Мы продолжаем рассказывать истории наших земляков за границей, которые переживают карантин по коронавирусу в разных точках планеты. О том, что сейчас творится в США, мы узнали от бывшего челябинца Евгения Хаваны. Женя переехал в Штаты 14 лет назад. Он живёт в Балтиморе, а работает в Вашингтоне аудио- и видеоинженером. Каждый день парень едет в офис, чтобы сохранить доход. Руководство обеспечило персоналу спецразрешения на выход из дома. Про режим ЧС в американской столице суровый уралец не знает — говорит, не любит смотреть новости. Да и какой бы жуткой ни была статистика, работать всё равно нужно.
— От чего умирать — от коронавируса или от голода — это личное дело каждого, — рассуждает Евгений. — Все мои знакомые, с кем я общаюсь, — в моей лодке. Молча выходят каждый день и работают. Это лучше, чем попасть под сокращение. Конечно, у меня смешанные чувства от всего, что происходит. Вроде и страшно, но вроде и жизнь не останавливается. Если я сяду дома и перестану работать, я, конечно, на 100% буду в безопасности. Но что мне делать, если меня из дома выгонят через месяц? Палка о двух концах.
Сводки новостей из США скорее похожи на сюжет типичного фильма-катастрофы. Вот, например: «В Нью-Йорке на улицах дежурят мобильные морги». При этом настрой местных жителей паникой не назовёшь. Или нам просто попался такой собеседник.
Магазины в Вашингтоне на электрическом звонке. Перед входом в мини-маркеты теперь стоит очередь. Покупатели держат дистанцию 1,5–2 метра. Пускают внутрь по несколько человек. На улицах скорее безлюдно.
Дорожные службы, пользуясь отсутствием автомобильных пробок, ремонтируют магистрали, заказывают асфальт. Стройки домов тоже не остановились.
— Вас никто не заставляет ходить на работу, никто не принуждает. Если вы считаете, что для вас это опасно — сидите дома. У тех, кто ездит в офис каждый день, есть специальный документ. Это даже не пропуск, а больше формальность. Письмо от работодателя, на основании которого ты типа имеешь право выходить из дома. Но на самом деле никто никого не штрафует за нарушение карантина. Полицейских патрулей нет. Документы не спрашивают.
— Моя компания входит в разряд essential — что называется, первой необходимости, — продолжает Евгений. — Мы занимаемся установкой и программированием аудио- и видеооборудования для дистанционки, в частности по госконтрактам. Это востребованное направление. Задач приходит много, у нас чуть больше 30 сотрудников, которые, как и я, заняты в режиме фул-тайм. Работы хватает всем. Клиенты наши — крупные компании. Честно, вся ситуация с принудительным карантином началась где-то с вечера понедельника. Мы узнали об этом в 20:00. Это стало неожиданностью для всех, но никто из моего окружения на карантин не сел. Кушать-то хочется.
Возле офиса Евгения есть магазинчик сети 7-Eleven, где обычно полно народу, и ты без проблем заходишь купить всё необходимое. Сейчас заведение на замке.
— Закрыли кафешки, развлечения, магазинчики. «Макдоналдс» и «Старбакс» работают только на вынос. Вчера я был в бытовом магазине. Товары все есть. Не нашёл только дезинфицирующих средств. От самых маленьких пульверизаторов до больших ёмкостей — раскупили. Поначалу люди рванули в магазины, но истерия быстро схлынула. В аптеках тоже нет дефицита. Цены остались на прежнем уровне.
— Владельцы бизнесов в большой панике. Многие взяли деньги в кредит. Им очень трудно. У государства есть программа помощи малому бизнесу, но это не слишком ощутимая поддержка. Население, которое попало под сокращение, поддерживается федеральными властями. Если ты оказался за чертой бедности, тебе платят пособие — где-то до 1000 долларов. Но это не решит проблему абсолютно. Не хватит даже рассчитаться за аренду квартиры в месяц.
Евгений рассказывает, что маски почти никто не носит — ни в Балтиморе, ни в Вашингтоне. Лишь четверть людей выходит на улицу, как того требуют. Если ты заболел, ты никуда не идёшь, а звонишь своему врачу. Дальше действуешь исходя из того, что скажет доктор после осмотра. Среди знакомых Евгения нет ни одного заразившегося.
— Говорят о том, что в основном умирают от коронавируса пожилые. Но вообще-то эта зараза любого может свалить. Всё зависит от организма. В Америке очень много наркоманов и людей с подорванным иммунитетом. Они много болеют и умирают, — предполагает Евгений.
Школы в США, как и в Челябинске, отправили на карантин. Система электронного образования в стране хорошо налажена. Образовательные учреждения без проволочек запустили дистанционное обучение.
— Фанаты спорта у нас организуют домашние фитнес-тренировки в режиме видеоконференции. Собираются по 5–10 человек, чтобы создалось ощущение коллектива и заниматься было бы не скучно. Общение налаживают через скайп или зум.
Салоны красоты закрыты, но мастера на дому продолжают пилить, стричь и брить подпольно.
— У меня есть друг, который живет в Нью-Йорке и имеет свой дом в Пенсильвании. Он уехал подальше от эпицентра эпидемии, вывез жену, ребенка и родителей. Его супруга занимается маникюром. Вчера звонили мне и просили купить спирт, средство для снятия лака и дезинфекции. Но этого товара нигде нет.
— Перед вами пример другой страны, — резюмирует бывший челябинец из Вашингтона. — Думаю, нам всем надо действовать по ситуации. Зависит от того, у кого какие возможности. Если финансы позволяют посидеть дома — это здорово, лучше соблюдать карантин. А если нет? Что ещё делать? Тупик и личное дело каждого.
Подписывайтесь на наш Instagram. Следите за анонсами прямых эфиров. На следующей неделе будем общаться с нашими в Канаде, Франции, Греции, Чехии и Швеции.