В Челябинске буксует запуск платных парковок: глава города Наталья Котова анонсировала их появление в августе, но к ноябрю этого так и не случилось. Новые сроки и точные места, которые попадут в проект, чиновники не называют. Мы изучили, как и когда в других городах-миллионниках (и не только) реализовали платное парковочное пространство.
А воз и ныне там
Мэр Челябинска Наталья Котова утвердила перечень пилотных платных парковок на площади Революции еще в январе 2022 года. Ожидалось, что первые полгода площадки будут принимать машины бесплатно, а потом с водителей должны были начать брать деньги.
Но не случилось. Сроки сначала перенесли на осень 2022-го, потом — на август 2023-го. Сейчас перспективы запуска снова туманны.
— По завершении всех подготовительных работ будут установлены сроки реализации проекта платного парковочного пространства в городе, — ответили в мэрии на запрос 74.RU. — На первом этапе обустройство планируется осуществить в количестве 1591 машиноместа по проспекту Ленина, улицам Цвиллинга, Тимирязева, Сони Кривой, на Театральной площади. Из них не менее 10% мест выделены для бесплатного доступа маломобильных групп автомобилистов.
Известно, что заниматься парковками будет МБУ «ЭВИС». Ранее сообщалось, что автомобилистам предстоит платить по 30 рублей в час. На сайте платных парковок города были указаны даже цены на абонементы, но теперь он не работает. Бесплатно смогут парковаться инвалиды, ветераны Великой отечественной войны, скорая, полиция и спасатели.
МБУ «ЭВИС» образовано в ноябре 2013 года, его учредитель — комитет дорожного хозяйства Челябинска. В основном учреждение занимается эксплуатацией автодорог и магистралей, а также передачей электроэнергии и технологическим присоединением к распределительным электросетям, электромонтажными работами, строительством ЛЭП, сбором и обработкой сточных вод и автостоянками. По данным сервиса «Контур.Фокус», до 2018 года «ЭВИС» была участником всевозможных госзакупок. А потом и сама стала организовывать торги. За всё время в качестве заказчика учреждение провело 970 закупок и заключило контракты на 3,6 миллиарда рублей. В 2023 году «ЭВИС» провел 113 закупок. Среди победителей этих торгов — «Центр коммунального сервиса», МУП «ПОВВ», «Уральская энергосбытовая компания», АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания — Челябинск».
Заметим, что, судя по нашему опросу, многие челябинцы вполне положительно относятся к идее платных парковок в центре. В редакцию 74.RU периодически жалуются сотрудники службы доставки и таксисты на невозможность остановиться.
— У Главпочтамта все заставлено машинами — они там целый день на халяву стоят! — возмущается водитель грузовичка. — Раньше там будка была — как-то регулировали, а теперь не приткнуться даже. Мы с посылками каждый день приезжаем — не натаскаешь эти тяжести, но припарковаться на 15 минут некуда! Надо же что-то делать с этим!
Общественник, в прошлом член рабочей группы Миндортранса Челябинской области Александр Агарков убежден, что платные парковки — это тонкий инструмент, который позволяет эффективно управлять городским пространством.
— В бесплатном режиме ближе всего паркуется тот, кто раньше приехал, а не тот, кто приехал ненадолго, — объяснил Александр Агарков. — Важно, чтобы люди перестали кататься в поисках парковочного места и им всегда было гарантировано свободное место, но не всегда по устраивающей их цене. Поэтому парковки вдоль улиц должны быть дороже внеуличных паркингов, чтобы отдать приоритет тем, кто приехал ненадолго и потому ехать на внеуличный паркинг для него долго. Также парковки на разных улицах должны дифференцироваться по цене в зависимости от спроса, чтобы, опять же, тот, кто приехал на полчаса, встал там, где ему надо, а тот, кто надолго, — проехал на соседнюю менее востребованную улицу и встал подешевле.
За последнее десятилетие платные парковочные пространства появились в центрах многих крупных городов России. Мы не будем смотреть на опыт Москвы и Санкт-Петербурга — он нерелевантный из-за разницы автомобильных потоков и городских бюджетов. Давайте взглянем, что смогли сделать в регионах.
Екатеринбург: семь лет мытарств
Первые платные парковки появились в Екатеринбурге ещё в мае 2014 года. Но только в начале октября 2018 года местной мэрии предоставили право запрашивать в ГИБДД данные нарушителей, тогда же администрация начала выписывать штрафы. До 2021 года за парковку платили в лучшем случае треть автомобилистов. Спустя семь лет, осенью 2021 года, в этом вопросе наметился сдвиг: утрясли моменты с региональным законодательством, оформили документы, а главное — появился отдельный пункт, в котором прописали, что штрафы за неоплату парковки можно взимать на основе автоматической фиксации. После этого количество наказанных водителей выросло в сотни раз.
В 2023 году в Екатеринбурге организовали 2342 платных машиноместа. Весной в городе нанесли синюю разметку, обозначающую зону такой парковки. Но екатеринбуржцы говорят, что проект до сих пор работает не очень эффективно.
Стоимость: 30 рублей в час.
Штраф: от 1000 до 3000 рублей.
Удалая Пермь
В Перми платные парковки заработали 15 августа 2016 года, через две недели с автомобилистов начали брать деньги. Сначала было 2400 машиномест, но к 2023 году их число увеличилось до 10 тысяч. С начала 2023 года за неоплату парковки выписали штрафов на 58,8 миллиона рублей. Зону платных парковок постепенно расширяют. В Перми самая обширная сеть среди региональных городов и, по разным оценкам, наиболее эффективно внедренная.
Стоимость: с 8:00 до 19:00 — 20-30 рублей в час (в зависимости от зоны). С 2024 года цена вырастет до 40 рублей. Есть возможность постоплаты.
Штраф: 1000 рублей.
Тюмень: миллионы с парковок
В Тюмени платные парковки запустили в мае 2016 года, и до конца года они принесли в городской бюджет 7,7 миллиона рублей.
К 2023 они заполонили почти весь центр города — 2882 машиномест. Это, что ожидаемо, возмутило жителей ближайших домов. Подумав, мэрия решила пойти навстречу и изменила график работы платных стоянок, сделав ночную стоянку бесплатной. С начала этого года благодаря парковкам казна Тюмени пополнилась на 45,34 миллиона рублей. В октябре местная администрация анонсировала появление новых платных машиномест.
Стоимость: с 9:00 до 18:00 — от 25 до 35 рублей в час (в зависимости от зоны); ночью — бесплатно.
Штраф: 2500 рублей.
Казань: прищученные хитрецы
Казанское парковочное пространство состоит из 6765 машиномест в центре города. Еще пару лет назад горожане любили там оставлять свои машины надолго, снимая номера, чтобы не приходили штрафы.
В 2021 году мэрия стала ставить на колеса таких авто блокираторы: сам водитель его снять не может, уехать с ним — тоже. Хитрецам приходится звонить в специальную службу, которая приезжает, снимает блокиратор и сразу же выписывает штраф. Почти за два года такой практики, охотников за бесплатной парковкой поубавилось.
Стоимость: с 8:00 до 19:00 — от 30 до 100 рублей в час (в зависимости от зоны); ночью — бесплатно.
Штраф: 2500 рублей.
Ростов: парковка в воротах цирка
В Ростове-на-Дону платные парковки появились в сентябре 2016 года. К 2023-му они охватили практически всю центральную часть города — 6612 машиномест. И сетка продолжает разрастаться. Ростовчане сталкиваются с проблемой парковок на газонах, тротуарах и даже в воротах цирка, но за нее никто не заплатил.
Стоимость: с 8:00 до 20:00 - 35 рублей в час, ночью, в выходные и праздники — бесплатно.
Штраф: 1500 рублей.
Новосибирск строптивый
В Новосибирске всего 19 платных парковок — это 584 машиноместа. Последние пять лет бесплатное парковочное пространство в центре города постепенно сокращается, чем крайне недовольны горожане.
Стоимость с 7:00 до 22:00 — 50 рублей час, воскресенье и праздники — бесплатно. Есть возможность постоплаты.
Штраф: от 1000 до 3000 рублей.
Ярославль осторожный
В Ярославле всего две платные парковки - на крупных площадях. В администрации уточнили, что с начала 2023 года с обеих стоянок получили 1,7 млн рублей. Проговаривают планы организовать платное парковочное пространство у вокзала. Минтранс даже подсчитывал, что стоянка в этих местах должна стоить 39 рублей в час, но пока проект не расширен.
Стоимость: 30 рублей в час.
Штраф: 3000 рублей для физических лиц, 10 тысяч — для должностных, 20 тысяч — для юридических лиц.
Сочи начинающий
В Сочи 59 платных парковок с 1111 машиномест начали работать с октября 2023 года — преимущественно вдоль одноименной реки. И жителей города это сильно возмутило. За неделю работы проекта зафиксировали 938 нарушений. Контролируют оплату автомобили со специальным аппаратно-программным комплексом, они автоматически фиксируют припаркованные машины и сверяют с базой данных.
Стоимость: от 48 до 100 рублей в час (в зависимости от зоны).
Штраф: 3000 рублей.
В этом году первую платную парковку запустили и в Волгограде. В Кемерове об этом пока только разговаривают.