Урал открывает сезон яхтинга. Всероссийские гонки под парусом на яхтах класса МХ700 стартовали в Челябинске в акватории Шершневского водохранилища. Участники со всей страны прибыли на всесезонный мультикурорт «Чил-л-лябинск» на берегу Шершней. В пятницу, 5 июля, прошли первые тренировочные заплывы. А в выходные на просторах Шершневского моря развернулась серьезная и красивая борьба: белоснежные яхты, именитые спортсмены и захватывающие гонки с ветерком среди потрясающих южноуральских пейзажей.
Соревнования, организованные ассоциацией класса MX700, всегда проходят зрелищно. Екатеринбург и Челябинск следили за парусной гонкой в режиме онлайн. Яркие кадры и комментарии с места событий показывали в онлайн-трансляции.
Возрастное ограничение: 6+.
АО «АПРИ», Фанпарк.рф.
Кубок класса mX700 — серия регат, проходящая в разных регионах России. В этом году первые этапы парусной гонки прошли в Геленджике и Москве — теперь Уральский федеральный округ впервые в истории принимает соревнования такого ранга.
— Для Урала и Челябинска в частности этот этап — значимое, историческое событие. Потому что детский парус у нас был и есть: воспитанники из Челябинска, Снежинска, Озерска постоянно выступают на соревнованиях различного уровня, детские соревнования на Урале проходят регулярно. А вот взрослых регат, да еще и такого статуса, на Южном Урале до сегодняшнего момента еще не было. И я уверен, что это — только начало, — подчеркивает руководитель яхт-клуба «Твоя привилегия» в Фанпарке Александр Екимов.
Перед стартом мы пообщались с организатором кубка, президентом ассоциации класса MX700 Алексеем Нешитовым.
— Алексей, 5 июля у команд был тренировочный день. Как Челябинск принял гостей, повезло ли с погодой?
— Мы прилетели из Питера, там как-то резко похолодало, мы даже вылететь не могли: гроза, ливни и прочие ужасы. А сюда прилетели — как в Турции буквально. Жарко, ветрено, вода, простор — ну а что нам еще, гонщикам, надо?
В пятницу с утра ветра было совсем мало, к вечеру неплохо раздуло. Прогноз на дни соревнований очень позитивный. Ожидаем достаточно динамичные гонки — энергичные, захватывающие сюжеты. Надеемся, что этап состоится хороший.
— Урал впервые принимает соревнования такого уровня. Почему обратили внимание на Челябинск и насколько площадка отвечает требованиям ассоциации класса MX700?
— Мы как движитель класса в России ездим по разным регионам, приезжаем в клубы, где есть флот наших яхт. На сегодня уже построено больше 150 лодок, мы присутствуем в 16 регионах. И вот в прошлом году в Челябинске вдруг неожиданно появляется флот. Флот за собой потянул создание инфраструктуры.
Помню, как я приехал сюда с отгрузкой первых четырёх лодок, познакомился с одним из собственников компании-застройщика АПРИ — и он увлекся идеей провести здесь соревнования, чтобы популяризировать именно любительское направление парусного спорта.
Мы привозим спортсменов на «упакованные» мероприятия с готовой инфраструктурой. То есть всю техническую, организационную работу на местах проводит клуб: предоставляет лодки участникам, готовит доигровую программу. Мы рассчитываем, что будет где организовать гоночную деревню, пришвартовать лодки, провести официальные мероприятия, покормить людей… Так вот, здесь еще ничего этого не было. И мне говорят: «А мы сделаем!» Супер? Супер! И я купился на всю эту энергию, хотя сам до конца не верил, до последнего. Думал: «Ну какой Челябинск? Ну там же нет ничего!»
И вот сегодня мы здесь и таким образом историю создаем, развиваем парусный спорт на Урале, в Челябинске. И это реально круто, я очень этому рад.
Еще пару лет назад о том, чтобы Челябинск стал «парусной столицей», не шло и речи. Но теперь всё иначе: у города появился полноценный яхт-клуб с собственной флотилией, расположенный практически в городской черте: если раньше любители ходить под парусом должны были выезжать на Тургояк или Увильды, то теперь вся инфраструктура будет гораздо ближе, в Челябинске. Все желающие смогут записаться, пройти обучение, погонять на яхте, провести корпоративную регату — следите за трансляцией, чтобы не пропустить подробности.
Новый яхт-клуб — уникальная составляющая нового Фанпарка, который сейчас активно строится на западном берегу Шершневского водохранилища. Всероссийские гонки под парусом — первое мероприятие в череде ярких ивентов всесезонного мультикурорта.
Новый Фанпарк на берегу Шершней — туристический кластер федерального масштаба, один из самых крупных на Урале по масштабам и возможностям для отдыха. На 83 гектарах, кроме яхт-клуба, разместятся горнолыжный центр, парк аттракционов, аквапарк, ландшафтный ТРК, апарт-отель, урбан-виллы и масса точек для разнообразных активностей. Прогнозируется, что Фанпарк будет привлекателен для инвестирования и развития бизнеса, а трафик отдыхающих составит до 2 миллионов посетителей в месяц.
АО «АПРИ». Не оферта. В проекте не предусмотрено заключение договоров долевого участия в строительстве, предварительных договоров. Реализация на основании инвестиционных договоров. К заключению договоров инвестирования в строительство допускаются только юридические лица. Отделочные работы выполняются при заключении договора подряда со сторонней подрядной организацией, оказывающей свои услуги физическим и юридическим лицам на коммерческой основе. Застройщик отделочные работы не производит. Подробности — на сайте Фанпарк.рф.
Тем временем участники проходят жеребьевку. В третьем этапе регаты соревнуются 19 команд. В Челябинск прибыли яхтсмены из Москвы и Санкт-Петербурга, Саратова и Тольятти, Анапы, Сочи, Геленджика и Кабардино-Балкарии, а также лидер зачета — «Ахмат» из Чеченской Республики. Урал представляют команды из Челябинска, Екатеринбурга, Снежинска.
Регата проходит в формате гонки с пересадкой экипажей. Каждый экипаж пройдет дистанцию определенное количество раз согласно системе пересадок, которая определится на жеребьевке.
Наблюдать за соблюдением всех правил будет сплоченная команда профессионалов:
главный судья Андрей Латинов — судья всероссийской категории, ампайер, мастер спорта;
ампайер Владимир Абдулгазин — судья всероссийской категории, ампайер, мастер спорта;
судья на старте Валерий Созыкин — судья всероссийской категории, мастер спорта;
главный ампайер Вениамин Гусев — судья всероссийской категории, ампайер России, мастер спорта;
главный секретарь Вероника Арсеньева — судья 2-й категории.
Регата проходит под эгидой ассоциации яхт класса MX700. Судно было разработано 5 лет назад в Санкт-Петербурге, на сегодняшний день построено более 150 штук, 12 из которых находятся в Челябинске.
Парусная гонка на MX700 — официально признанная спортивная дисциплина, а потому ассоциация имеет возможность проводить соревнования высшего уровня, например, Кубок России и чемпионат России.
— Это дорогого стоит, потому что такого в современной истории российского парусного судостроения не было еще никогда — за короткий срок достичь высочайшего уровня, — комментирует организатор кубка, президент ассоциации класса MX700 Алексей Нешитов.
До старта гонок остались считанные минуты. Участникам не терпится начать соревнования, тем более погода благоволит — в парусном спорте многое зависит от нее. Большое значение имеет сила ветра, допустимый диапазон — от 5 до 27 узлов. Если бы ветра не было совершенно, старт пришлось бы отложить.
Смотрите, как готовятся спортсмены.
Судья всероссийской категории, тренер-преподаватель СДЮСШОР парусного спорта в Челябинске Валерий Созыкин:
— Это первое крупное мероприятие, связанное с парусным спортом, которое у нас проходит. Была однажды cпартакиада среди учащихся, но взрослые соревнования такого уровня с участием мастеров спорта — впервые. Это открывает большие перспективы к развитию парусного спорта в нашей области. Тут только моих воспитанников 10 человек, из них 2 мастера спорта международного класса, 4 мастера спорта, остальные — кандидаты в мастера спорта.
Михаил Яцун и Анна Данкверт из московской команды Skolkovo Sailing Team-3 поделились впечатлениями не только о регате, но и о Челябинске:
— Тренировочный день, который прошел 5 июля, был прекрасным: и с погодой повезло, и организовано все с большим комфортом. Акватория отлично подходит для гонок. В городе первым делом посмотрели на знаменитый метеорит — это невероятно.
Регата проходит в формате коротких, так называемых петлевых гонок. Лодки стартуют наверх против ветра, идут до верхнего знака относительно управления ветром, огибают его, возвращаются вниз. Около судейского судна стоят ворота, лодки проходят эти ворота, снова поворачиваются наверх, в сторону ветра, огибают верхний знак и возвращаются на финиш, сделав две петли.
— Смотреть достаточно интересно, очень динамично всё происходит, особенно когда первая петля и первый заход на верхний знак, когда весь флот сходит вообще одновременно. Обычно бывают крики: «Что происходит!» Это вообще реально даже страшно смотреть иногда, хочется отвернуться — но отвернуться невозможно! — рассказывает Алексей Нешитов.
На воде судьи строго следят за соблюдением правил. За нарушения — например, если одна лодка не уступила второй место на знаке — положен штраф. Как правило, судья назначает «баранку»: лодка должна выполнить оборот на 360 градусов и только потом ехать дальше. Если не выполнишь, можно получить серьезное предупреждение и еще больший штраф.
В итоге тот, кто приехал на финиш первый, получает один балл, вторая команда — два балла, десятая — десять и так далее. За день каждая команда проходит дистанцию несколько раз, одна гонка длится примерно 20 минут. В конце соревнований все набранные командой баллы суммируются. У кого меньше, тот и побеждает.
Участники, которые стартуют позже, наблюдают за регатой и горячо обсуждают тактику.
— Я на глиссере, потом все дружно бежим вперед!
Яхты на воде тем временем подняли яркие цветные паруса — геннакеры.
Выйти на глиссер — заставить лодку скользить по глади воды, избегая силы сопротивления.