Для работы в челябинских трамваях, которые городские власти назвали приоритетным видом транспорта, не хватает сотрудников. По подсчётам самих работников, в каждое из двух депо требуется около 40 человек. Водителей и кондукторов просят задержаться на смене и вызывают из отпусков. Одна из вагоновожатых — молодая женщина — рассказала 74.ru, в каких условиях приходится работать за зарплату в 23–25 тысяч рублей.
Марина (имя изменено. — Прим. ред.) работает вагоновожатой несколько лет. Говорит, осуществила мечту — в детстве сильно впечатлила поездка на трамвае. И теперь первая смена у неё начинается в пять утра. Чтобы добраться до депо и включить вагон, приходится просыпаться в половине четвёртого. А когда выпадает вторая — раньше полуночи домой не возвращается.
Вагон не объедет
— Пешеходы ненавидят автомобилистов, автомобилисты — пешеходов. Трамвайщики в глубине души ненавидят всех, — говорит Марина. — Водители легковушек забывают, что вагон не объедет, и летят прямо под колёса. В результате и дешевые «Жигули», и дорогие «мерсы» разрезаются, словно консервные банки. Пешеходам было бы неплохо перечитать, как погиб герой булгаковского романа «Мастер и Маргарита», которому отрезала голову женщина.
На перекрёстке Цвиллинга и Тимирязева сбили бабушку. Она не заметила, что загорелся красный, и продолжала идти. Водитель [трамвая] ехал на пересечении трамвайных и троллейбусных линий, под которым вагон обесточивается. А когда нет напряжения, теряется и торможение. Водитель понадеялся, что бабушка успеет перейти, но увы. Он начал тормозить, но уже не хватило расстояния. Женщина получила травмы. Водителя могут признать виновным с большой вероятностью. Ещё одна наша девушка после ДТП получила условный срок и перевелась в кондукторы, — продолжает водитель. — Часто случаются падения пассажиров, которые не держатся за поручни. Кто-то не готовится на выход. Недавно женщину с коляской зацепило дверью на проспекте Победы. Знаете, почему так происходит? В наших вагонах нет салонного зеркала, и мы видим человека только тогда, когда он уже в дверях.
После жёсткой критики полпреда президента по УрФО Николая Цуканова, который во время визита в Челябинск указал на заросли травы, власти активно взялись за стрижку газонов. А вот водителей трамваев беспокоит не только эстетика вопроса.
— На Дзержинского все рельсы заросли травой. А на участке ЦХП — ЧМК целый коридор зарослей, ночью света нет, — говорит Марина. — Никогда не знаешь, кто может быть в этой траве — собака или пьяный горожанин прилёг отдохнуть.
Менеджеры по продаже билетов
В этом году водителям трамвая начали выплачивать премии за выполнение графиков (доплаты были и раньше, но насчитывались по-другому). Рации, которые купили для оперативной связи, оказались как мёртвому припарка.
— Раньше была специальная волна, но за неё надо платить. Нам купили любительские рации. Сигнал плохой, большие помехи. Только шумит и фонит. Мало кто ею пользуется, некоторые вообще выключают, — признаётся Марина. — Диспетчеров службы организации движения рациями не оснастили. У них на человека 100 вагонов и кнопочный мобильный телефон для связи. С кондукторов требуют выручку. А мы где пассажиров возьмём? Силой их затаскивать? Мы же не менеджеры по продаже билетов!
Сегодня из-за нехватки кадров около 6–8 вагонов не выходят на линию, рассказала водитель. Начальство просит задержаться до 17 часов тех, кто работает с пяти утра.
Водитель трамвая отмечает, что те же деньги можно заработать где-нибудь в баре или магазине, поэтому выдерживают не все, особенно молодые. Остаются либо фанаты своего дела, либо те, кто вот-вот выйдут на пенсию. При большой текучке кадров набрать новых специалистов непросто — на обучение одного вагоновожатого уходит около полугода. Уходит и технический персонал, который способен оживлять металлолом.
— Кому хочется вставать в три утра при большой ответственности за жизни людей, и всё это за 23 тысячи рублей? При графике пять через два, шесть через два накатываем около 180 часов, — вздыхает водитель трамвая. — Люди работают шесть через один, семь через один, чтобы накатать 200 и получить хотя бы 24–25 тысяч рублей. Некоторые уезжают в другие города и продолжают работу по профессии там. Например, в соседнем Екатеринбурге водители трамваев получают 32–35 тысяч рублей, в Москве или Санкт-Петербурге — от 40 тысяч рублей. То есть даже с учётом съёмной квартиры у них останется примерно столько же, сколько здесь, живя в своей квартире.
«Так было всегда»
В ООО «ЧелябГЭТ» катастрофические цифры нехватки персонала не подтвердили, но признали, что год назад при переходе из МУП в ООО «по наследству» досталось сокращение зарплаты всем категориям работников горэлектротранспорта, а также были отменены выплаты в 5% за малоопытность (поддержка молодых, чтобы сразу не убежали) и компенсации иногородним. Тогда действительно люди увольнялись десятками.
— Для повышения престижа профессии в ноябре 2017 года было принято решение о возвращении надбавок за малоопытность, ежемесячной доплаты за проезд, а также выплаты иногородним сотрудникам. А с 1 июля 2018 года мы провели повышение тарифной ставки водителям троллейбусов и трамваев на 5%. Боремся за каждого водителя, — заверил директор ООО «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко.
— Нехватка водителей — явление типичное для городского транспорта. Так было всегда, — констатировала директор Учебного центра Наталья Артемчук, педагог с 30-летним стажем. — С одной стороны — профессия сложная, мало кто хочет принимать на себя ответственность за жизнь и комфорт пассажиров. С другой стороны — обучать некому. На весь город всего один учебный центр. Раньше кадры готовили в училище, в 1998 году его закрыли.
Ситуацию с зарплатой водителей прокомментировал начальник управления транспорта города Максим Кичеев в прямом эфире на странице 74.ru во «Вконтакте».
— По этому вопросу мы с Александром Николаевичем Павлюченко уже разговаривали. Он сейчас уже готов повысить на 5%, но это капля в море, — отметил он. — С улучшением финансового положения «ЧелябГЭТ» зарплата будет расти. Будет приобретён новый подвижной состав, изменена схема маршрутной сети, в которой будет больше нагрузки на электротранспорт. Кроме того, сейчас «ЧелябГЭТ» арендует подвижной состав банкротящегося МУПа. После выкупа этой статьи расходов не будет.
Сложно ли управлять трамваем, и зачем водителю так много технических знаний? Корреспондент 74.ru на один день стала курсантом учебного центра «ЧелябГЭТ». Смотрите, что из этого вышло, в нашем материале.
Если вы хотите поделиться интересной историей, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».