Челябинцы Евгений Ладонкин и Артём Кулаков съездили в Исландию на красном «Запорожце». За полтора месяца машина преодолела 15 тысяч километров. Путешествие вышло бюджетным: на всё, включая покупку машины и переправу на пароме, друзья потратили 300 тысяч рублей. И уже сейчас планируют следующую поездку на легендарном автомобиле — на Памир. О невероятных приключениях русских заграницей — в материале 74.RU.
— Многие просто не верили, что «Запорожец» в принципе доберётся до Исландии, — вспоминает Женя Ладонкин. — Отец рассказывал, что в советское время у него тоже был «ушастый», но он дальше Челябинска на нём не выезжал, потому что машина умудрялась ломаться даже в центре города, и её потом тащили на тросе в гараж. Но мы решили утереть всем нос, устроив такой малобюджетный бич-трип.
Красный ЗАЗ 1976 года друзья купили за 90 тысяч рублей за полтора месяца до поездки. Перебрали мотор, поставили другое сцепление, «расточили» двигатель под 95-й бензин, потому что в Европе другого нет.
— Во время обкатки всё время что-то вылезало: то масло текло, то ещё что-то отваливалось, — продолжает Евгений. — Ремонтировать его мы закончили в последнюю ночь перед отъездом и погнали 2550 километров на паром до Дании. По дороге ломались — протёк карбюратор, бензин прямо на двигатель капал, и была реально опасность возгорания. Чинили прямо ночью на обочине — купили большой набор инструментов, такой, что можно перебрать всю машину на коленке. Останавливались люди, помогали — кто-то находил в багажнике какую-нибудь резинку, хомут, совместно ремонтировали из того, что было под рукой. Потом, чтобы не опоздать на паром, мы гнали 110–120 км/ч, хотя машина не рассчитана на такое. До парома добрались, когда до конца регистрации оставалось 15 минут, заехали самыми последними.
После 2500 километров пути на пароме ребята высадились на востоке Исландии. Путешествие на «запоре» продолжилось в горы через перевал.
— Здесь нас ждала самая ужасная ночь за всю поездку. Исландия — такая страна, где трудно найти бесплатное место для ночёвки. На перевале увидели заброшенный домик и решили остановиться там. Температура упала до нуля, мы постелили на бетонный пол гидрокостюмы, пенки, хорошие спальники, и тем не менее я просто внутренне вопил от холода, — вспоминает путешественник. — Когда я собирался в поездку, родители ещё предлагали мне взять пуховик, и в ту ночь во снах я видел маму, которая протягивала мне куртку, это прям агония какая-то была. Под утро мы встали и побежали включать печку в машине, но она тоже замёрзла, и наш ЗАЗ даже не запустился. Честно, в тот момент было желание опустить руки, сказать: «Да пошло оно всё к чёрту!» и скинуть машину в каньон. В итоге печку удалось запустить спустя час, а машина так и не заводилась. Уже расцвело, подъезжали люди, мы пробовали её прикуривать, толкать с горки, на горку. Была опасность улететь с этой машиной в обрыв, потому что тормоза у неё не очень хорошие, а перевал достаточно крутой, с поворотами. И, как это ни удивительно, именно с этого момента начался позитивный отсчёт нашего путешествия, потому что тогда мы познакомились со многими хорошими людьми. Машина запустилась, но непонятно, что с ней было. Мы переделали абсолютно всё, что можно, и только тогда она заработала. И так было каждый раз — сплошная лотерея. Но надо отдать ей должное, что даже после многочасовых танцев с бубном она все-таки каждый раз запускалась.
Ночевали мужчины тоже в машине, а иногда даже и готовили в ней.
— В Исландии всё хорошо, единственный минус — там очень дорогое жильё: средняя цена в хостеле — 50 евро за кровать, а за комнату без душа придётся выложить от 100 до 150 евро. Поэтому мы спали в машине — вы не представляете, как там тесно и как может затекать всё тело, — смеётся челябинец. — «Запор» ещё продувается хорошо, и резинки протекают: мы спали, а на коленку капал дождь. Под задним сиденьем мы контрабандой провезли 10 килограммов гречки и пять килограммов макарон, консервы. Пару раз даже варили гречку в салоне в котелке на газу. Говорят, что Исландия — самая дорогая страна, на самом деле это не так. Я бы сказал, что там цены на продукты, как у нас в регионе, ну, может, на пару рублей подороже. Единственное, там дорогой хлеб — порядка 300 рублей за булку. Но особенность в том, что это цельнозерновой бездрожжевой хлеб — как козинак. А ещё у них есть сладкий хлеб, и они его любят есть с маслицем и со сладкой селёдкой.
Женя и Артём попробовали исландское национальное блюдо хаукарль — вяленое мясо гигантской акулы. И остались не в восторге.
— Эта акула водится в их водах, и у неё нет мочевого пузыря — все испражнения она пускает в своё тело. Поэтому её кладут в деревянный ящик и закапывают на полгода в землю, где она тухнет. Потом это мясо нарезают и едят. Скажу, что вкус очень странный — как будто мармеладку с аммиаком зажевал, но местные её спокойно едят. Ещё есть другой деликатес — сушёное филе трески — более приятный по вкусу. Филе рыбы выкладывают в помещении и просто высушивают вентилятором. Из пяти килограммов получается 100 граммов сухого филе.
В отличие от еды, по словам путешественников, напитки в Исландии дорогие.
— Крепкий алкоголь там не продаётся в обычных магазинах. Их водка, похожая на ракию, стоит порядка семи тысяч за пол-литра. Мы не смогли себе это позволить. Нас и так в плане бюджета подбили непредвиденные расходы на бензин, который стоит там 110–120 рублей за литр. В нашей «ласточке» в очередной раз треснула какая-то трубка на карбюраторе, и расход стал 20 литров на 100 километров. Плюс мотала включенная по ночам печка, благодаря которой мы грелись.
Друзья признаются, что Исландия их удивила своей красотой, мощью и неистовостью природы.
— Ночью на чёрном пляже луна освещает океан, и волна поднимается на десятки метров, а потом обрушивается с неимоверным грохотом. А какая вокруг чистота: мусора нет, дорожки не истоптаны, а аккуратно выложены и огорожены верёвочками. Если вы, не дай бог, переступите за неё, то местные вызовут полицию и выпишут приличный штраф. Нам было жутко неловко, когда наш «Запорожец» портил экологию Исландии — мы заводим машину, а вокруг просто клуб чёрного дыма из выхлопной трубы, который затмевал солнце. Народ был в шоке и не скрывал удивления.
По Исландии Евгений и Артём колесили три недели, в Челябинск они вернулись на днях. Признаются, что после такого отдыха нужен ещё отдых.
— На самом деле это того стоило — именно «Запорожец» давал возможность общаться с людьми, потому как за границей русские между собой почему-то не общаются, не подходят друг к другу. А «запор» был таким магнитом — все знакомятся, сигналят, моргают, машут, показывают большой палец вверх. Сейчас отдохнём, выспимся и отправимся в новое путешествие — на Памир.
Недавно другой челябинец отправился в путешествие длиной 800 километров по Испании по пути святого Иакова. А в начале сентября в челябинском хостеле остановились путешественники из Лондона. В России пара оказалась после 50-дневного автопробега, который они совершили на старенькой Nissan Micra до Монголии.
В конце августа прогулку за 71 день по вершинам Уральских гор от Оренбурга до Северного Ледовитого океана завершил житель Магнитогорска. Для этого ему даже пришлось выбирать — путешествие или работа.
Планируете грандиозное путешествие или хотите рассказать о том, куда уже ездили? Пишите на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.