Dorade а la Niзoise – ароматное чудо на фарфоровой тарелке. «Это блюдо я приготовил впервые, специально для вас, – улыбается Оливье Зеруаль, – попробуйте, я надеюсь, что вам понравится…» Мне кажется, он немного волнуется. Оливье стоит у плиты 30 лет (Канны, Париж, Рим), и более 10 из них работает в России (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Екатеринбург). Владеет французской, русской, итальянской, немецкой, японской и мексиканской кухней. Это человек настолько органично влился в российскую действительность и завоевал доверие наших гурманов, что получил очень почетное назначение – главного повара олимпийской команды России в Сочи!
Накануне мне не только посчастливилось встретиться с Оливье и взять у него интервью, но и получить мастер-класс на кухне одного из челябинских ресторанов. Итак...
Dorade а la Niзoise («Дорада по-ницциански») – в меню ресторана этого блюда нет. Шеф-повар – мастер импровизаций, и мне кажется, что очередная из них удалась. Честное слово, жалко разрушать вилкой этот маленький кулинарный шедевр. Но даже красивое блюдо создано не только для того, чтобы им любоваться…
– Haute cuisine (высокая кухня) – это не только соблюдение старых добрых традиций. Чтобы удивлять, нужно постоянно экспериментировать. Скажите, Оливье, как часто шеф-повар должен придумывать оригинальные блюда?
– Я работал в одном из престижных московских ресторанов. Там ужинали министры. Министры, сами понимаете, народ…
– ...капризный…
– Скажем так – требовательный. Постоянно приходилось придумывать что-то новое. Однажды я посмотрел в свой компьютерный архив – за два года придумал 2200 блюд.
– Кого из высоких персон или исторических личностей вы хотели бы обслужить? Президента, например, или голливудскую звезду.
– Для меня каждый клиент – президент. В этом смысле все равны. Что касается звезд… Я обожаю футбол. Болею за сборную Франции и клуб «Марсель». А вот накормить хотел бы англичанина Дэвида Бэкхема. Это удивительный футболист. Может быть, и я чем-нибудь его бы удивил…
– Вам приходилось кормить спортсменов?
– Да, конечно.
– В чем особенность этого питания?
– Пища для спортсменов должна быть вкусной, но без особых изысков. Минимум специй!
– Вы наверняка познакомились с русской кухней. Что понравилось?
– Борщ – это очень вкусно. Фаршированные блинчики – с грибами, икрой, курицей. В этом вкусы французов и русских совпадают. Так, вот еще – салат… под шубой.
– Селедка под шубой.
– Точно. Тоже очень нравится.
– А чем предпочитают питаться французы?
– Французы едят всего по чуть-чуть: на столе присутствуют сыр, грибы, масло, салат, гриль… Мы любим разнообразную пищу.
– Чем отличается русский клиент ресторана от француза?
– Русские приходят в ресторан не только для того, чтобы покушать, но и пообщаться. Русские едят медленнее, более основательно.
– Какие города вы бы выбрали для гастрономического путешествия?
– Я бы не выезжал за пределы Франции – Париж, Бордо, Лион и Ницца. В Бордо готовят блюда с применением знаменитых вин, в Лионе прекрасно готовят утку, в Ницце – рыбу и овощи. А Париж – это наше всё, центр, где синтезировано искусство Haute cuisine.
– Вы сами откуда родом?
– Из Ниццы. Поваром стал благодаря своей бабушке, которая очень вкусно готовила и приберегала для меня самое лучшее. Раньше во Франции говорили, что на повара мальчика нужно начинать учить с шести лет, иначе не имеет смысла.
– Каким вам видится идеальный шеф-повар?
– Он должен много есть…
– Извините, Оливье, но, судя по вашей фигуре, не скажешь, что вы отличаетесь завидным аппетитом.
– Я, наверное, не так выразился. Повар должен любить есть, и любить еду, и, конечно, любить дело, которым он занимается. Вы меня поняли? Шеф-повар должен тонко чувствовать гостя, уметь создать атмосферу праздника, обладать богатой фантазией.
– Какой инструмент незаменим на кухне?
– Ножи. У некоторых поваров на кухне целый арсенал – по 25-30 ножей. У меня стандарт – семь. Ножи меняю как ботинки, примерно один раз в два года. Сейчас у меня швейцарские ножи. Хороший инструмент делают во Франции, Германии и Японии.
– Я вижу, что у вас на руке нет часов. Как вы определяете готовность блюда?
– Часы у меня в голове. Я определяю готовность блюда на глаз, температуру чувствую рукой, пробую на вкус. Делаю это довольно часто, так как блюдо, которое не понравилось клиенту, на кухню не возвращают.
– Вам заказывали нечто особенное, что ставило вас в тупик? Вот, например, клиент потребует: подайте мне тотчас же жареного барана!
– Баран у меня на кухне не стоит. И я не Копперфильд, чтобы делать такие чудеса. Но если сделаете предварительный заказ, нет проблем. Хотя таких казусов в моей практике не было.
– Ватель – повар и управляющий принца Конде – покончил с собой, когда рыбное блюдо к столу короля опоздало на 20 минут. А один из наших современников покончил с собой после того, как заведение лишили звезды Мишлена.
– Я думаю, что это легенда. (Смеется.)
– Чего вы мечтаете добиться в жизни, Оливье? Получить звезду Мишлена, открыть свой ресторан?
– Я мечтаю подольше сохранить свое здоровье. Нет здоровья – зачем вам звезда Мишлена?
– Как вы относитесь к фаст-фуду?
– Ужасно! Ужасно, что к этой пище привыкают дети. К сожалению, во Франции тоже есть система быстрого питания.
– У вас есть дети?
– У меня есть сын. Он будущий адвокат.
– Идеальное меню для романтического ужина – это…
– Прежде всего нужно создать романтическую атмосферу: сервировать стол изящной посудой, подобрать цветы, освещение. Ресторан, в котором я работаю, буквально создан для романтики. Далее, напитки – обязательно шампанское или вино (водку или виски оставьте для мужской компании). Сначала подадим устрицы. К устрицам – соус, масло, тосты. Затем – легкий салат со спаржей и артишоками. В качестве основного блюда я бы предложил рыбу на гриле с овощами, несколько видов соуса. Все это красиво разложено на тарелке, украшено. На десерт – малина с клубникой со сливками, грецкий орех, имбирь, цедра инжира, шоколадный соус.
– Оливье, можно посмотреть, как вы готовите на кухне?
– Почему бы и нет? Прошу…
Оливье работает быстро и с удовольствием. Стараюсь запомнить каждое движение и принимаю посильное участие. Итак… Сначала в кастрюльке запаривается горох и спаржа. Они должны стать мягче, аромат овощей должен раскрыться. В другой кастрюльке на оливковом масле обжариваются лук, помидоры (без кожицы), кубики баклажанов. Затем шеф-повар добавляет туда стручки молодого гороха, спаржу, базилик, рукколу, тертый чеснок, соль, черный перец. На сковородке нагревается масло, в него Оливье добавляет шалфей и тимьян. Сверху повар кладет филе рыбы дорада – так, чтобы рыба пропиталась ароматом пряностей. Рыба кладется шкуркой вниз, и обжаривается с одной стороны. Когда гарнир готов, овощи выкладывают на тарелку горкой при помощи особой формочки. Вокруг овощей лучиками выкладывают стручки гороха и побеги спаржи. Сверху кладут рыбу и обмазывают ее специальным соусом. Соус делают так: берут черные маслины без косточек (40 г), оливковое масло (10 г), чеснок (3 г), бальзаминовый уксус (3 мл) и смешивают это в блендере. Полный расклад продуктов:
филе дорады – 100 г;
горох стручковый – 50 г;
спаржа – 20 г;
баклажаны – 25 г;
болгарский перец – 25 г;
помидоры без кожицы и семечек – 30 г;
руккола – 20 г;
лук репчатый – 10 г;
масло оливковое – 25 г;
базилик – 3 г;
шалфей – 1 г;
тимьян – 1 г.
Получилось блюдо Dorade а la Niзoise, которое мы торжественно съели. Съели молча, чтобы почувствовать вкус и аромат новой кулинарной композиции Оливье. А потом поаплодировали шеф-повару, который сотворил на кухне одного из челябинских ресторанов это блюдо восторженных эмоций. Будем ждать его следующего успеха. На этот раз – в Сочи!
– Что будут есть олимпийцы?
– Международный олимпийский комитет утвердил меню, по которому во время зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи будут питаться спортсмены, тренеры, специалисты и руководители, проживающие в олимпийских деревнях.
На выбор будут предложены блюда русской, европейской и азиатской кухни, а также вегетарианские блюда и блюда халяль (мясо, употребление которого не нарушает исламские пищевые запреты). За исключением шведского стола, доступного 24 часа в сутки, меню (завтрак, ланч, ужин и поздний ужин) будет чередоваться через день.
В принципе никаких особых изысков нет. Например, русский ланч и ужин включает в себя салат из помидоров со сметаной, грибной суп, солянку, форель, приготовленную на пару. В европейской кухне встречается знакомый до боли салат цезарь, эскалоп из телятины, ягненок на гриле. Азиатская кухня – это суши, роллы, овощные супы, японские пельмени из свинины, рагу из маринованных овощей и так далее.