Посольство России в Испании выдало загранпаспорт двухнедельному сыну уроженки Челябинской области Татьяны Сафоновой. Но увидеться со своим малышом, который сейчас находится в больнице, женщина из-за решения органов опеки по-прежнему не может. Татьяна утверждает, что в посольстве отказались помочь вернуть ей изъятого ребёнка. В частности, потому что у испанских чиновников к россиянке вагон претензий. Подробности — в материале 74.RU.
В консульство в Мадриде Татьяну Сафонову пригласили после того, как её история на 74.RU получила резонанс в СМИ. Ранее женщина рассказала, что обратилась за помощью к российскому консулу сразу же, как узнала об изъятии её сына социальной службой, но ответа на тот момент не получила.
— Вопрос находится на контроле консульского отдела посольства с момента получения 22 сентября электронного письма от заявительницы с просьбой оказать содействие в разрешении проблемы. Сафонова была вне очереди приглашена на приём в консульский отдел, во время которого её новорождённому сыну было оформлено российское гражданство и выдан загранпаспорт. Ей также предложено обратиться за помощью к адвокатам, список которых указан на сайте диппредставительства, — прокомментировали накануне в посольстве России в Испании. — Одновременно ведётся работа с органами опеки Испании, которые представили документальные обоснования своих действий, детали которых мы не можем раскрывать, руководствуясь положениями закона Российской Федерации «О персональных данных». Продолжаем следить за ситуацией и оказывать россиянке всю необходимую помощь в рамках своей компетенции.
Мы спросили у Татьяны подробности её встречи с консулом. Женщина заявила, что в реальной помощи ей отказали.
— Испания держит в заложниках новорождённого гражданина Российской Федерации. В посольстве России мне сказали, что ребёнка нам не отдадут и что они [органы опеки Испании] имеют на это право. Сейчас мы готовимся к пикету, потому что нет выхода. Посольство должно нас защищать, это их обязанность освободить нашего ребёнка из заложников! Но в посольстве говорят, что ничего не могут сделать, — возмущается Татьяна Сафонова. — Испания кричит, что ребёнок их. Мы оформили сыну гражданство РФ, но Испания продолжает кричать, что это их ребёнок. Я думаю, это Россия теперь должна кричать, что это россиянин.
По словам Татьяны, гражданство сыну удалось оформить лишь благодаря неравнодушию женщины, которая входит в движение «Родительское всероссийское сопротивление» и тоже живет в Испании.
— Посольство напечатало для нас паспорт. А так нас игнорировали, пока эта женщина не позвонила им и не попросила нас принять и сделать гражданство ребенку, — уточнила мать малыша.
Татьяна подчёркивает, что её новорождённый сын не является гражданином Испании. На этот статус он сможет претендовать лишь через год, если у его родителей к тому моменту по-прежнему будет вид на жительство в стране. На сегодня у двухнедельного мальчика лишь одно гражданство — российское. При этом из российской семьи его изымают исключительно на основании испанских законов.
Чиновники запретили Татьяне видеться с её двухнедельным сыном на основании соглашения об отказе от ребёнка. 74.RU изучил и перевёл этот документ. Он подписан 24 сентября цифровой подписью руководителя территориального отделения по вопросам образования, спорта, равенства, социальной политики и примирения в Хаэне Антонио Сутил Монтеро. Эта организация подведомственна местному Министерству социальной политики.
В бумаге на шести листах говорится о начале защиты органами опеки малыша Татьяны, рождённого 15 сентября 2020 года, и приводится девять доводов в обоснование этого решения. Но непосредственно самого малыша касаются лишь три из них. Остальные — это характеристика на Татьяну, а также данные о её бывшем муже и старшем сыне.
В частности, чиновники со ссылками на отчёты из архивов сообщают, что Татьяна родом из скромной русской семьи, её мать умерла 10 лет назад, а биологического отца она якобы не знает. В 2004 году женщина, как утверждается в документе соцслужбы, приехала в Испанию с группой женщин с Востока и работала в хост-клубах, где познакомилась со своим будущим супругом, и между ними завязались романтические отношения. Спустя несколько месяцев Татьяна вернулась в Россию. Мужчина, по данным испанских властей, вылетел за ней и женился, после чего вернулся в Испанию, а вскоре за ним прилетела и Татьяна.
В 2006 году у супругов родился сын, но отношения у пары не задались. В характеристике чиновники утверждают, что супруги часто ссорились, кричали и бросали вещи друг в друга. Дело якобы доходило даже до побоев, из-за чего Татьяна где-то в 2010 году пожаловалась на жестокое обращение мужа. Тому выдали судебный запрет на приближение к супруге, но оба его нарушили.
В 2018 году пара развелась. Муж обвинял Татьяну в злоупотреблении алкоголем, заявлял о наличии у неё психического расстройства, из-за чего он якобы попадал в неловкие ситуации. По решению суда сын россиянки остался жить с отцом. Тот отказался от получения алиментов от экс-супруги и якобы выплатил ей 14 тысяч евро для урегулирования имущественных вопросов. Татьяна, как говорится в документе соцслужбы, уехала из дома, но вернулась почти через полгода. К тому времени, как заявил органам опеки её муж, у женщины появился другой мужчина.
— Во время своего отсутствия Татьяна поддерживала связь со своим сыном только по телефону. Её возвращение в дом бывшего мужа было связано с отсутствием жилья, работы, денег, социальной и семейной поддержки. Экс-супруг согласился на её возвращение, хотя и знал, что она поддерживала романтические отношения с другим мужчиной, — говорится в документе территориального отделения по соцвопросам в Хаэне. — В июле 2020 года Татьяна снова уехала, вернулась через месяц, на этот раз в сопровождении своего нового партнёра, который также остановился в доме её экс-мужа с его согласия. Татьяна представила нового партнера как кузена. Её бывший супруг рассказал, что не хотел совместного проживания в его доме, но дал на это согласие, опасаясь мести со стороны Татьяны, а в будущем и её сына из-за отсутствия заботы о его матери. Сейчас её бывший муж и старший сын включены в программу реабилитации семьи из-за ненадлежащего исполнения родительских обязанностей и эмоционального насилия, ответственность за которое несут оба родителя.
Также органы опеки подчёркивают, что женщина проходила лечение из-за психиатрического расстройства и в 2020 году признана инвалидом. Во время второй беременности Татьяна, как утверждают чиновники, была в больнице лишь дважды — на 12-й и 20-й неделе, пропустив три приёма в мае и августе. То, что женщина последние месяцы якобы не следила за своей беременностью и не проходила психиатрическое лечение, органы опеки расценили как насилие над ещё не родившимся ребёнком. Вопросы у испанских чиновников вызвало и наличие у ребёнка отца. Официально брак между Татьяной и её гражданским мужем не зарегистрирован.
— По имеющейся у нас информации, биологический отец новорождённого не установлен, — подчёркивается в соглашении об отказе от ребёнка. — Пренатальное насилие из-за отсутствия надлежащего наблюдения за беременностью; личная, семейная, социальная и трудовая нестабильность Татьяны; отсутствие социальной и семейной поддержки; наличие серьёзного риска для старшего ребёнка, за который ответственны оба родителя; отсутствие гарантии правильного ухода за новорождённым с учётом нахождения в социально опасной ситуации — из-за этого необходимо инициировать процедуру отказа и в качестве меры предосторожности объявить о временной беспомощности [новорождённого].
Татьяна все эти заявления называет бредом. Женщина утверждает, что они не соответствуют действительности, но в чём именно, уточнять не стала.
— Соцслужба нас обманула. Они, прежде чем сунуть эту бумагу, сказали: «Почитайте законы Испании». Мы её взяли, но там были не законы Испании, а мои, как они говорят, грехи прошлой жизни, 15 лет назад, — рассказала 74.RU Татьяна Сафонова. — Они не соответствуют действительности. И речь не об этом, а о прямом криминале дипломатического характера — попытке кражи ребёнка.
Решением органов опеки ребёнку экстренно нашли приёмную семью — она готова забрать его сразу же после выписки из больницы. Представить возражения на этот документ родители малыша должны до 16 октября. На их рассмотрение у соцслужбы есть три месяца, но этот срок могут продлить. Оспаривать изъятие ребёнка семье придётся в суде. Читатели 74.RU в Испании откликнулись на её проблему и уже предлагают контакты юристов.
В надежде на помощь Татьяна Сафонова написала в приёмную Владимира Путина. 28 сентября оттуда пришёл ответ — обращение женщины перенаправили в Министерство иностранных дел.
Ещё 27 сентября мы попросили подключиться к этой проблеме уполномоченного по правам ребёнка в России Анну Кузнецову и разъяснить, какие реальные возможности есть у матери, чтобы отстоять своего сына и улететь с ним на родину. Детский омбудсмен пообещала прокомментировать эту ситуацию после уточнения всех деталей истории. Но на сегодняшний день ответа от неё по этой ситуации пока так и не поступило.
Оказались в похожей ситуации? Знаете, как помочь героине нашей публикации? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.