RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

747мм 48%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Дороги и транспорт Снежный буран на Южном Урале Транспортная реформа проблема Автобусы есть, но 90 сломаны: водители рассказали, почему лихорадит общественный транспорт Челябинска

Автобусы есть, но 90 сломаны: водители рассказали, почему лихорадит общественный транспорт Челябинска

Список проблем оказался немаленьким

В последние две недели челябинцы столкнулись с глобальными перебоями в работе автобусов, трамваев и троллейбусов

Челябинск в конце года накрыли мощные снежные бураны. Город сковали небывалые пробки, общественный транспорт работал с перебоями. Люди массово жаловались, что не могут дождаться трамваев, автобусов и троллейбусов. В новом году проблемы с общественным транспортом продолжились. Челябинцы часами мерзли на остановках, не все смогли втиснуться в приехавшие, наконец, машины. Мы поговорили с водителями муниципальных автобусов о том, что они думают о причинах затянувшегося коллапса. А также спросили министра транспорта, в чем причины сложившейся ситуации и когда этот ужас закончится все наладится.

«Там пацаны просто помирают»

Валерий два года проработал водителем автобуса в Челябинске. Ездил на разных маршрутах — 31, 71, 64, 45, 41 — и на собственном опыте прочувствовал все кочки, на которых потряхивает общественный транспорт.

По его словам, одна из главных проблем, приведших к предновогоднему и постновогоднему бардаку с транспортом, — дефицит кадров и техническое состояние автобусов.

В то время, когда Валерий работал в «Службе организации движения», власти активно зазывали водителей. Проводили ярмарки вакансий, предлагали зарплату от 40 до 70 тысяч рублей. По словам нашего собеседника, это были реальные цифры, но всё зависело от графика работы. А они у водителей самые разные: 5/2 (5 дней работаешь, 2 дня отдыхаешь, 2/2, 3/1,4/2.

— Нету водителей просто, очень сильный дефицит. Если ты работаешь, как конь, то получаешь. Я и 93 тысячи получал, когда работал на пятидневке. А когда 2/2 со сменщиком, выходило 50–60 тысяч рублей. Смотрите, с одной конечки до другой ехать час 10 минут. Вот она оплачивается хорошо. А потом ты приезжаешь на другую конечку, и у тебя 4 часа отстоя. Просто сидишь в автобусе и не знаешь, что делать. А это (оплата за время разрыва. — Прим. ред.) копейки. За три часа разрыва я получал 118 рублей. Ну кому охота так? — вспоминает Валерий. — Премии тоже есть, но они копеечные. Честно скажу, не менее 100 тысяч мужикам надо платить.

Чиновники мягко назвали случившееся «увеличением интервалов передвижения общественного транспорта»

Общий принцип оплаты: чем ты больше на линии, тем больше денег. Но на самом деле водитель начинает работу задолго до того, как выехал за ворота автотранспортного предприятия.

— При пятидневке я выезжал в 7.20–7.28 и заезжал в гараж в десятом часу вечера. Но до этого машину надо запустить, прогреть, особенно зимой, масло проверить и так далее, чтобы не было казусов на дороге. Еще надо заправить автобус, помыть. Все это на водителе. Поэтому на работу приезжал часов в пять утра. А возвращался домой в полдвенадцатого-полпервого ночи. Сколько мне спать оставалось? Пять часов, — поделился внутренней кухней водитель. — Там пацаны, действительно, помирают. Я поэтому оттуда ушел, если честно, из-за графика. Раньше вывозил пятидневку, а сейчас даже «двойку» тяжело.

И все же, несмотря на реальный недобор водителей, машины не выходили на линию в основном из-за поломок, добавил Валерий. Речь идет о ситуации, которую он наблюдал и два года назад, и в 2023-м.

— Ремонтная база плохая. Дело не в слесарях, мужики там нормальные работают. Вы только запчасти им дайте — они всё сделают. А машины стоят, потому что нет запчастей. Вот постоянно говорили про новые автобусы. Да, конечно, они работают, неплохие, удобные. А вы знаете, что из 10 этих «зеленых» своим ходом доходят (с завода. — Прим. ред.) лишь пять? Я вам честно скажу — они же сырые, недоработанные. Летят катушки, свечи. Когда мобилизованных в Екатеринбург возили, у меня за рейс сразу две катушки сгорели, — рассказал Валерий. — Расходников не хватает. Например, свечу по регламенту нужно менять через 60 тысяч километров, а ее меняют через 260 тысяч или пока она до конца не сдохнет.

Часто пассажиры жалуются на то, что автобусы ходят гуськом — подряд четыре-пять машин, а потом большой промежуток. Понятно, что расписание может нарушиться из-за ДТП или плохих дорожных условий. Но, по словам Валерия, никто не реагировал на сбои или делал это неэффективно.

— Раньше диспетчер сидел на рации и регулировал: там оттянись, тут подвернись. А сейчас посмотрела — трезвый или нет, путёвку дала, всё — свободен, — поделился Валерий. — Нет того, кто сразу бы в гибком ежедневном режиме это всё регулировал. Тут ведь еще и для водителей гибкий график потребуется. Хоть миллион плати, но нужна нормальная диспетчерская служба и машины на ходу, с запасом запчастей.

«Дефицит запчастей просто глобальный»

Глобальный дефицит запчастей для автобусов подтвердил и другой водитель, в настоящее время работающий на челябинских автобусах (муниципальное предприятие «Служба организации движения»).

По его словам, очень много автобусов выбывает именно из-за технических неисправностей.

— Да, техника имеет свойство ломаться. Но у нас всё упирается в ремзону и большой дефицит запасных частей. Просто глобальный! Чтобы вы понимали, до недавнего времени даже лампочек не было на складе — обычных расходных материалов. А в такие морозы появляются более серьезные поломки, чем лампочки. Невыпуск сейчас — порядка 90 автобусов с плюсом. Сегодня (разговор был вечером 10 января. — Прим. ред.) нашему предприятию ставили невыполнимую задачу — выпустить в четверг, 11 января, 210 автобусов на линию. Это нереально, — признался Андрей (имя водителя изменено. — Прим. ред.). — А в идеале заказчик перевозок хотел бы ежедневно видеть на линии 250 автобусов. Чувствуете разницу?

По словам нашего собеседника, в наличии столько машин, может, и есть. Но из них 90 автобусов сломанных, попавших в ДТП и так далее.

Власти также отметили «повышенную наполняемость салонов»

Допустим, все автобусы готовы выйти на линию. Возникает вторая острая проблема — с водителями.

— Человек не может работать круглосуточно. На 250 машин должно быть 500 с лишним водителей — у нас столько точно нет. По-моему, больше 300 сейчас в штате, максимум 350, — указал Андрей. — Для предприятия это катастрофически мало и влечет за собой большие переработки. Люди же не железные, кто-то заболел, кому-то в отпуск надо. Я работаю по графику 2/2, плюс приходится брать подработки, то есть выходить в свои выходные.

Андрей объяснил, как это выглядит изнутри. По закону рабочий день водителя городского автобуса, не должен превышать 12 часов. Но водитель хорошую зарплату получает, только когда сидит за рулем, то есть находится на линии. И чтобы более-менее заработать, нужно на линии ежедневно проводить не менее 14 (!) часов.

— Мы работали с напарником 2,5 месяца. На сон между сменами у меня было ровно два часа, и это я еще недалеко живу. Вы представляете, что это такое? — поделился водитель. — Это ненормально, когда люди в среднем по 19 часов работают, просто через 3–4 года будет либо инсульт, либо инфаркт. Режим труда и отдыха, грубо говоря, вообще никак не соблюдается. И всё это из-за нехватки водительского состава. А у властей понимание такое: мы как бы новые автобусы дали, всё остальное — ваши проблемы. Как там водитель работает, Министерство транспорта абсолютно не интересует. Работа в выходные должна оплачиваться в двойном размере. Но у нас подобной практики никогда не было. Раньше платили тысячу рублей плюсом к тому, что наработал, потом две тысячи рублей.

При этом нагрузка у водителей автобусов очень серьезная. По словам Андрея, многие приходят и даже трех месяцев не отрабатывают. Стандартная ситуация: пришла группа из 20 человек, через три месяца остался один-два.

Также идет переток водителей на троллейбусы в «Синару», отметил он.

— Там условия более приближенные к реальности, и ежедневных подвигов никто от них не требует, — объяснил Андрей. — В итоге существующий костяк опытных водителей тает с каждым днем.

«До конца недели работу должны отстроить»

Министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев в раговоре с корреспондентом 74.RU признался, что не может назвать работу городского транспорта оптимальной.

Министр пообещал исправить ситуацию до конца недели

— В настоящее время у нас 220 машин на линии. Принято решение о вызове водителей из отпусков. Начинаем увеличивать штат. Но основная проблема даже не в нехватке водителей. А в трафике движения автобусов, в оборачиваемости этих автобусов ввиду сложных погодных условий и расчистки города. Происходят пробковые эффекты из-за того, что движение достаточно плотное, есть еще заужения, — объяснил Алексей Нечаев. — Сейчас вся работа связана с очисткой дорог, особенно правой полосы, и вывозом снега.

По словам министра, не хватает, как минимум, 60 водителей автобусов (20% от потребности) и около 30 водителей горэлектротранспорта.

— Мы понимаем все сложности с набором кадров. Еще осенью повышена заработная плата, после Нового года еще процентов на 10 — от 80 тысяч рублей водители автобуса уже получают, — рассказал Алексей Нечаев. — Администрация города совместно с муниципальным предприятием проводит ярмарку вакансий, в среднем в день по два-три человека приходят на работу.

По словам министра, движение общественного транспорта на улицах города мониторится в режиме реального времени.

— Диспетчеры в онлайн-режиме следят за работой транспорта. С каждым автобусом, с каждым водителем есть связь. Если водитель отстаёт, или перегоняет, диспетчер разводит автобусы, — сообщил министр и пообещал провести дополнительные проверки диспетчерской службы.

Напоследок мы прямо спросили: сколько ещё будет длиться такой режим работы транспорта, какой мы наблюдали в первые рабочие дни нового года?

— Думаю, до конца недели эту работу мы должны отстроить, как с улично-дорожной сетью, с основными магистральными маршрутами, так и с общественным транспортом для того, чтобы он все-таки оптимально начал двигаться, — пообещал Алексей Нечаев.

Дефицит водителей еще усугубляет и сезон болезней. В разгар декабрьского снежного бурана на линию не вышли несколько трамваев и троллейбусов. По словам директора «ЧелябГЭТ» Дмитрия Усачева, это произошло из-за болезни водителей. А в первый рабочий день года, 9 января, горожане столкнулись с серьезыми перебоями в работе общественного транспорта. В мэрии Челябинска сообщили, что это связано с выходом 115 водителей на больничный. 10 января на больничном находились, по данным мэрии, 96 водителей, в отпуске — 35.

P.S.: пока материал готовился к публикации, в МУП «Служба организации движения» сообщили, что с января этого года на предприятии пересмотрена мотивационная политика в части оплаты труда. В частности, увеличен размер тарифной ставки водителям автобусов на 20% и кондукторам на 4%; введены новые выплаты — за непрерывный стаж работы в размере 3–10% от тарифной ставки (в зависимости от продолжительности работы на предприятии) и за питание — 10 рублей за 1 отработанный час смены. Все ранее установленные выплаты и льготы продолжают действовать в полном объеме: надбавки, дополнительный отпуск, досрочный выход на пенсию, добавили в МУП «СОД».

Столкнулись с проблемами в работе общественного транспорта? Напишите в редакцию, присылайте фото и видео.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления