В редакцию 74.RU обратилась Ирина (имя изменено), которая должна была 23 сентября вылететь на египетский курорт в Шарм-эш-Шейх на 9 дней. Пакетный тур она приобрела через агента у оператора «Пегас». Но за три дня до отпуска девушку поставили перед фактом: вернуться в Челябинск, как планировалось изначально, не получится. Вместо этого можно прилететь либо в Москву, либо в Казань. При этом дорогу домой ей придется оплачивать самостоятельно. Рассказываем, можно ли оспорить это решение и как его объяснили в «Пегасе».
«Плюсом еще 6–12 тысяч»
Поездку в Египет Ирина запланировала заранее: подгадала даты отпуска, заблаговременно купила путевку и выбрала удобный маршрут без пересадок Челябинск — Шарм-эш-Шейх — Челябинск.
— За три дня до вылета мне позвонила мой агент и предложили вернуться в Москву или в Казань на выбор, мол, «Пегас» в последний момент убрал самолет в Челябинск, — рассказала туристка. — При этом никто не собирается компенсировать проезд из Москвы или Казани в Челябинск. А ведь это выходит плюсом еще 6–12 тысяч рублей, если покупать дополнительный авиаперелет домой.
В качестве альтернативы Ирине предложили либо перенести поездку, либо выбрать другое направление на эти же даты.
— Может, я бы и выбрала другую страну, но цены на путевки в бархатный сезон растут каждый час. А у меня был четко спланирован бюджет на отпуск, — разводит руками наша собеседница. — В итоге все равно пришлось менять даты и переносить отпуск на работе. Хорошо, что у меня была такая возможность на работе. Но она есть не у всех.
«Могли отказаться от поездки»
По словам Ирины, чартерный рейс должна была выполнять российская компания Azur Air.
— Агент мне заявила, что с октября «Пегас» и Azur Air в последний момент изменили полетную программу. Как я поняла, бортов сейчас в принципе не хватает. И когда из Челябинска им стало совсем невыгодно летать в Египет, они эти самолеты поставили из Екатеринбурга на Азию, так как там начинается самый сезон, — добавляет туристка. — Компании пересмотрели ликвидность рейсов, а туристов просто поставили в неприличную позу.
Эту информацию журналисту 74.RU подтвердили в челябинском офисе «Пегаса».
— Была отмена полетной программы, компания может сделать это в одностороннем порядке, — объяснил менеджер по телефону. — Мы не оплачиваем туристам билеты из Москвы. Они могли отказаться от поездки либо согласиться на новые условия.
74.RU также направил официальный запрос туроператору, чтобы разобраться в ситуации. Ответ будет опубликован, как только появится в распоряжении редакции.
«Есть проблемы с бортами»
Гендиректор туркомпании «ВИТА Трэвел» Алексей Ципордей полагает, что туристы в этой ситуации вправе обратиться в суд и вернуть стоимость дополнительного билета. Но на практике мало кто будет тратить на тяжбу время и силы.
— Насколько я знаю, в Египет летала чуть ли не одна компания, у которой было два самолета, и один из них недавно сломался. Но если людям обещали, что их вернут в Челябинск, их должны как-то вернуть в Челябинск, — рассуждает Алексей Ципордей. — Некоторые туроператоры могут злоупотреблять тем, что туристы не пойдут в суд. Процесс может затянуться на полгода-год, а деньги вернутся и того позже. В данном случае неважно, был ли рейс чартерным или регулярным. Туристический продукт был заказан пакетно с точкой старта и с точкой возврата, а не отдельно — перелет, отдельно — наземное обслуживание.
Такие проблемы могут возникнуть и на других направлениях, предположил гендиректор туркомпании «ВИТА Трэвел».
— На Египте точно есть проблемы с бортами, и там это может повториться, — считает эксперт по туризму. — Остается только надеяться на порядочность туроператоров. Предсказать такие сбои невозможно. В зоне риска — тот же Таиланд. Более или менее стабильно у нас летают самолеты только в Турцию и Среднюю Азию — Киргизию и Казахстан. И то потому, что там в основном зарубежные авиакомпании.
Почитайте также, куда еще можно слетать в бархатный сезон.