AutoChel.ru узнал, что происходит с автомобилями, сданными на утилизацию.
Любимая история сотрудников цеха по переработке лома – про дедушку, которого внуки заставили сдать в утиль свою пожилую «Волгу» или «Жигуль». Работники втормета в красках рассказывают, как старичок у проходной завода прощается со своим раритетом. По шершавой щеке катится слеза, когда холодные чугунные клешни жадно хватают за шкирку автомобиль и тащат его под пресс.
«А машина-то – конфетка, – качают головами работники цеха, – хотя ей уже лет 30, но блестит, как будто с конвейера только что!»
Путешествие машин до пресса начинается с проходной. Здесь авто фотографируют, проверяют документы, справки из ГИБДД и так далее. Следующий этап – взвешивание. Перед весами установлен аппарат для измерения уровня радиации. Весь поступающий на предприятие лом сканируют, чтобы не фонил. Легковушки – не исключение.
«По программе утилизации за старую машину люди получают скидку в 50 000 рублей, – объясняют выгоду на предприятии, – если авто сдавать просто на лом, то хозяин получит 9000 рублей за тонну. Та же «пятерка» не дотягивает до тонны, минус вес пластика, сидений, стекол, колес и т. д. Поэтому сейчас лучшее время для того, чтобы попрощаться со своим авто».
За сутки челябинцы сдают на переработку до 40 автомобилей.
После взвешивания машина попадает в цех разборки. В половине случаев ее туда тащат на буксире. Ласточки, годами простоявшие в гаражах старичков, и доведенные до отчаяния ржавые ведра – вот с чем приходится тут работать. Половина цеха занята машинами, чьи кузова перекошены гримасами страдания. Весь этот автопарк попадает под категорию хлама, глазу зацепиться не за что: вазовская классика, немного «Волг», пара «Москвичей». Единственная найденная иномарка – Renault 21, который, правда, мало чем отличается от потрепанных отечественных авто.
Вокруг машин кипит работа. Специальная бригада снимает с авто все неметаллическое: провода, уплотнительные резинки, колеса, сиденья, обшивка. Аккумуляторы идут в отдельную кучу. Вместе с колесами их передадут на утилизацию на специализированные предприятия. За смену бригада раздевает по 20 авто. После этого машину краном поднимают на специальную подставку и сливают все жидкости. Эти смазочные материалы также собираются в огромном чане и идут на переработку.
Среди обывателей есть мнение, что сотрудники цеха по переработке во время кампании по утилизации получают неограниченный доступ к запчастям от ВАЗа и колесам. Но против этого мифа есть пара аргументов. Во-первых, для завода машина – всего лишь сырье, тот же лом, а значит, выносить его с предприятия равносильно воровству. И охрана на этот счет не дремлет. Второй аргумент. Машины, поступающие в утиль, в таком убогом состоянии, что продать с них что-то маловероятно. За смену бригада может разобрать до 20 машин.
Следующий этап – собственно пресс. Манипулятор хватает машину и укладывает в огромный пресс вместе с другим ломом. Аппарат без видимого усилия сминает кузов, как скорлупку. Через пару секунд из чрева машины выходит брикет утрамбованного металла длиной два метра. Эти бруски похожи на те, что делал робот Валли из мультика. На предприятии их называют пакетами. Вес такого пакета может достигать трех тонн. Это заготовка для переплавки.
За помощь в подготовке материала благодарим ОАО «Челябвтормет». Тел.:(351) 791-17-14.
Кстати, завод продает деловой лом (трубы, листы и т. п.)
Фото: Видео Александра ДЫБИНА