Семьи из Челябинской области остались без отпуска в Абхазии из-за мошенников. Как и туристы из других регионов, южноуральцы наткнулись в интернете на поддельный сайт и внесли при бронировании 100% предоплату. Когда обман раскрылся, «менеджеры» перестали отвечать на телефонные звонки. Что говорят об этом пострадавшие, полиция и юристы — в материале 74.RU.
«Случайно увидела статью»
Оксана из Челябинска планировала отдыхать в Абхазии вместе с 70-летней мамой и дочкой с инвалидностью. Поэтому отель искала даже не на лето, а на сентябрь — море будет еще теплым, а цены ниже.
— Воспитываю дочь одна, моя мама получает скудную пенсию. Соответственно, искали бюджетный вариант, — объяснила Оксана. — На сайтах об отдыхе в Абхазии очень много частников, а тут увидела официальный сайт пансионата. Там всё подробно описано: комнаты, расположение пансионата относительно моря, питание, трансфер из аэропорта, ж/д вокзала и его расписание, были фото, отзывы. К тому же была бегущая строка, выделенная красным цветом «При раннем бронировании скидка 30%».
Цены в отеле «Гагра» Оксану устроили, и она связалась с «менеджером» по указанному на сайте телефону.
— Задала пару вопросов и забронировала на сайте отдых с проживанием и питанием. Тут же, практически мгновенно, пришло письмо на электронную почту, которое включало договор и счет, — рассказала Оксана. — Я изучила договор и счет. У меня возникли вопросы, почему нужно оплачивать на ИП, написала менеджеру в вотсап. Мне ответили, что Абхазия 30 лет под санкциями, и все санатории так работают. Также она мне скинула учредительные документы и гарантийное письмо о том, что ИП Зорин является официальным представителем пансионата.
Такие объяснения челябинку успокоили, и она полностью оплатила жилье — внесла 52 тысячи. После этого по почте пришел ваучер. Оставалось только дождаться сентября и поездки на море.
— С того момента я не связывалась ни с пансионатом, ни с менеджером. 15 июня совершенно случайно увидела статью «200 лохов — отдых в Абхазии», в которой женщина предоставила документы, они оказались аналогичны моим. Я стала звонить на прежние номера, они были отключены, — рассказала Оксана. — На сайте уже были указаны другие телефоны, они также оказались отключены. В интернете нашла таких же пострадавших.
Удастся ли теперь вернуть деньги, Оксана не понимает.
— До сих пор пребываем в шоке и я, и моя мама. Билеты на самолет куплены, а денег на сам отдых уже нет, — возмущена она.
«Много пострадавших, и никого не нашли»
В такой же ситуации оказалась Мария из Миасса. Она бронировала место в отеле на июль и тоже внесла 100% предоплаты за проживание. Неладное заподозрила, увидев отзыв на «Яндексе» и решила проверить сайт.
— Я и до этого его проверяла, сайту почти год. Поэтому сомнения не вызвало, — рассказала Мария. — У меня возник вопрос, почему я должна оплатить ИП Фролкина, если я бронирую на сайте отеля. Мне прислали в телеграме письмо с подписью и печатью отеля, что ИП Фролкин является представителем отеля на территории России. Чтобы было проще оплачивать.
«Менеджеры» охотно отвечали на все вопросы клиентки, а затем прислали счет на проживание.
— Я маркетолог. Всё было очень продумано, на все вопросы были ответы. Работают профессионалы. Договор, ваучер и инвойс — всё по форме, как и в других отелях. И я понимаю, что это целая система, — считает Мария. — Было несколько организаций, на которые люди переводили деньги. Есть еще несколько похожих групп [для обманутых в соцсетях] с 2020 года. Много пострадавших, и никого не нашли.
Поняв, что ее обманули, Мария обратилась в прокуратуру, полицию и налоговую. Однако пока надежды на возврат денег почти нет.
— Мне прислали ответы из прокуратуры и налоговой. Официальные отписки. Банк даже по чарджбэку (возвратный платеж. — Прим. ред.) не может вернуть деньги. Я подавала заявление в МВД Абхазии и МВД РФ. Из Абхазии мне ответили, что передали все материалы в МВД РФ, — рассказала Мария. — Найти их не могут, собственности у них нет. Налоги платят исправно. В налоговой мне сказали, что им [ИП] выпишут только предупреждение за то, что мне не прислали чек. Я платила как физлицо. Могу сделать вывод, что это проверенная схема мошенничества.
Отдали 95 тысяч
Обращение в МВД Абхазии пока не помогло и челябинке Елене.
— Материал проверки по вашему заявлению направлен в совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел для перенаправления данного материала по территориальности в Российскую Федерацию и принятия решения по существу, — говорится в ответе ведомства, копия которого есть в распоряжении редакции.
Звонила Елена и в реально существующий в Гагре отель.
— Они подтвердили, что это [сайт в интернете] — мошенники, — рассказала наша собеседница.
Елена — мама в декрете. Ребенку исполнилось два года, и челябинка задумалась о поездке на море. В Гагре планировали семейный отдых: поехать должны были четверо взрослых и трое детей.
— Сначала съездили в турагентство, цены нам не очень приглянулись, — призналась Елена. — Нас 7 человек, целый цыганский табор. Ну и мы решили, так сказать, сэкономить, поехать «дикарями» — найти самостоятельно жилье, купить отдельно билеты. Но, как известно, скупой платит дважды.
Жилье поначалу искали в частном секторе, а потом наткнулись на подложный сайт. Подкупила и близость к морю, и условия — шведский стол, удобства в номерах, трансфер.
— Проверили по карте, адрес реальный, пансионат там стоит. Да мы и сами 8 лет назад отдыхали с мужем в Гагре, и он лично видел этот пансионат, вспомнил его. Позвонили по номеру, поговорили с женщиной с абхазским акцентом. Она нам всё популярно рассказала, вошла в доверие, дала код на дополнительную скидку, — рассказала Елена. — С семьей всё обсудили, скинули ссылку родителям, подумали еще сутки и решили бронировать с завтраком и ужином на 14 ночей. Два номера на две семьи: я с супругом и сыном двух лет и родители мои с двумя племяшками 4 и 5 лет.
За жилье в общей сложности отдали 95 тысяч, получили ваучеры с печатями. Месяц Елена радовалась удачно найденному варианту, а потом узнала о мошеннической схеме.
— Спасибо супругу, скидывает мне скрин с самого раннего утра, что «Яндекс» подозревает этот сайт в мошенничестве. Я только глаза открыла и вижу уведомление, — поделилась Елена. — Уже и группу создали во «ВКонтакте» для пострадавших. Как сейчас помню, я там 34-я по счету вступила, а сейчас там 250 человек. Я на электронку отелю написала с просьбой вернуть всю оплату по семейным обстоятельствам, наивная. В ответ, конечно, тишина. Зашла в их бизнес-аккаунт в вотсапе, а они в сети были 15 мая. Всё понятно стало, надежды никакой. Телефоны с сайта или выключены, или трубки не брали, или отвечали какие-то левые люди.
Что говорят силовики и юрист
Сайт, на котором Мария, Елена и Оксана делали заказ, доступен до сих пор. Форма бронирования оттуда исчезла, но контакты «менеджеров» остались. Заподозрить обман с первого взгляда действительно невозможно. Есть и описание, и снимки, и отзывы «счастливых посетителей». Доверие внушает даже название «Отель "Гагра" — официальный сайт». Правда, сайтов с таким позиционированием несколько. А телефоны на подложном почему-то указаны российские, а не абхазские (у местных номеров код + 7 940).
Оксана, обнаружив обман, тоже написала заявление — в отделе полиции по месту жительства. Сейчас по нему проводится проверка, это подтвердили в управлении МВД по Челябинску. Еще по одному заявлению, более раннему, дело уже возбудили.
— Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 159 (мошенничество с причинением значительного ущерба). Проводятся все необходимые следственные мероприятия, — прокомментировали в полиции города.
Всех остальных пострадавших челябинки тоже призывают писать заявления, надеясь, что общественный резонанс поможет расследованию.
Юрист Николай Попов объясняет: сайты-подделки есть не только у отелей Абхазии, это достаточно распространенная в сфере туризма схема обмана. Шансы на возврат денег практически нулевые.
— Дела возбуждают, но найти этих лиц практически невозможно, потому что они зачастую находятся за границей, в недружественных странах. Они могут оставаться гражданами России, могут открывать счета, но находятся далеко, — объяснил Николай Попов. — Бывает, что такие граждане находятся и в России, в местах не столь отдаленных. Поэтому практика показывает, что в 99% до выплаты денег вообще не доходит.
Однако написать заявление в полиции всё равно стоит.
— Если злоумышленников объявят в розыск и они «засветятся» где-то на вокзале, их, конечно, задержат, — уточнил Николай Попов. — Хотя такая вероятность очень мала.
А вот обращаться в налоговую, по словам юриста, на первом этапе бесполезно. ИП продолжат работать, пока не будет веских оснований для закрытия или пока сам владелец не решит прекратить работу.
— Налоговая инспекция занимается вопросами налогового учета, и у нее нет права квалифицировать деяния с точки зрения полиции. Это делает полиция, — рассказал Николай Попов. — Вот если полиция возбудит уголовное дело, если злоумышленник будет привлечен в качестве подозреваемого, тогда можно ставить вопрос о прекращении предпринимательской деятельности. Но опять же может встать другая проблема. Налоговая скажет, что у нас действует презумпция невиновности. Пока нет приговора суда о том, что лицо не имеет права заниматься какой-то деятельностью, у налоговой нет оснований блокировать какие-то счета или приостанавливать предпринимательскую деятельность. А чтобы вынести приговор, надо найти человека. Вот такой замкнутый круг.
Планируете отпуск? Загляните в нашу рубрику, посвященную таким сборам. Там самая актуальная информация и отзывы других путешественников.
Кстати, в Абхазии скоро начнут штрафовать за появление в купальных костюмах на улицах, стадионах, в скверах, парках, общественном транспорте и других местах, кроме пляжей и мест, отведенных для купания. Для нарушителей предусмотрен штраф в размере 6 тысяч рублей, раньше он был всего 300 рублей. А вот материал для тех, кто планирует путешествие в Абхазию на личном автомобиле.