Победитель крупного аукциона на ремонт челябинских улиц — ТПК «ЯКК» — объяснил, зачем оспорил итоги торгов через антимонопольную службу, и ответил на обвинения мэра Владимира Елистратова. Чиновник подозревал фирму в лукавстве и неспособности выполнить контракт. Но руководство торгово-промышленной компании заявляет — выполнить обязательства они готовы, но только после устранения спорных моментов. О чём идёт речь и какие возможности есть у «ЯККа» — в материале 74.ru.
Основная площадка торгово-промышленной компании «ЯКК» находится в промзоне Ленинского района — на Енисейской, 71. Большая часть территории занята разнокалиберной техникой: самосвалы, укладчики и катки соседствуют с личными машинами сотрудников. Здесь же — пункт охраны, двухэтажный офис для управленцев, а наискосок через площадку — дом для сотрудников.
— Там чисто для рабочих. Душевая, туалеты и всё остальное, — объясняет нам заместитель директора ТПК «ЯКК» Никита Иноземцев. — Можно сказать, это наше личное общежитие. Кто ночует, кто не ночует, кто по объектам. Там у нас комнаты и кровати — это всё есть.
В сезон, уточняет управленец, в компании работают около 100 человек. Для иногородних и построено общежитие. А чтобы не зависеть от поставщиков и подрядчиков, у компании есть собственный асфальтобетонный завод, производство бордюров и тротуарной плитки, ремонтный цех для техники.
— Мы ремонт здесь делали в прошлом году, — уточняет Никита Иноземцев, заводя нас в цех. — Видите, ребята вон двигатель перебирают.
— Двигатель делаем, капитальный ремонт, — объясняет главный механик ТПК «ЯКК» Андрей Новиков. — Он и до этого работал, просто время подошло, что его нужно ремонтировать. Мы обычно так и делаем: подходит время — начинаем ремонтировать, чтобы работал нормально. Уже почти вся готова техника. Зимой, осенью [ремонтировали].
Хозяйство, уточняют в компании, у «ЯККа» большое: одних самосвалов 50, плюс 3 асфальтоукладчика и 8 катков.
— Что касается техники, в этом году приобрели ещё 11 «Манов». Взяли дополнительно под эти объемы, — говорит Никита Иноземцев, имея в виду контракт на ремонт челябинских улиц. — По самосвалам кто-то писал, мол, задрипанные КАМАЗы, которые не ездят. Нет, вот наши «Маны», они основные. Считаются одними из лучших самосвалов. КАМАЗов, может, штук 10 у нас, чисто встают под щебень. Вся техника у нас своя, она в собственности.
Выходит, что под контракт с администрацией города «ЯКК» закупил новую технику. Плюс потратился и на материалы: купил щебень, дорожные знаки… Но зачем тогда оспаривать в антимонопольной службе итоги аукциона, если уже стал победителем и готовишься выйти на объект?
— Когда выиграли электронные торги, наши геодезисты отправились туда [на объект], — объясняет Никита Иноземцев. — Перемерили, получилось расхождение в объёмах работ. В смете указан, к примеру, Новоградский тракт. От черты, где «Южуралмост» в прошлом году закончил, до границы города, где «Челси» находится. У нас расхождение в 15 тысяч квадратов получилось. Мы это указали. Да, заставить нас лишнее делать сто процентов никто не мог. Но в техническом решении конкретно указано, что мы должны делать от улицы Салавата Юлаева до границы города. Если бы стояло «от улицы Салавата Юлаева и в сторону», 47 тысяч квадратов мы бы положили — и всё, и объём закончился. Здесь было маленько по-другому: конкретно были точка А и точка Б.
И это расхождение, заявляют в «ЯККе», оказалось не единственным.
— Есть у нас улица (Университетская Набережная. — Прим. ред.) — от Макеева до проспекта Победы. Там всё четко указано: от Макеева до проспекта Победы. У нас по документации проходит 44 тысячи квадратных метров, а по факту 60, — добавляет директор ТПК «ЯКК» Нвер Колозян. — Нам в каком месте нужно остановиться? Или оставлять так? Мы не можем понять никак. Может быть, они по каким-то старым документам [посчитали]. У многих же улиц было расширение. Это же на берегу надо решать. Поэтому мы подали [жалобу] в ФАС. Какие-то если замечания или со стороны подрядчика, это же на берегу надо решать. Если с чем-то заказчик не согласен, пускай тоже свои доводы скажет. Ни с кем мы не хотим ни конфликтовать, ни воевать.
Из 18 объектов, входящих в список, «ЯКК» обследовал первые три — и на всех были расхождения по объёму работ, причём не в пользу подрядчика. Поначалу решить вопрос с заказчиком — городским управлением дорожного хозяйства — пытались напрямую. Но протокол разногласий в мэрии подписывать отказались. Поэтому была подана жалоба в челябинское управление ФАС с просьбой внести поправки в документацию.
Спорным оказался и вопрос о материалах. В смете аукциона указано: использовать подрядчик должен щебёночно-мастичный асфальтобетон определённой марки — ЩБА-20. Но «ЯКК» предложил перейти на более дорогой асфальтобетон — ЩБА-16. Менять общую сумму контракта при этом не придётся, уверяют в организации. Всю разницу они готовы взять на себя.
— Мы сделали это ради того, чтобы нам впоследствии гарантии, которые будут по договору, выполнить, — объясняет Нвер Колозян. — С ЩМА-16 намного прочнее получается асфальт, чем ЩМА-20. То есть мы даже себе в убытки идём, чтобы получить качество хорошее. У нас компания с 98-го, и мы не собираемся завтра закрываться. Поэтому, чтобы нам нести до конца свои гарантии по договору, мы доказываем, что эти материалы нужны, чтобы потом через год нам не пришлось за свой счёт переделывать. Если сейчас есть возможность сделать из хорошего материала, зачем делать из плохого?
Тонна ЩМА-20 стоит 580 рублей, а тонна ЩМА-16 — 710 рублей.
— Тут ещё нюанс какой, — добавляет начальник техотдела ТПК «ЯКК» Наталья Голубева. — В контракте чётко прописано, что по выполнению этих работ я помимо финансовых документов должна сдать техническую документацию. И одним из элементов технической документации должно быть подтверждение лаборатории — на соответствие и несоответствие материала, целесообразно я этот материал использовала или нецелесообразно. Мы обратились в две лаборатории, мне подтвердили: материал неплохой ЩМА-20, но он целесообразно используется именно в рамках этого национального проекта [«Безопасные и качественные дороги»]. Лаборатория мне даёт заключение, она рекомендует: «Да, вы должны укладывать ЩМА-16, а не ЩМА-20, иначе вы не сдадите». А у меня заказчик без заключения лаборатории не имеет права [работу] принимать.
— У нас просто не было другого выхода. Мы не могли идти на риски: 100 миллионов потратить, а у нас не принимают. Почему не принимают? По тем пунктам, что мы озвучили, — резюмирует Нвер Колозян.
В антимонопольной службе проверили документацию и встали на сторону подрядчика. Итоги аукциона отменены. Теперь мэрия должна внести изменения в бумаги, заново собирать заявки от дорожников и подбирать компанию, которая займётся реализацией федерального проекта. Правда, глава Челябинска Владимир Елистратов в прошлый понедельник заявил: «ЯКК» лукавит, и мотив для того, чтобы оспорить итоги аукциона, — неспособность выполнить обязательства. По словам мэра, у дорожников не оказалось денег на обеспечение многомиллионной сделки.
— Говорить много можно, но надо как-то [подтверждать]. Если бы у нас не было возможности финансово [обеспечить], мы бы никогда не пошли на эти шаги, — отвечает на эти обвинения Нвер Колозян. — Мы же понимаем, каких мощностей у нас хватает, столько и берём. Как может быть такое, что лукавим, что у нас нет финансового положения, но идём на такие торги? Тут, может быть, так донесли [мэру].
— Ситуация доносится про нашу контору, я думаю, до мэра совсем по-другому, — рассуждает Никита Иноземцев. — Вопрос мэр задаёт конкретно заказчику: «В чём вопрос, почему не заключается договор?» Управление дорожного хозяйства что должно сказать? «Вы извините, мы неправильно выложили аукцион». Оно же тоже этого не может. Тем самым оно примет удар на себя: «Ну а как вы разыгрывали? Это же не 20, не 30 тысяч. Это 800 миллионов, больше».
— Мы даже собираемся на днях письмо на имя губернатора писать, — добавляет Нвер Колозян. — Будем проситься на приём, чтобы объяснить ситуацию, чтобы было понятно — почему, как.
А вот с обеспечительным взносом, который по закону обязана иметь компания, возникли проблемы. Его размер утверждён на уровне 248 миллионов рублей. В «ЯККе» уверяют — им не обязательно вносить всю сумму, обеспечительный взнос за них делает банк, а они взамен на такие гарантии обязаны выплатить финансовой организации 3 — 4 миллиона рублей. И это было сделано.
— Там, понимаете, какая ситуация… Там есть реестровый номер, он вносится в банковскую гарантию. Заказчик написал нам письмо, причём написал только в пятницу (5 апреля. — Прим. ред.), что он не видит в реестре нашу банковскую гарантию, — объясняет Никита Иноземцев.
— Оплата прошла, мы сейчас разбираемся, почему нет в реестре, — подхватывает Нвер Колозян. — У нас сейчас юристы, служба безопасности этим занимаются, письма в тот же банк мы подали, чтобы понять, почему письмо пишут, что нет нас в реестре.
— И на самом ли деле нас нет, — добавляет Иноземцев. — Мы в прошлую пятницу сделали запросы, от них ответ в течение 5 рабочих дней. И тогда какие-то комментарии у нас будут.
К этому моменту, возможно, уже внесет поправки в документацию заказчик работ. И будет объявлен дополнительный приём заявок. В «ЯККе» уверяют: участвовать в аукционе они будут повторно и надеются победить. Хотя конкурент у них серьёзный: вторым участником аукциона был «Южуралмост». Именно эта компания в прошлом году ремонтировала улицы по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги».
По данным документации закупки, максимальная цена контракта на этот год — 827,7 миллиона рублей. ООО «ТПК "ЯКК"» предложило свои услуги за 687 миллионов, АО «Южуралмост» — за 703,5 миллиона рублей.
— Пока не готов комментировать, будем ли мы снова участвовать в аукционе. Будут изменения документации — будем смотреть, — сообщил 74.ru директор по строительству и эксплуатации городских автодорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец.
Хотя мощности у главного конкурента гораздо больше, чем у «ЯККа».
— У нас огромные мощности. У нас 18 асфальтоукладчиков, к каждому комплект катков прилагается — это по 3 катка. У нас большое количество техники, — заявил Алексей Струговец. — Порядка 10 асфальтобетонных заводов есть в распоряжении. В том году мы новый завод поставили в Кременкуле немецкого производства, у которого 240 тонн в час производительность.
Впрочем, эксперты в дорожной сфере заявляют — просто сравнивать показатели двух компаний недостаточно. «ЯКК» вполне может справиться со взятыми на себя обязательствами. Так же как и их конкуренты. Работу будет контролировать и принимать не только заказчик — управление дорожного хозяйства, но и профильное министерство.
— Здесь зависит всё не только от количества техники, а ещё от асфальтобетонных заводов, наличия специалистов. Очень много факторов, — сообщил нам информированный источник в правительстве региона. — Да, «Южуралмост» — крупная компания. Но у «Южуралмоста» не один контракт в городе заключен. «Южуралмост» занимается не только строительством, ремонтом автомобильных дорог в городе, он также занимается строительством и ремонтом дорог в области, строительством и ремонтом дорог федерального значения. Да, у «Южуралмоста» условно есть 100 асфальтоукладчиков, а у ТПК «ЯКК» условно два укладчика. Но ТПК «ЯКК» работает только на двух объектах, и ему этих укладчиков за глаза хватит, он всё сделает — и вообще всё будет хорошо и прекрасно. А «Южуралмост» тоже сделает, только он так же использует два укладчика, а все остальные — 20, 30, 100 — будут работать на других объектах. У нас сезон-то коротенький, и сроки ограничены. Если бы было последовательно, что мы 100 единиц техники перекинули на один объект, потом перекинули на второй объект, на третий и так далее, это один вопрос. Но подрядчик разбрасывает технику по всей области. А область у нас, сами знаете, какая.
В «ЯККе» и не скрывают: нынешний контракт для них — самый крупный, однако на серьезных объектах компания уже работала. Ремонтировала въезд в Екатеринбург и Курган. Занималась ремонтом объездной дороги под Челябинском, строительством дороги в Тимирязевском, а также в Коркинском районе, Карабаше, Уйском и других городах и районах области.
В Челябинске торгово-промышленная компания тоже ремонтировала дороги. В 2016 году по программе «Реальные дела» «ЯКК» в Ленинском районе занимался проездами и тротуарами. Но то, как он работал, не устроило главу Ленинского района Александра Орла. По его словам, к концу сезона из 45 объектов ООО «ЯКК» выполнило всего три. В администрации Ленинского района составили претензии и потребовали уплатить штраф. Кроме того, чиновники собирались привлечь к разбирательству прокуратуру.
В «ЯККе» в ответ на претензии заявляют: их вины в срыве нет. По словам Никиты Иноземцева, проблема была именно в заказчике и корректно оформленной документации.
— Мы начали работать, параллельно сделали три или четыре объекта. На дальнейшие объекты мы приезжаем — и стоит, что мы должны километр тротуара, а там просто деревья, поросль. Мы задаём заказчику вопрос: «А где вырубка деревьев, где демонтаж, где выемка грунта? Как мы должны здесь сделать?» В смете-то это не указано. В смете стоит, что мы по асфальтированной дороге аккуратно должны сделать тротуарчик. Тогда нам сказали: «Ребята, у вас в договоре написано, что все расходы ложатся на вас». На что мы сказали: «Расходы ложатся на нас непредвиденные, но это-то не непредвиденное. Это заведомо вы хотите подрядчика обмануть», — вспоминает Никита Иноземцев.
В итоге компания тогда завершила только три объекта.
В этот раз, отмечают эксперты, поиск нового дорожного подрядчика из-за отмены итогов аукциона затянется минимум на полторы недели. И только после этого можно будет приступить к подготовительным работам (фрезерование, очистка полотна) и непосредственному ремонту. А привести в порядок по программе «Безопасные и качественные дороги» в этом году, по уточнённым данным, нужно 18 улиц:
Новоградский проспект — от улицы Салавата Юлаева до границы Челябинска;
улица Доватора — от улицы Воровского до улицы Степана Разина;
улица Худякова — от улицы Воровского до Университетской Набережной;
улица Чичерина — от Университетской Набережной до улицы Салавата Юлаева;
улица Хлебозаводская — от улицы Морской до улицы Северный луч;
улица Северный луч — от улицы Героев Танкограда до Свердловского тракта;
улица Коммуны — от переулка 2-го Институтского до улицы Третьего Интернационала;
улица Сони Кривой — от улицы Лесопарковой до улицы Воровского;
улица Энгельса — от улицы Курчатова до улицы Худякова;
улица Курчатова — от улицы Энгельса до улицы Елькина;
улица Дзержинского — от улицы Отечественной до улицы Гагарина;
улица Цвиллинга — от проспекта Ленина до улицы Степана Разина;
улица Братьев Кашириных — от улицы 40-летия Победы до улицы Северной;
улица Свободы — от улицы Братьев Кашириных до улицы Торговой;
улица Салавата Юлаева — от улицы Академика Макеева до проспекта Победы;
Университетская Набережная — от улицы Академика Сахарова, улицы Чичерина до улицы Чичерина, улицы Рязанской;
улица 40-летия Победы — от улицы Чичерина до улицы Братьев Кашириных;
улица Российская — от улицы Труда до улицы Свободы.
Кроме того, прошлым летом администрация Челябинска утвердила список дорог, которые реконструируют или построят до 2020 года. В него вошли:
ул. Парковая;
ул. Скульптора Головницкого (от ул. Хариса Юсупова до ул. Александра Шмакова, 1-я очередь);
ул. Петра Столыпина (от Новоградского пр. до ул. Татищева);
ул. Петра Сумина (от Новоградского пр. до ул. Татищева);
ул. Енисейская (от Копейского шоссе до ул. Березниковской);
ул. Тепличная (от ул. Ферганской до ул. 3-й Эльтонской);
пр. имени Героя России Е.Н. Родионова;
ул. 3-я Эльтонская (от ул. Ферганской до Чуриловского пр).
Пострадали от некачественного ремонта дорог? Присылайте фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».