В Челябинске в разгаре ягодный сезон. Садоводы торгуют малиной, викторией, вишней, красной и черной смородиной, крыжовником, черникой, клубникой и земляникой. Мы обошли городские рынки, узнали, сколько стоят ягоды, и поговорили с продавцами.
Ольга ягоды не выращивает — только собирает вместе с мужем. Из своего сада женщина продает овощи и цветы, потому что не любит торговать чем-то одним.
— Года три назад уволилась с работы, начала продавать урожаи, — рассказывает Ольга. — Этим летом всё, конечно, высохло. Ягоды кончаются, остаются только в траве и по лесам, а на поляне уже нет их. Сначала были подешевле, когда пошли. А сейчас уже по ягодке собираем — пойдет дороже.
Татьяна Федосеевна, напротив, ягоды выращивает в своем саду, но на погоду тоже жалуется.
— Урожай в этом году плохой, потому что погода неадекватная, — говорит челябинка. — Сначала 35 градусов, потом 15. Ничего хорошего нет. Был дождь — так он хлестал стеной.
А Валентина Алексеевна, помимо плохого урожая, отмечает еще и то, что даже его плохо покупают.
— Люди ждут, что будет дешевле, — объясняет она. — В магазинах дорожает каждый день, а здесь ждут дешевле. Но еще две недели, и ягод не будет. Даже если эта неделя окажется прохладнее, сгоревшее уже не восстановится.
Светлане Владимировне, наоборот, жара оказалась на руку.
— От жары хороший урожай. Малина почти засохла, а дожди пошли — она опять ожила. Вот сегодня холодно (этот репортаж готовился в понедельник. — Прим. ред.), и покупают не очень. А обычно хорошо берут, — с улыбкой говорит Светлана Владимировна. — Это и хобби, и прибавка к пенсии. Люблю цветы, люблю ягоды. Но если бы пенсии хватало, то, скорее всего, не продавала бы. Мне внучка помогает, ей 16 лет. С большим трудом и условиями, но помогает. Она всю викторию собрала, а я малину. Она боится малину собирать из-за шмелей, из-за пчел.
У Валерия на картонке маркером написана стоимость ягод. Причем если покупать два стакана разом, то второй будет на 50 рублей дешевле.
— У меня фермерское хозяйство в Еткульском районе, торгую уже четыре года или пять лет. Раньше на заводе работал, теперь взял в аренду три гектара земли. Чем-то же надо заниматься, на жизнь зарабатывать, — рассказывает Валерий. — Надо только по-научному изучать всё. Если изучать не будешь, то и ягод не будет. А у меня урожай хороший. Семья помогает, внуки помогают, и рабочие есть. И страничка в интернете есть. Приезжают покупатели из Тюменской области, из Екатеринбурга.
Другой Валерий к своей деятельности относится не так по-предпринимательски.
— Если б мне раньше сказали: «Валера, ты будешь продавать ягоды», я б посмеялся и сказал: «Идиоты вы». Я ведь военный, — признается челябинец. — А сейчас жадность взяла верх. Съесть невозможно всё, а выкинуть жалко. Жена варит целыми днями компоты. А я продаю, чтоб ей было полегче. Так что выезжаю продавать ягоды редко, но уже много лет.
Давно торгует своим урожаем и Нина Васильевна.
— У нас с дедом сад далеко, за Коркино. Мы его купили в 90-м году, построили домик. Сейчас там уже столько домов пустых! 42 километра, такая даль, никто не едет. Почти всё, что зарабатываем, тратим на бензин, — сокрушается Нина Васильевна. — А у нас девять соток, мы в год за сад платим десять тысяч, еще налог на землю. И охрана есть, без нее проблемы были. Тяжело, конечно.
На вопрос о том, помогают ли дети и внуки, Нина Васильевна отвечает:
— У сына свой сад, я приучила его к садоводству. Сноха очень хорошая, очень рукастая, чего только у нее в саду нет! Да и близко он у них. А у дочки муж погиб, она вместе с сыном живет с нами, помогает. Она работает учительницей, сейчас в пионерский лагерь поехала воспитателем.
— У меня дача в Сухомесово, сад — шесть соток. Много расходов. За сам сад платить, за охрану, за перегной, за пленку, за укрывной материал… Еще ничего не выросло, а уже денег сколько вложено. Мани, мани — ни гроша в кармане, — иронизирует Вячеслав Васильевич. — Уже несколько лет продаю, и мне это в удовольствие. Кем только не работал: и трактористом, и водителем грузовиков, и слесарем, и грузчиком, и дворником в садике. Телевизор смотреть надоедает, так что еще какую-то работенку на зиму подыщу. Не работать — скучно.
У Нины Александровны сад еще больше, но ей помогают внуки.
— У меня свой дом в Старокамышинске, участок тринадцать соток. Года два торгую, надо же что-то зарабатывать, да и куда-то всё девать, — рассуждает Нина Александровна. — То, что жара, — ничего. Урожай нормальный, с ягодами проблем нет, только огурцы сохнуть начали.
Рядом с Ниной Александровной торгует еще одна женщина. У нее на прилавке необычные ягоды.
— Это ежемалина — ежевика, скрещенная с малиной, я сама вырастила. Она на шпалерах растет, очень высокая, так что для сбора забираюсь на табуретку, — объясняет челябинка. — Торгую с 2005 года. Я детей одна воспитывала, а это подработка, какое-то подспорье. Специально искала график два через два, чтобы в выходные заниматься садом.
Необычными ягодами торгует и Ольга. Ее малина желтого цвета, и женщина называет этот сорт «калифорнийским чудом».
— Садоводством занимаюсь всю жизнь. Как на пенсию ушла, сюда начала приходить иногда, продавать. Пенсии не хватает. В 90-е годы, когда нас всех поувольняли и мы работали где попало, то пенсию и стаж не зарабатывали. А лекарства дорогие. И внучка сирота, я ей помогаю, — рассказывает Ольга. — Урожай неплохой, да и покупают неплохо. Людей больше в обед и к вечеру, после работы.
А Елена продает ягоды привычные, но в несвойственный им сезон. У нее на прилавке мы увидели ежевику.
— Ежевику выращиваем в теплице. У кого в открытом грунте — она еще только цветет. Мы и кусты ежевики продаем: и здесь, и в интернете, — объясняет женщина. — Торгую ягодами уже лет десять. Свой дом, большой участок. Начала заниматься садоводством, понравилось, больше посадила. А сейчас уже заработок. Пенсия-то маленькая!
Зоя Хатовна тоже торгует в свое удовольствие. Для нее не так важна прибыль, как процесс.
— Это хобби. Делать-то нечего пенсионерам. Зимой, правда, отдыхаем, а сейчас вкалываем, — смеется женщина. — У меня урожай нормальный, но я постоянно поливаю. Ягоды покупают хорошо. Вчера быстро разобрали, минут за сорок, наверное. Встаю рано, в пять часов утра. Пока соберу — это тоже время. И в полдвенадцатого-двенадцать где-то приезжаю. Девчонки мне торговое место занимают, пускают. Они добренькие.
В середине июня мы рассказывали, куда в Челябинской области поехать за земляникой и лесной клубникой.
А в конце прошлого месяца луговой мотылек уничтожил на Южном Урале плантацию клубники на четырех гектарах.
В материалах 74.RU — всё о лете и дачном сезоне.