Жилой микрорайон Челябинска превратили в парковку Челябинского кузнечно-прессового завода, который во время СВО в разы увеличил штат своих сотрудников. Заводчане работают в три смены. Места для их машин возле ЧКПЗ не хватает, и они бросают транспорт вдоль улиц и даже в закрытых дворах. Жители соседних домов бьют тревогу: если ничего не изменится — трагедии не избежать. Они боятся за детей и остаться без помощи пожарных и медиков — в случае ЧП спецтранспорт просто не сможет проехать. На предприятии проблему не отрицают и заверили корреспондента 74.RU, что планируют ее решить. Пока этого не произошло, смотрим, как сами жители Ленинского района борются с нахлынувшим на них потоком машин.
«Это не стоит ни одной жизни»
К Челябинскому кузнечно-прессовому заводу примыкает несколько жилых кварталов. Вдоль Копейского шоссе стоят пятиэтажки и потрепанные временем двухэтажные дома поселка ЧКПЗ. Ближе к предприятию расположены четыре новостройки, образующие ЖК «Юбилейный». Жители этого ЖК обратились в редакцию 74.RU.
По словам жителей «Юбилейного», у завода сейчас есть три большие парковки, но их не хватает, поэтому весь микрорайон заставлен машинами сотрудников.
— В 2021 году ЧКПЗ начал наращивать производство, а с началом СВО пошел очень быстрый рост, — заметила жительница Арматурного переулка Любовь. — Но еще в прошлом году машин было в разы меньше, никто нам не мешал. А сейчас даже от нашего «закрытого двора» толку мало — они умудряются заезжать и парковаться даже там. Поджидают, пока кто-то будет выезжать и проскакивают.
Наши читатели показали, сколько у них занимает выезд из двора во время пересменки на заводе (а она бывает три раза в сутки).
До приезда нашей съемочной группы на место Любовь успела наклеить на лобовое стекло двух автомобилей наклейки движения «Стоп хам» и вызвала экипаж ДПС. Одна из машин стояла ближе пяти метров от пешеходного перехода и мешала обзору. Но в ГИБДД, по ее словам, перестали реагировать на подобные звонки.
Искать желающих рассказать о проблеме не пришлось — все, кто проходил мимо нас, устал от потока машин и просил о помощи. Василий — один из недовольных жителей. Его ребенок в этом году пошел в третий класс, мужчина боится отпускать его одного.
— Здесь есть знаки «жилая зона» и скорость должна быть не более 20 километров в час, — показывает на знак Василий. — Но они же не видят и несутся под 80 километров в час. Мы боимся за детей. Тротуаров у нас здесь нет, надо идти прямо по дороге. Собьют и не заметят!
Жительница микрорайона Надежда уверена, что трагедия — это вопрос времени.
— У нас каждое утро с 7:30 до 8:30 кошмар происходит. Дневная смена приехала, а ночная еще не уехала. И так каждый раз, когда они меняются. Страшно просто, что по вечерам дети будут идти со школы и тренировок, и какой-нибудь гонщик… это не стоит ни одной жизни, — говорит женщина. — Госзаказ для страны явно важнее, чем одна улица, но мы тоже люди, мы хотим жить комфортно и не бояться за себя и своих близких.
«На огромной площадке два «Майбаха» стоят и всё»
Сотрудники завода тоже жалуются на парковочный коллапс и пишут в редакцию 74.RU. Один из них — Денис, он недавно устроился на ЧКПЗ и попросил нас приехать на Копейское шоссе в утренний или вечерний час пик, чтобы оценить затор.
— На заводе всю жизнь было четыре тысячи человек, а сейчас в три раза больше. Они бы хоть светофоры отрегулировали. Стоять можно час с кольца на Машиностроителей, — пожаловался сотрудник предприятия.
Во дворе дома на Копейском шоссе мы встретили компанию мужчин, которые шли на смену.
— Легко вам найти здесь парковку?
— Вообще невозможно. Скоро на Гагарина будем парковаться (смеются). Но они [парковки], мне кажется, и не появятся, а народ только добавляется.
— А вам при устройстве на работу говорили, где можно оставить машину?
— Вы когда на завод заходите, там на огромной площадке стоят два «Майбаха» и всё. Думаете, их что-то волнует? Им без разницы. Они бы и вертолетную площадку себе там построили, потому что место есть на территории.
Зашли во дворы домов советской постройки, там ситуация еще хуже, чем в Арматурном переулке. Проезды здесь узкие и все газоны заняты автомобилями.
Число сотрудников увеличилось втрое
В службе корпоративных коммуникаций и информационной политики ЧКПЗ заверили 74.RU, что заинтересованы в решении вопроса с парковочными местами для сотрудников. Представители предприятия отметили, что ЧКПЗ важно, чтобы не только заводчанам было комфортно приезжать на работу, но и чтобы жители ближайших домов не чувствовали на себе рост численности сотрудников.
ЧКПЗ начал работу в Челябинске на базе эвакуированного в тыл Московского автомобильного завода имени Сталина. В октябре 1941 года вместе с оборудованием в Челябинск из столицы прибыли 858 рабочих и начали строить новый завод. 8 июня 1942 года в кузнечном цехе выпустили первую поковку. Акционерным обществом открытого типа завод стал в июне 1995 года. В 1996 году его возглавил Валерий Гартунг. По данным сервиса «Контур.Фокус», акционерами предприятия являются Марина Гартунг и Андрей Гартунг. Последний занимает должность генерального директора. Выручка предприятия за 2021 год составила 15,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 526,3 миллиона рублей. Данных о работе за прошлый год пока нет.
Число сотрудников за последний год действительно выросло. В начале года, по данным предприятия, работали 4,5 тысячи человек, а на 7 сентября — 13800 человек. Быстро решить проблему с нехваткой парковок нельзя, считают на ЧКПЗ, однако к зимнему сезону вопрос обещают решить:
— ПАО ЧКПЗ совместно с городскими властями подготовлен к реализации проект благоустройства придорожной территории Ленинского района, в том числе расширение парковки, прилегающей к заводу. Работы начнутся во второй половине сентября. Также планируется установка светофора на пересечении улицы Обуховской и Копейского шоссе, продление дороги по улице Обуховской до стоянки ЧКПЗ, минуя переулок Арматурный.
Для уменьшения заторов на подъезде к заводу собираются установить светофор. Также в планах — ремонт подъездных путей к промплощадке.
— Планируется ремонт дорог от ЧКПЗ до Копейского шоссе еще по двум улицам, не включая улицу Феди Горелова, — добавили на ЧКПЗ. — Таким образом, будет ликвидирован затор на улице Феди Горелова. На данный период проводятся тендерные процедуры по подбору подрядной организации. Окончание работ запланировано на конец октября.
Кроме того, на заводе пообещали увеличить площадь своих парковок на 30%. Для сокращения числа автомобилей ввели корпоративный аналог Bla-Bla-Car: сотрудник, имеющий автомобиль, берет в качестве пассажиров своих коллег и довозит их до работы. На заводе ведут реестр таких экипажей и компенсируют им затраты на бензин. В будущем эту функцию пообещали перенести в мобильное приложение для сотрудников завода.
В свою очередь в ГИБДД Челябинска сообщили, что выезжали на место для изучения озвученных жителями проблем. По данным Госавтоинспекции, обустройство дополнительных мест для парковки уже идет.
— Госавтоинспекцией Челябинска осуществлён выезд на указанный адрес с целью изучения ситуации на месте. Также проведена рабочая встреча с представителями администрации завода ЧКПЗ. Для сотрудников и посетителей завода ЧКПЗ имеются оборудованные парковочные места. Но в настоящий момент парковочных мест уже недостаточно, — признали проблему в ГИБДД. — В связи с этим, в ближайшее время будут организованы дополнительные парковочные места вблизи и на территории завода. Работы по обустройству парковочных мест уже ведутся. Ситуация находится на контроле у руководства УМВД России по г. Челябинску.