Челябинка потеряла больше 100 тысяч рублей при переводе евро сыну-студенту в Италию. Это произошло в начале марта, когда в Европе начали блокировать карты Visa — родители побоялись, что их ребенок останется за границей без средств к существованию, и отправили довольно крупную сумму, но треть ее забрал банк. При этом в финансовом учреждении говорят, что всё законно.
«По карте можно было снимать евро без комиссии»
Сын Натальи — третьекурсник Челябинского института путей сообщения. Но пару лет назад он задался целью поступить в один из европейских вузов и сделал это.
— Италия привлекла его своей культурой, историей, климатом, ну и Италия имеет важное значение в грузоперевозках, а так как его основное образование — это РЖД, управление и организация перевозок, то для него это международный опыт, — говорит Наталья.
Кирилл выучил язык и прошел собеседование, по результатам которого бесплатно поступил на первый курс Пизанского университета. С 1 сентября прошлого года он учится и живет на Апеннинах, а родители как могут его поддерживают, в том числе финансово.
— Сначала он пользовался картой Сбербанка, снимал деньги по конвертации через банкомат — я ему перечисляла рубли, он снимал евро, — рассказывает челябинка. — После Нового года я оформила две карты в Райффайзенбанке — себе и ему, привязав их к своему валютному счету. По такой карте можно было снимать евро в Италии без комиссии в банкоматах. Но карту выпустили, когда сын уже уехал, я не смогла ее передать. Мы привязали ее через Apple Pay, и он ею спокойно пользовался.
Чехарда с картами
Но пользовался новой картой студент недолго. Проблемы с переводом средств из России в Европу начались почти сразу после начала спецоперации на Украине. В марте карты российских банков перестали работать в Apple Pay, еще раньше, с 20-х чисел февраля, начали скакать курсы валют и прогнозы были совсем не радужными.
— Перед мартовскими праздниками курс скачет, я подумала, что рубли нельзя оставлять на выходные. 5 марта я поехала в Райффайзенбанк и 300 тысяч рублей по курсу 140 рублей за евро (это был самый выгодный курс) положила на валютный счет, к которому привязаны обе карты. Получилось 2200 евро, — рассказывает Наталья. — Проснувшись на следующее утро, я поняла, что Visa блокируют и мой ребенок остается совершенно без денег. Начали думать, как перевести деньги — Apple Pay не работает, он всю Пизу оббегал, снять не может.
Тогда Наталья решила перевести валюту маме одногруппника сына, у которого была на руках карта Райффайзенбанка.
— Начала перечислять евро — банк блокирует операцию. На горячей линии мне сообщили, что валютные переводы между физлицами запрещены, только между ближайшими родственниками, — вспоминает челябинка.
Тогда Наталья решила перевести евро со своего валютного счета в Райффайзенбанке на валютную карту Челябинвестбанка, которая была у Кирилла в Италии, по крайней мере, ее он мог вставить в банкомат и снять наличные.
— Я знаю, что за перевод валюты Райффайзенбанк берет комиссию 40 евро, Челябинвестбанк возьмет комиссию около 20 евро и банкомат за снятие возьмет еще около 4 евро. Мы так раньше делали, — говорит челябинка. — Плюс, когда я звонила на горячую линию, мне сказали: «Вы можете перечислить на карту, межбанковский перевод составит минимум 30 евро, максимум 200 евро, это зависит от суммы, на расчетно-кассовое обслуживание (РКО). Мы перечислили евро с евро-счета, на карту «евро» своего сына. С меня списывают комиссию 40 евро. Меня эта комиссия устроила, я нажала «ок».
Однако вместо 2000 евро, по словам Натальи, на карту сына пришли лишь 1300.
— Я сказала ему: «Снимай хотя бы эти деньги». Можно было оставить их и отозвать платеж, но так как карты блокировали, ребенок мог остаться без денег, он снял эти 1300, — говорит она. — На горячей линии тогда сказали: ничего не знаем, в понедельник, 9 марта, разберемся.
«Кто вам дал право мои евро переводить в рубли?»
После праздников челябинка дозвонилась до руководителя офиса банка.
— Она объяснила. Я покупала евро по 140 рублей, при проведении межбанковского перевода они мои евро расконвертировали в рубли, продав по 90 или 100 рублей за евро, по невыгодному курсу. То есть я уже потеряла от 40 до 50 рублей за евро. Потом они перечислили эти рубли в Челябинвестбанк на валютный счет. Там опять по невыгодному курсу банк продает мне валюту, взяв комиссию, и остатки денег зачисляет. Таким образом на курсовой разнице я потеряла до 700 евро, или от 110 тысяч рублей, — возмущена Наталья. — Я спросила: «Кто вам дал право мои евро переводить в рубли?» Ведь это был валютный перевод: с валютного счета на валютный счет! С меня была взята комиссия в валюте за валютный перевод. Более того, перед этим вы не дали мне провести валютный перевод с этого же счета в адрес чужого человека. Это всё подтверждает, что это была валюта.
Позиция банка
Наталья написала претензию в банк и потребовала вернуть недостающую сумму, но ей отказали в возмещении.
— С евро-карты вы сделали перевод в рублях в другой банк. Вероятно, у получателя тоже карта была в валюте, поэтому там тоже прошла конвертация. То есть валюта сконвертировалась в рубли по курсу нашего банка для карточных операций, была переведена в другой банк в рублях и при зачислении снова сконвертировалась в валюту по курсу банка-получателя. Оспариваемая вами сумма не является комиссией банка, поступившая сумма меньше из-за разницы, возникшей в результате конвертации, — говорится в официальном ответе Райффайзенбанка. — Мы сожалеем о возникшей ситуации, однако банк не имеет оснований для возмещения оспариваемой суммы.
Похожий ответ по сложившейся ситуации в банке дали редакции 74.RU.
— Мы не можем раскрывать информацию о счетах и картах клиентов. Можем только сообщить, что банком был корректно исполнен перевод, а оспариваемая сумма не является комиссией банка, — прокомментировали в пресс-службе финансового учреждения.
«Рыдала так, как в жизни не рыдала»
Наталья намерена добиваться справедливости и обратилась в Роспотребнадзор и Центробанк, если это не поможет, готова доказывать в суде, что переводила сыну именно валюту, ведь потерянная сумма — вовсе не копеечная.
— Это же не тысяча рублей — это десять минимальных зарплат! Когда сын сказал, что пришло 1300, я рыдала так, как в жизни не рыдала, — признается женщина. — Конечно, я в понедельник заняла и отправила ему еще денег, а если их нет, ребенок что, должен умереть за границей? Или просить политического убежища, потому что Райффайзенбанк кинул его на деньги? Мое государство (Райффайзенбанк же работает на территории России) просто меня обокрало, оставив моего ребенка без денег.
Прежде чем совершать какую-либо финансовую операцию, особенно через мобильные приложения, эксперты советуют обязательно сначала обращаться на горячую линию, лучше по телефону, и подробно уточнять у сотрудников банка все детали предстоящей операции. А еще, как показал опыт Натальи, не лишним будет делать скриншоты с экрана, чтобы потом было легче доказать, в какой валюте проводилась эта операция.
После начала спецоперации на Украине международные платежные системы Visa и Mastercard объявили о приостановке работы в России, а с 10 марта — об ограничении операций за рубежом. С 25 марта карты «Мир» перестали работать в Apple Pay.
В марте пенсионер из Челябинска столкнулся с проблемами при снятии денег с валютного счета в Сбербанке.