Разговоры про общественный транспорт в последнее время звучат в Челябинске только на эмоциях — то троллейбусы и трамваи отменили, то автобусы нарушают расписание, теперь вот проезд подорожал. Подогревают градус негодования рассказы пассажиров, которые не могут даже залезть в салон, а если и втиснулись, то через пару остановок выходят, так как новый троллейбус вдруг сломался. И квест приходится проходить снова. Наш журналист Светлана Талипова, временно оставшаяся без машины после недавнего снегопада, за пару дней испытала настоящий ужас от поездок на общественном транспорте. Далее ее эмоции — от первого лица.
Ездят не по времени и не по маршруту
Пятничный снегопад поставил мою машину на прикол. Да, синоптики заранее предупреждали о непогоде, но зимняя резина хранится в гараже у родителей, почти за 200 километров, и ехать за ней в середине рабочей недели — так себе перспектива. Надежды на то, что к понедельнику всё растает, тоже не оправдались, поэтому пришлось временно пересесть на общественный транспорт.
Обычно для меня это не такая большая проблема, на работу я уезжаю с Чичерина на 64-м автобусе, на моей остановке в салон еще можно влезть и оплатить проезд через валидатор (в этот раз я особенно оценила это благо цивилизации, позже расскажу почему). А вот на обратном пути всё гораздо сложнее, потому что по проспекту Ленина автобус уже идет битком, и даже если ты в него втиснешься, до Чичерина доедешь в состоянии фарша.
Но в последние пару дней мне пришлось отклониться от привычного маршрута. В понедельник на 18:30 было назначено обследование в клинике Ленинского района, возле ДК ЧТПЗ. В начале шестого навигатор показал, что путь от офиса на машине займет около 20 минут, но машины-то нет.
— Десятый троллейбус придет через 18 минут, — подсказала коллега, глянув на онлайн-карту. — На Гагарина нужно будет сделать пересадку.
Я быстренько собралась и пошла на остановку «Музей ЧТЗ» — на всё про всё точно ушло не больше 15 минут. Перехожу через перекресток, а «десятка»… уже на остановке. Кокетливо вильнув красным задом, новенький троллейбус отчалил в нужном направлении… без меня.
По расписанию следующий троллейбус должен быть в 17:37, но он не появился, и я решила ехать на маршрутке с пересадкой. Еле залезла в первую пришедшую. Люди начали вытряхивать мелочь из карманов, а у меня только банковская карта. На торпеде заметила номер для перевода, но пока открывала приложение, позвонили по работе, а потом народ оттеснил меня вглубь салона.
— Дайте листочек с номером, — послышалось от женщины, которая была ближе меня ко входу.
— Вот номер написан, не видишь, что ли! — возмутился водитель.
— Не у всех хорошее зрение, — парировала ему женщина.
За этим диалогом последовали неразборчивые ругательства с акцентом, но листочек все-таки оказался в руках пассажирки, она оплатила и продиктовала мне номер для перевода. Когда эпопея с оплатой была завершена, маршрутка тормознула и в окне я увидела ТРК «Алмаз», пришлось быстро выбираться из пазика, чтобы сделать пересадку.
Онлайн-карты посоветовали пересесть на автобус № 19. Подхожу к остановке, а он уже отъезжает. Ну как автобус. От остановки отчаливает обычная маршрутка, а не зеленый автобус, который вроде как должен возить пассажиров по регулируемому тарифу. Снова жду. Минут через 8–10 сажусь в следующий автобус-маршрутку, в котором вместо терминала наклеен листочек с номером телефона для переводов, а внутри жутко воняет. Ладно, снова открываю приложение, вбиваю номер Аббосожона.
У «Авроры» в салоне появляются места, сажусь, но расслабиться не успеваю — на Новороссийской автобус поворачивает в противоположную от своего маршрута сторону. Хелп!
— Извините, он до ДК ЧТПЗ разве не едет? — спрашиваю у соседа.
— Он дальше развернется, от больницы еще пассажиров заберет, — спокойно объясняет мне молодой парнишка. — Вы, наверное, не местная?
— Нет, я с северка.
— Не переживайте, сейчас вернется на маршрут, — говорит сосед, бросив взгляд на экран моего телефона с приложением, где автобус едет не туда.
Видимо, «местных» такие отклонения от маршрута не удивляют, но все-таки это странно.
В общем, до пункта назначения я доехала — ну как доехала: водитель высадил нас на светофоре, не доезжая остановки, — зато на прием не опоздала. Час в пути на транспорте — это, конечно, не 20 минут на машине, в тепле, без пересадок и переводов на чужие номера телефонов. В такие моменты начинаешь еще больше ценить свою машину.
Не буду описывать обратный путь: он занял почти два часа, и это тоже были маршрутки (как по виду, так и по способу оплаты).
Утром следующего дня приключения с транспортом продолжились. Ехать на работу мне предстояло с Комсомольского проспекта, от остановки «Жилая». Карты предложили автобус № 91. Простояла минут пять, пропустила несколько зеленых автобусов других маршрутов, вижу — мчит мой. Опять маршрутка. И… пролетает на всех парусах мимо остановки! Серьезно?! Я всё понимаю, на северке утром много пассажиров, но этот маршрут еще в мае перевели на регулируемый тариф, с утвержденными остановками, терминалами, транспортными картами, а он просто проносится мимо!
В итоге села в первую попавшуюся маршрутку, которая идет до проспекта Ленина. Кстати, да, именно села! Правда, на Молодогвардейцев меня впечатал в стекло чей-то зад, и в таком положении пришлось ехать несколько остановок.
Делаю пересадку на проспекте Ленина. Подходит зеленый автобус без опознавательных знаков. Сначала подумала: может, это у меня со зрением плохо, но когда пошла еще раз посмотреть цифру на лобовом стекле, оказалась не единственной.
— Вы по какому маршруту едете? — спросила женщина у водителя.
— По второму.
— Что-то у вас табло не горит, — буркнула она и зашла в салон. Следом за ней вошла и я, в надежде, что вместе с табло у автобуса не сломался навигатор. Пикнула карту на валидаторе (какое счастье, что не нужно вбивать очередной чужой номер в приложении).
«Оплата gortrans -37 рублей» — всплыло уведомление в телефоне. Как? Опять что-то сломалось? Еще вчера же было 29! Ах да, как же я могла забыть про повышение!
Во всей этой истории радует одно: для меня трудности с общественным транспортом временные — до смены резины, но мне искренне жаль людей, которые вынуждены изо дня в день проходить такие квесты, а теперь еще и за бОльшие деньги. И это еще цветочки, ведь впереди зима. Нашей транспортной реформе уже несколько лет, чиновники постоянно рассказывают, как здорово нас должны возить новые автобусы и троллейбусы, но по-настоящему комфортных поездок, видимо, ждать придется так же долго, как челябинское метро.