
Все эксперты ожидают рекордного роста стоимости перелетов внутри России
В России в 2024 году подорожали авиабилеты на внутренние направления — рост составил около 22,5%. Если в 2023 году средняя стоимость билета составляла 13,1 тысячи рублей, то в 2024-м — на три тысячи больше, сообщил в конце декабря президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский. Наши коллеги из NGS.RU расспросили экспертов о прогнозах на 2025 год и узнали, что рост цен вряд ли остановится.
Что влияет на стоимость билетов?
Стоимость перелетов зависит от множества факторов, среди которых цены на топливо, аэропортовое обслуживание, страховые взносы, государственные тарифы и многое другое, объясняет авиационный инженер и журналист Михаил Вахнеев. Также цену определяет курс валют — от него зависит стоимость ремонта самолетов.
— Авиакомпании приобретают запчасти преимущественно за доллары и евро. Поскольку для технического обслуживания и ремонта самолетов в условиях санкций приходится как-то получать эти запчасти и как-то осуществлять ремонт в обход их, то это приводит к удорожанию процесса. Все эти осложнения, безусловно, влияют на стоимость авиабилетов, — комментирует эксперт.

Любые дополнительные расходы авиакомпаний ложатся на плечи пассажиров
Михаил Вахнеев уверен, что никаких предпосылок для снижения стоимости перелетов нет, но прогнозировать темпы подорожания сложно. Дополнительные расходы перевозчиков так или иначе компенсируют пассажиры.
— Кроме того, существует возможность, что в 2025 году в сторону увеличения будут пересмотрены различные тарифы и аэропортовые сборы. Для авиакомпаний это тоже расходы, которые перевозчики переложат на плечи пассажиров. Также в 2025 году будут пересмотрены страховые взносы авиакомпаний, которые были заморожены в 2022-м. Сейчас страховых взносов не хватает даже на покрытие текущих расходов авиакомпании, — добавил собеседник.
Стоимость перелетов меняется также в зависимости от сезона, напоминает авиаэксперт. Но значительной разницы, в том числе от различных разовых акций авиакомпаний, пассажиры не заметят, считает Михаил Вахнеев. Подорожание затронет не только внутренние рейсы, но и полеты по зарубежным направлениям.
Как сильно подорожают билеты?
Основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia.ru Андрей Патраков считает, что минимальный ожидаемый рост стоимости внутренних перелетов составит 20%. Это связано, в частности, с мощностями российских авиакомпаний — их не хватает для того, чтобы обеспечивать спрос.
— На рынке сейчас сложился так называемый «идеальный шторм», когда самолетов становится всё меньше, в то же время спрос растет. В этом году мы уже уперлись в предел роста пассажиропотока, который был ограничен именно провозными мощностями — то есть количеством самолетов и доступных в них мест. В этом году даже некое снижение наметилось, потому что средняя загрузка кресел выросла до 96% и даже выше при нормальной загрузке в районе 75%. К сожалению, эта ситуация говорит о том, что при росте спроса и ограниченности предложений и даже снижении предложения, цены будут только расти лишь по этому фактору, — объясняет эксперт.

Как ни странно, сильнее подорожают внутренние рейсы, а не зарубежные
Андрей Патраков также обращает внимание на курс валюты и сложности с обслуживанием бортов на фоне санкций. Грядущий рост цен на авиабилеты собеседник называет рекордным.
— Инфляция никуда не девается, и налоговая реформа, которая в принципе повлияет на весь бизнес в России, включая авиационный. Таким образом, мы уже по результатам текущего года и в 2025-м ожидаем, к сожалению, даже превышение того рекордного роста, который был в прошлом году, и цифра будет как минимум уже больше 20%, — продолжает авиаэксперт.
При этом сильнее всего изменения ощутят пользователи внутренних рейсов из-за отсутствия конкуренции в сфере. Если в зарубежных перелетах играют роль заграничные авиакомпании, то в России рынок разделен между несколькими крупными игроками.
Беспокоит Андрея Патракова не только повышение цен, но и возможность дефицита мест в обозримом будущем. Расширения парка самолетов российских перевозчиков тем временем не ожидается.
— Самый главный риск заключается даже не в стоимости, а в том, что просто будет не хватать мощностей, и не все пассажиры смогут улететь даже по высоким ценам, которые будут доступны уже далеко не всем. При сокращении парка и отсутствии пополнения со стороны отечественных производителей просто не хватит на всех места. Этот фактор тоже будет только способствовать увеличению стоимости билетов, — заключил собеседник.
Что еще ждет пассажиров и перевозчиков?
Редактор телепрограммы FlightTV Валерий Чусов в разговоре отметил, что билеты уже дорожают. Эксперт соглашается с коллегами и называет те же причины роста стоимости перевозок: общая инфляция, из-за которой у авиакомпаний растут расходы, и повышение спроса при неизменности предложения. В некоторых случаях, считает собеседник, билеты могут подорожать в два раза.
— Для пассажира высокий уровень занятости кресел означает, что на нужный ему рейс билетов может просто не быть в продаже даже по самым высоким тарифам — по крайней мере в экономкласс. А билеты на какой-то маршрут, которые раньше стоили, например, 7 тысяч рублей, теперь будут стоить 12 или 15 тысяч. Цены балансируют спрос и предложение: если мест не хватает, можно продавать их дороже, — объясняет Валерий Чусов.

S7 — яркий пример того, как обслуживание значительной части парка самолетов оказалось невозможным из-за санкций
При этом ситуация с полностью занятыми креслами выгодна для авиакомпаний — в этом случае доходы перевозчиков растут, а самолеты работают с полной отдачей. Но есть и обратная сторона: авиакомпании не могут обеспечить удовлетворение повышенного спроса.
— Это означает, что провозные емкости близки к пределу. При таком высоком спросе авиакомпании обычно увеличивают флот — чтобы увезти не только тех, кто заплатит 15 тысяч, но и тех, кто готов потратить 7 тысяч и не полетел из-за слишком высокой стоимости. Сейчас источников пополнения флота у российских авиакомпаний нет: зарубежные поставщики с ними не работают, а внутренние производители в очередной раз «сдвинули сроки вправо», — прокомментировал Валерий Чусов.
Если ситуация не изменится, то рост цен продолжится и в 2026 году — по мнению эксперта, за 2025 год едва ли появится достаточно новых самолетов, чтобы обеспечить удовлетворение спроса.
— Мы возвращаемся во времена СССР, когда по крайней мере в сезон все самолеты летали полными. В СССР спрос регулировался многочасовыми очередями в авиакассах. А во времена интернета и свободного ценообразования будут просто расти тарифы, — заключил авиаэксперт.
Вы столкнулись с дороговизной авиабилетов?