Коллеги говорят о ней как об отличном специалисте, который искренне болеет за свое дело, называют ее замечательным организатором и душой компании. В преддверии Международного женского дня о своей службе в челябинской Госавтоинспекции рассказала капитан полиции, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Жанна Лапшина.
– Жанна Викторовна, как давно вы работаете в правоохранительных органах?
– В милицию я пришла сразу после института, в 1997 году. А через пять лет перевелась на службу в ГИБДД, в отделение пропаганды безопасности дорожного движения (БДД), где и тружусь по сей день. Сейчас моя основная специализация в работе – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
– А что привело вас в полицию? У вас в семье был пример, чье дело вы решили продолжить?
– Напротив, у меня в роду никогда не было ни полицейских, ни военных. Мне просто нравилось изучать право, законы. Собственно, мое первое высшее образование педагогическое: я закончила вуз по специальности «учитель истории, права и социально-экономических дисциплин». Плюс как педагогу была интересна работа с детьми. Неслучайно первые пять лет в милиции я проработала в инспекции по делам несовершеннолетних, где по долгу службы приходилось решать сложные вопросы в неблагополучных семьях. Через пять лет мне предложили перейти на службу в Госавтоинспекцию – так в 2002 году я и оказалась в отделении пропаганды. На тот момент я получала еще одно образование в Московской академии права и управления по специальности «гражданское правоведение».
– Не смущала иная специфика службы?
– На самом деле работа в отделе по делам несовершеннолетних и инспектором по пропаганде отличается не так кардинально, как может показаться на первый взгляд. В обоих случаях это взаимодействие с образовательными учреждениями, педагогами, работа с детьми и их родителями. Разница в том, что в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних. – Прим. автора) деятельность больше связана с возбуждением уголовных дел, решением вопросов с родителями, которые не занимаются своими детьми, а в отделении пропаганды мы нацелены на профилактику, то есть предупреждение неприятностей на дороге.
– Бытует мнение, что служба в полиции – не женское дело. На ваш взгляд, можно ли вообще разделять профессии по гендерному признаку?
– Думаю, нет. И это касается не только службы в органах, а любой сферы деятельности. Ведь женщины работают и с тяжелой техникой, и в военной отрасли, есть женщины-космонавты, в конце концов. У человека должно быть призвание. Когда есть желание и возможность заниматься любимым делом, пол не играет никакой роли.
– И для женщин в полиции не существует никаких поблажек?
– Есть понятие «сотрудник полиции», на службе разделения на мужчин и женщин нет. Есть обязанности, возложенные на Госавтоинспекцию, одинаковые для всех сотрудников, – это охрана общественного порядка и контроль за дорожным движением. И мы выполняем их независимо от пола, возраста или каких-то других факторов. Правда, женщины не ходят в суточные наряды – это, пожалуй, единственное отличие. Понятно, что девушке нецелесообразно идти одной на задержание преступников, хотя бывало и такое… Но оперативно среагировать на какое-то противозаконное действие, сообщить в дежурную часть, оказать посильную помощь в пресечении и раскрытии преступления – это наша прямая обязанность. И в ее исполнении у нас выходных дней нет.
– То есть работа в отделе пропаганды не исключает «полевые» условия?
– Вообще, специфика нашего отделения и направления такова, что в основном мы взаимодействуем с образовательными учреждениями, но при этом нас никто не освобождает от обязанности по пресечению преступлений и правонарушений. То есть сотрудницы отделения пропаганды БДД, как и другие инспекторы, выходят на дорогу и выявляют разного рода нарушения: пешеходами, водителями маршрутного транспорта, также мы работаем по пресечению нарушений правил перевозки детей. Нередко приходится выявлять нарушения правил дорожного движения самими детьми. С такими ребятами мы проводим профилактические беседы, ставим в известность их родителей и образовательное учреждение об этом нарушении. В школах мы демонстрируем специальные видеофильмы по профилактике безопасности дорожного движения и последствиях ДТП. Так что все грани службы женщина-полицейский ощущает наравне с сильным полом. Причем наши коллеги-мужчины говорят, что порой некоторые рабочие моменты мы переносим менее болезненно, чем они.
– А насколько комфортно работается женщине в сугубо мужском коллективе? Все-таки в полиции, и в ГИБДД в частности, преобладает сильный пол…
– Мужчины у нас самые замечательные. Всегда помогут, выручат, теплое слово скажут. Я считаю, что мне всегда везло с коллективом. Так что работать среди таких коллег – одно удовольствие.
– Служба в полиции – это ненормированный график. Как ваша семья относится к этому «нюансу»?
– На этой почве вообще никогда проблем не возникало. Мой муж сам пенсионер МВД, поэтому он относится к моей работе и занятости с пониманием.
– А много ли у вас остается свободного от работы времени?
– Многое зависит от оперативной обстановки в Челябинске и на городских дорогах. Поскольку мы являемся сотрудниками полиции, то в случае всевозможных чрезвычайных происшествий нас поднимают по тревоге, и мы можем нести службу сутками и без выходных. Так, например, в последнее чрезвычайное происшествие, связанное с падением метеорита в нашем городе, мы работали в усиленном режиме. Сразу после взрыва мы начали оказывать помощь ближайшему детскому саду, в котором несколько детей получили ранения разбитыми стеклами. На служебных машинах доставляли пострадавших в травмпункт, где малышам вовремя оказали помощь. А после этого каждый инспектор по пропаганде БДД выдвинулся в свой район и оказывал содействие сотрудникам управления образования.
– Вы долго работаете в ГИБДД, и как, на ваш взгляд, изменилась ситуация на дорогах за это время?
– Конечно, стало гораздо больше автомобилей, строятся новые дороги, поэтому происходят изменения в организации движения. Но при этом все меньше проявляется взаимное уважение как самих автомобилистов друг к другу, так и между водителями и пешеходами. Это заметно влияет на ситуацию с аварийностью.
– От водителей-мужчин часто приходится слышать пренебрежительные отзывы в адрес автомобилисток. Вы считаете, что за рулем, как и в профессиях, не существует разделения на слабый и сильный пол?
– Я сама водитель вот уже 10 лет и считаю, что в неприятную ситуацию на дороге может попасть каждый в равной степени. Все проходят обучение в автошколе, получают знания и навыки, а как они потом применяются, зависит от самого человека, в том числе и от его воспитания.
– В адрес полиции, и ГИБДД в том числе, звучит много критики, и не всегда оправданной. Как вы воспринимаете эти неодобрительные «обобщения»?
– Это специфика нашей работы. Когда человек нарушает закон, и его наказывают за это, положительных эмоций, разумеется, не возникает. К тому же по опыту могу сказать, что граждане запоминают в основном какие-то негативные моменты, когда общение с инспектором не складывается. Пусть это произошло один-единственный раз, но он перекроет все плюсы, которые были прежде. Конечно, когда в адрес ГИБДД звучит неоправданная критика, не основанная на каких-то конструктивных замечаниях, мало приятного. Ведь душа болит за дело. Но есть и вполне адекватные замечания, которые мы учитываем, и к такой обратной связи мы открыты.
– Какие моменты в работе самые запоминающиеся?
– В основном они связаны с нашими общественными мероприятиями. Яркое событие – это ежегодное мероприятие «Безопасное колесо», в котором задействовано все младшее школьное звено города. Проводятся районный, городской, областной этапы. В моей практике был случай, когда челябинские ребята входили в первую десятку на всероссийском этапе. «Безопасное колесо» – настоящий большой праздник, к которому мы готовимся практически в течение всего года.
– Что пожелаете женщинам в честь 8 Марта?
– Прежде всего семейного счастья, добра, любви и здоровья всей семье. Пусть как можно реже возникают неприятные ситуации не только на дороге, но и в работе, личной жизни. Пусть каждой сопутствует удача и весеннее настроение!
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА