От 620 000 рублей до 60 000 000 рублей – такова ценовая «вилка» автомобилей концерна Volkswagen-Audi Group, которые могут оснащаться семиступенчатыми коробками передач DSG.
Семиступенчатыми? До сих пор единственным автомобилем концерна с семиступенчатой коробкой типа DSG был пресловутый Bugatti Veyron, а обычные модели имели по шесть ступеней. Конечно, коробка Veyron отличается не только количеством передач, но и конструкцией, ведь обычные DSG рассчитаны на момент до 350 Н*м, а суперкаровская коробка выдерживает более 1000 Н*м (да и разрабатывала ее не BorgWarner, а Ricardo). Семь ступеней нужны Veyron для полной реализации возможностей сверхмощного двигателя.
И вот, отныне семиступенчатые DSG доступны для массовых автомобилей; в первую очередь, для Volkswagen Golf. Помимо количества ступеней у новинки есть еще одно важнейшее отличие, в том числе, и от трансмиссии Veyron. Впервые в подобном узле использована пара сухих сцеплений, тогда как до сих пор Volkswagen (читай – BorgWarner) предпочитал схему, в которой сцепления «купались» в масляной ванне. Это было необходимо для исключения перегрева сцеплений, но теперь проблему решили, использовав более термостойкие материалы. В результате, новый узел более эффективен, компактен и легок.
Последнее важно, ведь основной «клиентурой» семиступенчатой коробки станут двигатели относительно небольшой мощности – она рассчитана на максимальный момент 250 Н*м. Но зато шестиступенчатый DSG весит 93 килограмма, а новинка – всего 70 кг (-25%). Разумеется, DSG примерно в полтора раза тяжелее, чем близкая по параметрам механическая коробка, однако, по весу сравнима с гидромеханическими «автоматами».
Или такой факт: автомобиль VW Golf со 122-сильным мотором и шестиступенчатой коробкой DSG в стандартизированном европейском цикле потребляет 6,3 л/100 км. Если установить новую семиступенчатую коробку, расход упадет до 5,9 л/100 км. А этот же мотор с обычным гидромеханическим «автоматом» требует целых 7,4 л/100 км. Полтора литра экономии на сто километров – неплохой результат.
«Уже сегодня в Челябинске можно заказать автомобили с семиступенчатыми коробками DSG, – говорит руководитель отдела продаж ООО «Автоцентр Керг» Герман Байтингер. – Автомобиль Golf 1.9 TDI (77 кВт) с коробкой DSG обойдется в 652 тысяч рублей, Golf Plus 1.4 TSI (90 кВт) с семиступенчатой DSG стоит 620 тысяч рублей. В последнее время популярность коробок DSG растет – любители инновационных технологий выбирают их в сочетании с современными моторами TSI и TDI».
Принцип действия всех DSG одинаков: коробка имеет два сцепления (одно – на четные передачи, второе – на нечетные), и связанные с ними валы четных и нечетных передач. Алгоритм переключения преселективный: пока вы разгоняетесь на второй передаче, коробка уже включает третью: «нечетное» сцепление в этот момент выключено, а шестерня третьей ступени блокируется на соответствующем валу коробки. В момент переключения коробка просто отключает «четное» сцепление, включает «нечетное», и момент направляется через шестерни третьей передачи.
Переключения происходят практически без разрыва потока мощности за счет работы сцеплений с «нахлестом» – выключение одного и включение второго происходят одновременно, поэтому колеса не остаются без тяги. Соответственно, минимальное время переключения, по данным Volkswagen, составляет 8 мс. Правда, если вы захотите перескочить через несколько ступеней или выбрать передачу, на которую коробка не рассчитывала, время увеличится в разы, но все равно не превысит полсекунды. DSG может работать как в полностью автоматическом режиме, так и в ручном, когда передачи меняются с помощью подрулевых лепестков.
Кроме скорострельности, коробки DSG экономичнее обычных автоматов, ведь у них нет гидротрансформатора – узла с достаточно низким КПД. Совсем недавно Volkswagen получила награду «Желтый ангел 2008» клуба ADAC в категории «Инновации и окружающая среда», как раз за разработку семиступенчатой коробки DSG и нового двигателя TSI с непосредственным впрыском и двойным наддувом – турбированным и механическим. Именно альянс коробки DSG и двигателя TSI обеспечивает бензиновым автомобилям VW экономичность дизелей.
Volkswagen считает коробку DSG трансмиссией будущего, ведь по основным параметрам она превосходит альтернативные виды трансмиссий («механика», «робот», гидромеханика, вариатор), и применима практически для любых автомобилей – от малолитражек до суперкаров. Неспроста подобные коробки уже взяли на вооружение (или готовятся) многие конкуренты: BMW, Mitsubishi, Porsche... Да и по цене коробки DSG сравнимы с «автоматами» – скажем, по сравнению с пятиступенчатой механикой, за шестиступенчатый DSG просят дополнительные 50 тысяч рублей (для VW Golf).
За пять лет концерн VAG выпустил более миллиона автомобилей с коробкой DSG (включая Audi, Skoda, Seat), и темпы производства на заводе в Касселе непрерывно растут. В прошлом году здесь выпускали 1500 коробок ежедневно, в 2008 к ним добавились 750 новейших семиступенчатых коробок, а в перспективе может открыться вторая линия на 750 узлов в день. Если в прошлом году завод выпустил 400 тысяч коробок DSG, то в этом году план поднят до 600 тысяч, так что второй миллион компания одолеет за полтора года.
В Европе коробку DSG устанавливают на 28% новых «фольксвагенов», причем наибольшей популярностью она пользуется у владельцев модели Passat. По замыслу Volkswagen, новый семиступенчатый «автомат» в сочетании с доступными двигателями должен существенно подстегнуть спрос, и, возможно, в течение нескольких лет до половины всех VW получат коробки с двумя сцеплениями, включая компактные модели вроде Polo.