В Челябинске постепенно создают на дорогах новые выделенные полосы для общественного транспорта. Автомобилисты традиционно выступают против и вот почему: они уверены, что дороги содержат на их деньги, и считают, что их права ущемляют. Урбанист Григорий Шевченко ответил на две эти претензии. Ниже публикуем его мнение от первого лица.
В целом жители Челябинска понимают зачем выделенки и радуются созданию новых. Но есть два основных возникающих вопроса от водителей. Их и стоит разобрать.
1. «Мы платим налоги (на машину, акциз с бензина), значит делать надо под нас»
В целом дороги и благоустройство в городе оплачиваются из федерального бюджета, который состоит не только из налогов автомобилистов. Если точнее, то налоги автомобилистов едва ли перевешивают 5%. Согласно отчету об исполнении бюджета России за 2021 год, 3,4% доходов федерального и 6,9% доходов региональных бюджетов тесно связаны с автовладельцами. Приведу данные Росказначейства и «Тинькофф Журнал».
Транспортный налог — 195,9 миллиарда рублей. Граждане заплатили за 2021 год 154,2 миллиарда рублей, организации — 41,6 миллиарда. Учитывая, что в стране около 64 миллионов транспортных средств, средний налог на одну машину получается около 3060 рублей в год. Это только транспортный налог, есть и другие. Однако не стоит забывать, что есть налоги на бензин, шины, масла, «Платон», их платят и те, у кого никогда не было автомобиля! Как так? Всё это заложено в цену продуктов питания и потребления как добавочная стоимость. Купленная булка хлеба состоит из цены самой булки плюс из всех издержек: например, стоимости бензина и оплаты «Платона» за доставку хлеба и многого другого.
В 2021 году от учтенных «автомобильных» сборов в бюджет пришло 1,41 триллиона рублей. При этом фактически на дорожное хозяйство государство потратило 2,44 триллиона рублей, то есть ремонт и строительство дорог почти на 40% финансируются из других налогов и сборов. Что же теперь? Запретить автомобилистам пользоваться 40% дорог, за которые они не платили? Конечно нет. Автомобилисты должны понимать, что на их налоги дороги не содержат на 100%. И даже те 60% — это налоги, которые платят, в том числе люди без автомобилей.
2. «Нельзя отбирать у одних в пользу других! Почему автомобилистов ограничивают в пользу общественного транспорта?»
Однако тут есть недопонимание. До этого огромный перевес был на стороне автомобилистов. Под новые дороги вырубали деревья, заливали асфальтом улицы в ущерб тротуарам. Эти улицы годами не загружены и на 30%, например, Калинина пустует в любое время, а на её содержание уходят огромные деньги. Бюджет каждый год тратили на дороги. При этом не обновлялся автопарк общественного транспорта. Трамвайные пути не видели ремонта 20 лет, поэтому новые трамваи гремят и сходят с путей. Новые остановки стали появляться в городе только последние три года.
При этом ежегодно ремонт на автомобильных дорогах видел весь город. В городе нет ни одной муниципальной платной парковки. Машины не эвакуируют и не штрафуют за парковку на газоне. А какую огромную развязку поставили на Братьев Кашириных?! По градостроительным планам 60-х годов. В целом весь город со времен Юревича делал всё только для автомобилистов.
Теперь, когда привилегии у автовладельцев стали забирать в пользу уравнивания прав с пешеходами, автомобилисты решили, что их ущемляют. Хотя город просто делает то, что сами автолюбители просят, — уравнивает права на дороге для всех. Трудно лишиться привилегий, к которым привыкли за годы. Но надо относиться ко всем жителям города одинаково, не выделяя определенную касту, тогда комфортно будет всем. К счастью, то, как развивается Челябинск, уже давно апробировано и дало свои результаты в других городах Европы, США и России.
Согласны с автором?
Напомним, до конца года выделенные полосы для общественного транспорта сделают на четырех улицах города — по одной в Ленинском районе и центре, а также две на Северо-Западе. 74.RU разбирался, что за транспорт будет ходить по новым полосам и как будут контролировать движение по ним. Ведь, например, камеры на Комсомольском проспекте не работают до сих пор, а на Труда и Энгельса «полосных» камер вообще нет.
Сейчас в Челябинске действует выделенные полосы на Северо-Крымской, Труда и Энгельса. Их сделали в 2019 году. Также ранее выделенки организовали на Комсомольском проспекте. Реконструкция этой магистрали вызвала волну возмущения челябинцев, мы изучили проект и нашли слабые места.