «Трактора» мы не позволим никому и будем придерживаться своей линии развития. Сейчас Максим играет в АХЛ в «Рокфорде». Считаете, он выиграл от этого перехода? Если заиграет – дай бог ему здоровья, но как сложится дальнейшая судьба Шалунова сейчас абсолютно непонятно.
– Тут сразу вспоминаются Илья Зиновьев, Александр Микулович и Дмитрий Сергеев, которые вполне могли на сегодняшний день играть уже и в «Челмете»…
– Еще один пример работы агентов. Мы много разговаривали с ребятами и создавали им все условия. Есть МХЛ, ВХЛ, КХЛ и прекрасные перспективы развития. Но нет. Шансов выйти из заокеанских юниорских лиг и попасть в НХЛ крайне мало. Особенно у защитников. Могу вспомнить только Антона Волченкова и… пожалуй, все. Ехать в Америку сложившимся мастером – это одно, 17-летним пацаном – совсем другое. Там их никто не будет ничему учить. В этом и разница. А искусственно оставлять людей в «Тракторе», предлагать сразу большие деньги и уговаривать мы не будем. Точка.
– Нынешний капитан «Белых медведей» Владимир Ионин может, наверное, многое рассказать про юниорские лиги…
– Да, бесспорно. Вова поиграл так полгода, получил травму и вернулся. Здесь мы его долечили и сейчас Ионин – капитан молодежки, имеющий прекрасные шансы заиграть в «Челмете», а потом и в «Тракторе». Что бы было, останься он за океаном? Вопрос риторический.
– У Дугина и Шалунова ведь один агент.
– Да, это Шуми Бабаев. Андрей Конев и Антон Бурдасов – тоже его клиенты.
– У болельщиков есть вопросы по Андрею Попову и Антону Глинкину.
– Мы благодарны им за то, что они у нас есть. Сейчас это наши лидеры. Все, что зависит от «Трактора» для сохранения их в команде, мы сделаем. Переговоры с агентами ведутся и никаких предпосылок к тому, чтобы они ушли – нет. На Антоне и Андрее можно строить фундамент команды на долгие годы, и мы это прекрасно понимаем. Это наше лицо.
– Скоро ли мы увидим Йена Уайта в составе «Трактора»?
– Переговоры идут. Сейчас все зависит от Федерации хоккея России, которая должна дать трансферную карту, а также от его агентов в России и Америке. Они должны договориться с «Серветтом», в составе которого Уайт так и не появился, и урегулировать все спорные вопросы. Если там все получится – то Уайт будет играть за «Трактор».
– Предположим, что не все пройдет так гладко. Есть ли вероятность появления в составе команды Дерона Куинта, который вместе со «Спартаком» пока не попадает в плей-офф.
– Мы были бы рады снова видеть его в «Тракторе». Вариант его возможного появления исключать я не буду.
– Давайте немного о том, что клуб передал права на Юхаматти Аалтонена «Динамо».
– Москвичи вышли с предложением о приобретении прав на Аалтонена. История с его переходом в «Трактор» и последующие разногласия всем известны. Нам не было смысла рассчитывать на него. А задачу зарабатывания денег для клуба и выхода на самоокупаемость никто не отменял. В этом плане «Трактор» один из самых успешных в КХЛ. Отсюда и растут корни продажи прав на Аалтонена.
– Вы читаете отзывы болельщиков об игре команды?
– Конечно, читаю. Мне приятно, что в Челябинске нет безразличных людей. Есть те, кто пишет необоснованную критику, есть вполне рациональные комментарии. Но все в хоккейном мире непросто и есть ряд факторов, которые влияют на игру команды и незаметны для большинства.
– Что еще скажете болельщикам?
– В преддверии Нового года хочется вспомнить все хорошее, что произошло в Челябинске в 2013-м. Это и серебряные медали, и Матч звезд, прошедший у нас в январе. Все это останется в памяти навсегда. Хотелось бы, чтобы удача повернулась к нам лицом. Я не помню за свою хоккейную карьеру, чтобы в ворота влетало столько курьезных голов. А у нас сейчас так. Но скоро черная полоса закончится и роль людей, поддерживающих «Трактор», здесь очень велика. Когда от них идет положительная аура, то все получается хорошо. Да, сейчас сложно. Но будет легче и успехи вновь придут. Скажу отдельное спасибо сектору «А». Эти люди никогда не отворачиваются и поддерживали и продолжают поддерживать команду в любое время. Я знаю и много других, кто всегда с командой. «Трактор» для нас для всех не пустой звук. И больно видеть такую игру. Но вместе с вами, с тренерским штабом, игроками и руководством области и города мы все это переживем и преодолеем трудности вместе.
Фото: Фото с сайта Hctractor.org