Редакционный материал
Морозное майское утро, пронизывающий ветер и чахлый снег, стыдливо прикрывающий газоны – разве это Первомай? Зато влажная и холодная дорога стала подспорьем в задуманном нами тесте систем полного привода xDrive на BMW 5-series.
Собственно говоря, сам тест стал лишь поводом, чтобы познакомиться с довольно примечательной семьей Брюховых, все члены которой ездят на автомобилях BMW. Глава семьи, директор ЗАО «ПроМет» Анатолий Брюхов, предпочитает BMW 645i, его жена Людмила – BMW X3, сын Артем – полноприводное купе BMW 325xi. Белой вороной в семейном гараже числится Nissan Titan, но его появление объяснимо – BMW не выпускает автомобилей для охоты.
Итак, выезжаем в сторону Кременкуля, надеясь понять разницу в управляемости двух «пятерок» – обычной BMW 530i и полноприводной BMW 530xi. Наши «тест-пилоты» пробуют автомобили и обмениваются впечатлениями.
«Разница ощутима только при маневрах, – констатирует Анатолий Юрьевич. – Скажем, задний привод позволяет сделать полицейский разворот, полный привод – нет. В целом обе машины сбалансированы, и особых отличий я не чувствую. Думаю, применительно к седанам основной эффект от системы xDrive психологический: она дарит чувство уверенности в гололед или на мокрой дороге».
Секундочку, но разве дело только в психологии? Как известно, полный привод делает автомобиль стабильнее, и эффект тем заметнее, чем мощнее автомобиль и чем хуже погода... Анатолий Юрьевич парирует: «Не надо забывать, что современные BMW оснащаются эффективной электроникой, которая делает поведение заднеприводого автомобиля полностью предсказуемым даже на льду. У меня 333-сильный BMW 645i, но в гололед меня ни разу не мотануло, как бы активно я не ездил. Электроника работает на ура: на дисплее мигает пиктограмка, но вмешательство системы стабилизации совершенно незаметно».
Кстати, мнение Анатолия Юрьевича разделяют многие эксперты. Легковые системы полного привода получили распространение в 1980-х годах с подачи Audi. В отличие от внедорожного привода, их основным назначением было не повышение проходимости, а стабилизация мощного автомобиля при разгонах и прохождении поворотов. Сегодня те же самые функции возложены на системы стабилизации (ESP), так что с точки зрения безопасности ESP и полный привод взаимозаменяемы. А вот чего не может ESP, так это сделать автомобиль быстрее, тогда как полному приводу это по силам. Такой точки зрения придерживается Артем, который ездит на купе BMW 325xi: «Работа полного привода обычно не ощущается, но на скользкой дороге заметно, что автомобиль резвее срывается с места и легко отрывается от потока».
Ставим пятерку?
Какое впечатление оставили BMW 530 на фоне личных автомобилей наших героев? Анатолий Юрьевич против прямых сравнений 5-й и 6-й серии: «Хотя автомобили построены на одной платформе, они совершенно разные по концепции, по ощущениям, по динамике. «Шестерку» я бы отнес к культовым автомобилям уровня Jaguar, Maserati, и сравнивать ее с «пятеркой» – все равно что соотносить внедорожник и легковушку. Когда едешь на «пятерке», чувствуешь ее габариты, крены, и возникает ощущение тяжелого крупного автомобиля. BMW 645i – тоже автомобиль не маленький, но он группируется вокруг тебя и позволяет полностью погрузиться в процесс вождения. Могу привести такой пример: как-то ехал в районе Златоуста по горной дороге и вдруг увидел, как по осевой линии разметки ползет гусеница. Она слышала приближающиеся автомобили и спешила доползти до обочины. Я подумал – насколько же надо слиться с автомобилем, чтобы на большой скорости замечать такие мелочи? На «пятерке» можно наехать на гвоздь и не почувствовать этого, на «шестерке» ты заметишь его – это не значит, что машина жесткая, просто она делится с тобой всей информацией. BMW 530i – отличная машина для семьи из трех-пяти человек: вместительная на обоих рядах, комфортная. Она не позволяет гонять как безумцу, но в то же время это сильная машина – не скажу, что сверхмощная, но сильная – вывезет везде. А полноприводная версия удобна зимой».
Артем, привыкший к более компактному купе BMW 325xi, также не заболел «пятеркой»: «Не моя машина. Она комфортная, на трассе в тех местах, где на «тройке» я ощущал изрядную встряску, 530-я едет невозмутимо, на скорости чувствуется лучшая шумоизоляция. Но мне не хватает и остроты руля, и динамики, и по ощущениям машина идет степеннее. Особенно это чувствуется по тормозам – что на моей машине, что на BMW 645i тормоза чувствительней, а у X3 вообще уникальные – касаешься педали и буквально влетаешь в стекло. Здесь же надо прикладывать усилия, как будто машина дает время подумать».
Людмила разделяет мнение мужчин: «Для меня это слишком большая и тяжелая машина. На BMW X3 стоит мне повернуть руль, как машина буквально порхает на другую полосу. На BMW 530 надо рулить более сосредоточенно».
О плюсах Х3 и странностях Х5
Отношения Людмилы с маркой BMW складывались интересно. Рассказывает Анатолий Юрьевич: «Почему на BMW ездит мой сын – это понятно: сын всегда смотрит на отца. А вот жена была категорически против BMW. До X3 у нее был Mitsubishi Pajero, и она говорила: «Я как в танке, встану в свой ряд, и меня ничего не интересует». Подошло время менять машину, и она заявила – ты начальник, я живу твоей жизнью, поэтому выбирай машину сам. И все-таки BMW X3 я покупал вопреки ее желанию, и Людмила даже сказала менеджеру по продажам «М-Сервиса»: «Это решение мужа, я с себя ответственность снимаю. Для меня лучшая машина – это Pajero». К моменту встречи с BMW X3 она полгода не сидела за рулем, плюс имела предвзятое отношение к автомобилю. И вот представьте, она впервые садится в Х3, выезжает с парковки и уносится вперед, поминутно перестраиваясь из ряда в ряд. Она едет так дерзко, как ездить нельзя, и я на своей «шестерке» не могу угнаться за ней до самого ЧМЗ. Сначала я думал, что она тестирует машину, но оказалось, они с Х3 мгновенно нашли общий язык, буквально срослись друг с другом. С тех пор для нее 100 км/час в городе – нормальная скорость. Для меня это лучшее подтверждение тезиса, что BMW – машина для водителя. Она доставит удовольствие от вождения даже тому человеку, который не искал такого удовольствия».
Людмила подтверждает: «На Pajero я была королевой, сидела высоко, глядела далеко. Здесь нет. В Х3 хочется скорости, хочется лишний раз перестроиться, и автомобиль вознаграждает тебя за это. Я просто влюбилась в него».
Итак, вкус к BMW своим домочадцам привил Анатолий Юрьевич, однако не стоит считать его фанатом BMW «по умолчанию». Недостатки он видит не хуже достоинств: «Когда появился BMW X5, я приехал в Москву покупать его. Зашел в салон, посидел – все понравилось. Автомобили тогда были еще канадской сборки. Но когда я хлопнул дверью, услышал пустой металлический звук закрывания двери, просто развернулся и ушел. Мне не нравится система iDrive. (Мультимедийная система управления климат-контролем, магнитолой, навигацией и т.д. – Прим. ред.) Ее активно разрекламировали, но владельцы, с которыми я общался, считают ее неудобной в управлении. Подобная система была бы уместна в дорогом «мерседесе», где наемный водитель может играть ей, пока ждет хозяина. Но в BMW ты за рулем сам, и ты не будешь настраивать iDrive ни на ходу, ни на стоянке. Я не знаю, почему эту систему взяли на вооружение Audi и прочие марки, но это самая бесполезная вещь, которая есть в BMW. Вообще современные автомобили создаются ради журналистов, под их вкусы и запросы. Другая бесполезная вещь, уже в BMW 645i – огромный багажник, в котором возишь воздух. Зато получилась красивое число для журналистов (450 литров). Почему бы не предложить покупателям опцию в виде мощного сабвуфера, чтобы заполнить этот объем? Наконец, мне не хватает цветовой палитры кузовов: BMW предлагает только классические цвета, а мне бы хотелось иметь «шестерку» в ярком цвете, какие предлагает, например, Porsche.
Как заболеть BMW
Но это все мелочи. По словам Анатолия Юрьевича, в первую очередь BMW привлекает своей ориентированностью на водителя, которая присутствует практически в любой модели и не в ущерб остальным качествам: «Можно сказать, что владельцем BMW я стал случайно. В 1996 году в России гремел бренд Volvo, и мы с другом поехали в Москву на автосалон МИМС покупать Volvo. Там я увидел BMW Compact (хетчбэк на базе 3-серии – Прим. ред.) неопределенного фиолетового цвета, причем в оригинальном обвесе и с модернизированным двигателем. В итоге я его купил. Интересная деталь – по пути в Челябинск машина начала «тупить». По прибытии я позвонил московскому дилеру, и в Челябинск вылетели двое механиков с огромными баулами запчастей, они починили автомобиль на месте: оказалось, был неважный контакт провода «массы» – следствие модернизации двигателя. Такое отношение компании вызвало доверие к марке. Машина оказалась просто великолепной, сочетая в себе и скорость, и комфорт, и практичность. За счет продуманного аэродинамического обвеса она просто прилипала к дороге на большой скорости, и до Екатеринбурга я доезжал за час с четвертью со средней скоростью 180 км/час. Жаль, что ее сняли с производства, потому что на самом деле эта машина заменяла и BMW 3-серии и BMW 1-серии. Багажник при всей малообъемности за счет складывания задних сидений позволял перевезти хоть холодильник. На той машине я наездил более 100 тысяч.
Mini-радости
После «компакта» у Брюховых был еще один примечательный автомобиль. Он не носил шильдик BMW, но к немецкой компании отношение имел.
«Все, к чему прикасается BMW, превращается в хорошую машину, и пример тому – Mini Cooper S, – говорит Анатолий Юрьевич. – Представьте, что вы выехали в город на картинге – примерно такие ощущения испытываешь от этого автомобиля. Это единственная машина, вылезая из которой, ощущаешь дрожь в коленках. Езда на ней заряжает позитивом, словно ты побывал в спортзале. Она юркая, короткая, невероятно точная в управлении. На ней постоянно пытаешься влезть в «дырку» шириной с саму машину, и это на скорости под 80 км/час, которую машина набирает за считанные секунды. На тебя смотрят непонимающе, пытаются затереть, но ты все равно самый первый – это незабываемые ощущения. Многие говорят, что Mini Cooper S – это несолидно, но так говорят люди, которые не испытывают удовольствие от вождения, а потому не могут понять философию автомобиля. К сожалению, в России очень часто о статусе мужчины судят по длине автомобиля, хотя в той же Европе давно пришли к выводу, что машины, вроде Mini, удобны: в городе легко маневрировать и парковаться, а при случае можно долететь по автобану куда тебе надо».
«Иногда я наказываю хамов...»
Mini Cooper S развивает 170 л.с., BMW 645i – 333 л.с. Какой автомобиль провоцирует на активную езду? Во время тест-драйва «пятерок» из слов Артема стало ясно, что сравниться с «мини» может либо безумно дорогой суперкар, либо другой «мини».
«Конечно, Mini Cooper S, – подтверждает Анатолий Брюхов. – Он был у нас четыре года, и в то время свой стиль вождения я бы охарактеризовал как хулиганский – я выплескивал сгусток отрицательной энергии. Порой делал это из каверзных соображений, я наказывал всех этих мнимых гонщиков на рычащих автомобилях с гигантскими выхлопными трубами. А «шестерка», несмотря на мощность и кузов типа купе, совершенно иной автомобиль. Благодаря ее возможностям при необходимости ты доберешься куда надо максимально быстро, она подчеркивает твой статус, как дорогие часы. Но хулиганский стиль вождения – это не для нее. Сегодня чем бочаге автомобиль, тем больше возникает желание лишний раз пропустить пешехода, особенно если это женщина с коляской или пенсионер. И ты даже ловишь себя на мысли, что таким образом ты дисциплинируешь других водителей, потому что они смотрят на тебя и видят, что даже на дорогой машине ты ведешь себя как обычный участник движения.
Раньше те же BMW в России считались бандитскими машинами, на Toyota Land Cruiser ездил определенный контингент, и так далее, и от таких машин шарахались, стараясь не переходить им дорогу даже на зеленый свет. Сейчас, наоборот, дорогая машина ассоциируется с более культурным и спокойным водителем. Другое дело, что иногда я наказываю хамов, особенно на маршрутных такси. Если меня подрезают, я обгоняю, встаю перед ними и еду нарочито медленно, и в итоге они теряют то время, которое отыграли за счет опасного маневра. Жена ругается, но таким образом я ставлю самодовольных водителей на место».
Что касается следующего автомобиля, то Анатолий Юрьевич дает неожиданный ответ: «Вот если честно, я бы снова купил BMW 6-серии, только с менее мощным мотором из соображений экономии топлива. И я бы заказал набор опций, которые нужны лично мне – например, отказался бы от DVD-системы, которую можно смотреть только на стоянке, равно как и от системы iDrive. В остальном автомобиль меня устраивает полностью – я могу проехать 1000 км и еще поучаствовать в какой-то встрече. В качестве альтернативы я рассматриваю Maserati Grand Turismo, но, честно говоря, это автомобиль не для нашего региона. Когда покупаешь такую машину, оказываешься в фокусе всеобщего внимания».
Людмила, кажется, полностью довольна своим BMW X3, и единственное, что смущает ее – светлая обивка салона, которая пачкается от одежды. Что касается Артему, то ему импонирует новый 420-сильный BMW M3. Не исключено, что семья Брюховых останется верной бренду BMW еще несколько лет – сладкий сон баварских маркетологов.
Фото: Фото автора