В спортшколах Челябинска готовятся ввести обязательные вступительные экзамены. Это требование Правительства России, где еще осенью утвердили «Концепцию подготовки спортивного резерва в РФ». Рассчитана она до 2025 года и предусматривает поэтапные изменения. Их главная цель — подготовка резерва для сборных и конкурентоспособность российского спорта. То есть акцент будут делать не на общее оздоровление детей, а на их подготовку к большому спорту. И если раньше спортшколы принимали фактически всех детей, то теперь тренироваться будут только перспективные.
Принять концепцию решили из-за отсутствия четкой системы подготовки спортсменов. За неё сейчас отвечает множество организаций с различной ведомственной подчиненностью, источниками финансирования и подходами к оценке эффективности. Концепция должна сделать эту систему прозрачной, утвердить единые нормативы работы — обучения детей и подготовки тренеров. Кроме того, школы уйдут из подчинения Министерства образования. Курировать их и исполнение концепции будет Министерство спорта. С этим связано и введение жестких стандартов при поступлении. Чтобы заниматься карате, кататься на коньках или учиться стрельбе, заявления от родителей и медицинской справки теперь будет недостаточно.
Требования к кандидатам прописаны в федеральных стандартах спортивной подготовки. Большинство из них приняты в 2018 году (часть в 2013-м) и опубликованы на сайте Минспорта РФ. Так, поступить в школу хоккея мальчик может с 9 лет. И для этого ему придётся сдать внушительный экзамен: бег, прыжки в длину, отжимания, бег на коньках спиной вперед, слаломный бег на коньках без шайбы и челночный бег на коньках.
Прописаны нормативы и для тех, кто переходит с одного этапа подготовки на другой уже в процессе обучения. Они тоже достаточно жесткие. Впрочем, в челябинской школе «Трактор» заявляют: вскоре в России будут опубликованы другие стандарты. Обновленная версия. Ослабят ли требования, пока неясно.
Сейчас школа «Трактор» тоже работает по федеральным стандартам. И вступительные экзамены там проводят. Но жесткого соблюдения нормативов не требуют.
— Мы, конечно, детей тестируем, но не так жестко, — рассказывает заместитель директора школы «Трактор» Владимир Молчанов. — Если ребенок не укладывается в норматив, но у нас он играет, за счет интеллекта своего компенсирует, неужели мы его отстраним? У нас же все-таки игра. Это приоритет. Были же в истории такие хоккеисты — они не скоростные, но общепризнанные. Например, Сергей Гомоляко никогда не был спринтером. Но его во всем мире знают. А так нормативы существуют. На каждый возраст.
В спортивном комитете Челябинска переход на новую систему со вступительными экзаменами в школах тоже подтверждают.
— Переход на федеральные стандарты у нас происходит — это да, не секрет, — заявил заместитель начальника управления спорта Челябинска Максим Клещевиков. — Из сферы дополнительного образования спортшколы уходят и начинают работать по программам спортивной подготовки. Это касается в том числе и вступительных испытаний. В каких-то школах это уже действует. Другие только готовятся перейти. Решение принимают там совместно с учредителем. Жестких сроков у нас пока нет.
В спортивной школе олимпийского резерва имени Лидии Скобликовой нам рассказали, что вступительные испытания у них есть. Но требования тоже пока снижены.
— Смотрим бег, прыжок в длину, посадку. Важно понимать, что ноги у ребенка сгибаются, — рассказала нам по телефону сотрудница школы, которая не захотела представиться. — Стоять на коньках ребенок не должен. Предполагается, что этому обучаем мы.
Впрочем, руководство школы имени Скобликовой дает другие данные. Там уточняют: они тестирование по федеральным нормативам проводят при поступлении уже несколько лет. Как правило, в формате спортивного праздника. Приглашают обычных школьников и устраивают соревнования. Оценивают детей тренеры. И тех, кто нормативам соответствует, приглашают на занятия.
— В этом году набрали человек 90, в прошлом чуть больше, — рассказывает завуч конькобежной школы Татьяна Макрыгина. — Сколько из них отсеивается? Процентов 25, может быть, 20. Причины разные. Кто-то заболел, кто-то переезжает. У нас нет проблем с набором. По окончании года дети сдают контрольное тестирование. Там тоже определенные стандарты. Но это не проблема. Если ребенок хорошо занимался, не пропускал, то в любом случае он будет прыгать и бегать как надо.
А вот в спортивной школе олимпийского резерва по гандболу уверены: при жестком соблюдении федеральных стандартов на экзамене они могут столкнуться с недобором детей.
— Мы, конечно, понимаем, что должны вести отбор, а не набор. Но гандбол — это не тот вид спорта, — рассказывает завуч 13-й СШОР по гандболу Лариса Попова. — Дети физически слабые часто приходят. Скажем, прыжок в длину для 9-летнего ребенка. Он же 180–170 сантиметров не прыгнет! Есть такие уникумы, конечно, но это единицы. А вот 160–150 прыгнуть могут. Ручки не у всех сильные опять же. Нет у нас такого, чтобы 3–5 человек на место претендовали. Берем всех желающих. А потом уже, когда год — три позанимались, нормативы сдают спокойно.
Отметим, действовать жесткие федеральные нормативы будут именно в спортивных школах. У тех детей, кто с повышенными требованиями не справится, есть варианты. Например, секции и клубы. Там упор по-прежнему будут делать на оздоровление, а не на подготовку будущих олимпийских чемпионов.
Согласны ли вы, что принимать детей в спортшколу нужно по результатам экзамена?
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».