Еще несколько лет назад Амина Ахмадулина даже не знала о таком виде спорта, как шахбокс, а сейчас она победительница чемпионатов мира, чемпионка России и тренер юных спортсменов. В большой спорт она пришла ради повышенной стипендии и путешествий, и теперь успевает всё — тренироваться, учиться, работать, отдыхать и, по собственным словам, кайфовать от жизни.
Амине 21 год, она родилась и выросла в Усть-Катаве, а после школы решила учиться на юриста и поступила на бюджет в ЮУрГУ. Лет с шести-семи она занималась легкой атлетикой, волейболом, участвовала в соревнованиях, но большого места в ее жизни спорт не занимал.
— Специально меня родители никуда не отдавали, не заставляли чем-то заниматься, я сама хотела. Вообще не сказать, что семья у меня спортивная, обычная, разве что папа в молодости занимался боксом. Но у нас было свое хозяйство, скот, мы ходили на сенокос, грузили это сено, поэтому я с детства сильная, — смеется Амина. — А о шахбоксе я вообще впервые услышала только в ЮУрГУ. Просто я поступила на бюджет, начала получать повышенную стипендию, а чтобы за собой сохранить это право, надо иметь достижения не только в учебе, в чем-то еще. И в шахбоксе меня привлекла возможность участвовать в соревнованиях, куда-то поехать, я же дальше Челябинска раньше не выезжала никогда. Это был чисто такой интерес.
Первые соревнования, примерно через полгода после начала занятий, были для Амины не очень успешными, но проигрыш спортсменку скорее замотивировал: «захотелось всё-таки выиграть, и понеслось». Уже в 2022 году она взяла первое золото в весовой категории до 65 килограммов на чемпионате мира по шахбоксу в Турции. Вторая медаль ЧМ появилась у нее совсем недавно, после мирового первенства в Ереване.
«Мне кажется, что бокс проще шахмат»
Мы разговариваем в центре студенческого шахбокса «Шах и раунд», который официально открылся чуть больше года назад, в ноябре 2023-го. На оборудование такой площадки в спорткомплексе ЮУрГУ спортсмены самостоятельно получили федеральный грант, плюс помогли спонсоры.
До этого шахбоксеры занимались боксом и шахматами отдельно, причем большей части из них, даже тренеру Амины, шахматы пришлось освоить с нуля. Амине учеба поначалу давалась сложно, но теперь она признается, что обожает шахматы.
— Сначала я как-то не загорелась, просто было нужно заниматься, но теперь мне шахматы очень нравятся, не меньше, чем бокс, — говорит она. — Шахматы здорово помогают в жизни, ты видишь цель и можешь выстраивать к этой цели пути.
Совершенствовать мастерство Амине помогает тренер Дилара Хатмуллина. Шахбоксерша из Уфы тоже недавно завоевала золото на чемпионате мира в Армении (в категории до 55 килограммов). Она начинала свой путь в этом спорте как раз-таки с шахмат, и это совсем не редкое явление.
— У нас получился тандем, потому что я ее, можно сказать, тоже тренирую, только по боксу. И мне кажется, что бокс освоить гораздо проще, но это я со своей точки зрения, — смеется Амина. — У нас тоже приходили ребята и говорили: «Шахматы — это такая легкая игра по сравнению с боксом, бокс — это так сложно», а я им: «Да всё наоборот!»
Обычно у человека изначально всё-таки предрасположенность к чему-то одному, но бывают уникумы, которым одинаково легко даются и бокс, и шахматы, замечает она.
— Мама далека от спорта, спортивные передачи не смотрит, но она меня всегда поддерживает. Я рассказываю ей, когда выигрываю, что-то показываю, когда приезжаю. А чтобы она лично присутствовала, смотрела соревнования, переживала, если честно, и не хочу, — говорит Амина.
Как рассказывает тренер и руководитель центра Алексей Шаховский, различают в основном две вариации шахбокса: классический и шахбокс-фит. Соревнование в классическом шахбоксе начинается с шахматной партии, на которую спортсменам дается, как правило, по 4,5 минуты личного времени. Если ни один из них за раунд не истратил это время или не получил мат, соперники выходят на ринг и начинают поединок. Победу здесь можно получить нокаутом или двумя нокдаунами (падение боксера на ринг).
В фит-шахбоксе спортсмены боксируют не с живым партнером, а с мешком, судьи оценивают количество и технику ударов. В таком формате часто занимаются дети и подростки, соревнования могут проводиться даже на дистанте.
— Соревноваться онлайн, конечно, не так круто, эмоции не те. Зато там выше конкуренция, потому что там очень много и детей, и крутых шахматистов, которые не хотят получить по голове, — с улыбкой комментирует девушка.
Перед игрой спортсмены обязательно разминаются, первый раунд часто сидят в кофтах, чтобы тело не остыло, рассказывает Амина.
— Потом переключиться на боксирование довольно просто, а вот возвращаться после ринга к шахматам бывает очень тяжело, когда ты еще весь на адреналине. Мысли путаются, стратегия сыпется, и, если не успокоишься быстро, то проиграешь. У меня было несколько поражений именно из-за этого, и я стала стараться концентрироваться только на шахматах, как будто бокса вообще нет, не погружаться в боксерский раунд.
Специальных техник концентрации для шахбоксеров, конечно, нет, но перед игрой тренер советует Амине дать себе «перезагрузиться», отключиться от поединка, отвлечься на что-то в окружающем пространстве, переключить внимание. Кроме того, умение переключаться можно тренировать шахбоксерскими тренировками. И это помогает Амине в быту:
— В стрессовой ситуации, если что-то идет не так, как я хочу, получается не поддаваться эмоциям, находить правильные слова, делать правильные шаги.
С недавних пор Амина — еще и тренер, под ее крылом первые шаги в шахбоксе делает уже 15 девочек. Тренировать подростков из реабилитационного центра «Возрождение» Амина начала весной 2024 года, проект планируют расширить и на другие учреждения для детей, оставшихся без родителей.
— Они очень классные, я для них как подруга или старшая сестренка. Я вижу, что они меня уважают, что хотят чего-то добиться, — говорит девушка о своих подопечных. — Конечно, жизнь у них не самая легкая, но я не пытаюсь их жалеть, не хочу, чтобы они чувствовали себя какими-то не такими. К соревнованиям они пока не готовы, потому что не всегда могут заниматься регулярно: их привозят организованно, с воспитателем, бывает, что на тренировку накладывается другое мероприятие или транспорт ломается, или что-то еще. Поэтому они занимаются два, хорошо если три раза в неделю, а для соревнований этого мало.
Вообще в центре «Шах и раунд» занимаются дети от 8 до 17 лет, иногда приходят даже дошкольники, но в этом случае тренеры всё-таки просят родителей подождать.
— Ребенок должен быть готов слушаться тренера, чтобы не мешать другим заниматься, — объясняет Амина.
«Ничего не делать — угнетает»
Для обычного человека три тренировки в неделю — солидная цифра, но большой спорт требует более основательного подхода. Во время подготовки к чемпионату мира тренировки по боксу у Амины были ежедневными, по утрам и по вечерам, плюс четыре в неделю тренировки по шахматам. Как это удается совмещать с учебой?
— Да я не знаю, нормально, наверное, спорт дисциплинирует, — отвечает девушка. — В принципе, учиться мне не сложно, иду на красный диплом. Я еще устроилась помощником юриста в «КОНАР», мне нравится.
Самое вдохновляющее — то, что Амина совершенно не чувствует себя живущей в ежовых рукавицах обязательной рутины и искренне наслаждается всем, что занимает ее время.
— Я кайфую от этого, и от учебы, и от работы, и от детей, с которыми занимаюсь: я такой заряженной выхожу от них, хочется делать что-то еще. А когда сижу дома, ничего не делаю, то это угнетает, — говорит она. — Конечно, у меня есть свободное время, я могу в выходные куда-то сходить с сестрой или молодым человеком, иногда хожу в горы, в кино, могу и на диване поваляться с дорамой и мороженым.
Кажется, у меня во взгляде мелькает удивление.
— Да, нам можно мороженое, конечно, можно, я сладкое вообще люблю, — хихикает Амина. — Конечно, к соревнованиям иногда надо «подравнять» вес, тогда приходится себя сильно ограничивать, но в целом правила самые элементарные, просто ничем не злоупотреблять. Многие думают, что спортсмены какие-то ЗОЖники сумасшедшие, а мы такие же, как все, особенно вкусно покушать любим.
Находится в череде дел и время на личную жизнь, и к тренировкам в преимущественно мужском составе парень Амину не ревнует.
— Он моя муза, он меня вдохновляет. Если бы был не такой, не мой стопроцентно человек, то я бы не стала встречаться, — пожимает плечами девушка. — Не смогла бы находиться рядом с тем, кто меня не поддерживает и вместе со мной не развивается.
Строить далеко идущие планы о семье и детях Амина пока не хочет, зато делится другой мечтой: о собственном бизнесе.
— Юридическое образование — это, конечно, здорово, это очень помогает в разных ситуациях, но вообще я хочу свое дело, свою компанию по написанию студенческих работ. например… Но это пока только в планах.
Амина признается, что пока готова хвататься за всё, что ей интересно, но готова в будущем сконцентрироваться на чём-то одном.
— Я сумасшедшая просто, мне всё нравится, — смеется Амина. — И я постоянно живу с мыслью, что хочу достичь каких-то высот. Я мечтаю, чтобы моя большая семья могла себе ни в чём не отказывать, чтобы моя мама, сестренки и брат могли на Бали постоянно отдыхать и ничего не делать. Вот эта мечта меня греет и движет каждый день.