АвтоВАЗ определился с предполагаемой ценой бюджетной Lada Kalina (Low Cost) – по информации телеканала «Вести», «стоимость новинки не должна превысить 300 тысяч рублей». Об этом журналистам сообщил директор программы бюджетных автомобилей Олег Груненков.
А сколько же тогда будет стоить обычная «Калина»? Напомним, что в настоящее время самая доступная версия седана с 8-клапанным мотором оценивается в 254 тысячи рублей, самая дорогая – в 318 тысяч. То есть она и так практически укладывается в новую трактовку понятия «бюджетной Калины». Если информация «Вестей» корректна, небюджетная Lada Kalina подорожает минимум на 50 тысяч рублей (и получит приставку VIP, Prеmium или Люкс), чтобы появилась возможность развести ее с «бюджетной» версией. Или таким образом АвтоВАЗ прогнозирует инфляцию?
«Я думаю, это какая-то ошибка, – уверен директор по развитию продаж автоцентра «Челябинск-Лада» Кондратий Челмакин. – За 300 тысяч можно купить обычную «Калину» в хорошей комплектации, и смысла делать «бюджетную» версию за такие деньги – ноль. Нет, это точно ошибка. Разумная цена для Kalina Low Cost – в районе 200 тысяч рублей, и она пользовалась бы спросом: есть определенный сегмент покупателей, для которых опции и допоборудование не нужны в принципе, или кто любит дооснащать автомобиль своими силами».
Другим странным обстоятельством являются сроки запуска проекта – не ранее 2012 года. По большому счету, бюджетная «Калина» (по-настоящему бюджетная) нужна сегодня, а будет ли она востребована через два года – не факт. Группа «ГАЗ» запустила «Газель-Эконом» за несколько месяцев.
На самом деле, сверхдоступная «Калина» уже фигурировала в бизнес-плане АвтоВАЗа, разработанном еще при Борисе Алешине. Но тогда ее цена составляла 190-225 тысяч рублей, для чего нужно было обеспечить себестоимость на уровне 147 тысяч рублей. Первые прикидки показали, что без особых проблем можно сократить себестоимость до 170 тысяч рублей упростив и без того небогатую комплектацию (видимо, отказавшись даже от запаски) и применив более дешевые материалы отделки. Чтобы срезать еще 23 тысячи, требовалось вмешательство в конструкцию. По плану, к 2014 году бюджетная «Калина» должна была разойтись тиражом аж 300 тысяч экземпляров – а это прогнозируемый суммарный объем выпуска всех моделей завода в 2009 году. Ей пророчили судьбу самой прибыльной модели, сейчас этот титул принадлежит «Приоре». До 2014 года планировалось инвестировать в проект «Калина-Эконом» 10 миллиардов рублей.
Однако правительственная комиссия признала бизнес-план Алешина недостаточно обоснованным, в частности, указывалось на отсутствие конкретики в вопросах снижения себестоимости. Новый план, правда, тоже не блещет подробностями, и, скорее всего, является лишь декларацией.
В субботу в Тольятти состоялся митинг заводчан против массовых увольнений, и мы присутствовали там. Нашей целью было не столько послушать ораторов, сколько в доверительной обстановке расспросить заводчан о том, какие у них зарплаты, сколько стоит Lada «для своих», воруют ли они запчасти, и есть ли возможность устроиться на работу помимо АвтоВАЗа. Кое-что любопытное мы узнали, и расскажем об этом в отдельном материала в рубрике «Автостоп».
В контексте новости про «Калину-Эконом» отметим лишь пару моментов. Во-первых, говоря про АвтоВАЗ, нужно делать четкое разделение между самим заводом, история которого началась еще в 60-х, и московским топ-менеджментом компании, пришедшим к руководству несколько лет назад. Находясь в Тольятти этот контраст чувствуешь предельно четко, и сами автовазовцы без стеснения называют москвичей рейдерами, захватившими власть и выжимающими из предприятия соки. Поэтому не стоит относиться к последним заявлениям АвтоВАЗа слишком серьезно: пиар-стратегия менеджмента – окутать завод дымовой завесой противоречивой информации, чтобы отвлечь внимание от неудобной правды, которая и без того бьет наружу мощным гейзером. Опытные заводчане, которые действительно знают, как сделать «Калину» бюджетной, не имеют права голоса, и часть из них скоро будет уволена. А те, кто принимает решения, даже близко не представляют себе технологию производства автомобиля и не имеют навыков управления столь крупным и запутанным производством, как АвтоВАЗ. При этом менеджеры не имеют и желания этими навыками овладеть: когда у тебя все схвачено, а таймер пребывания на заводе ведет обратный отсчет, нужно «ковать железо», а не распылять силы на решение скучных технических вопросов.
А во-вторых, резервов для снижения себестоимости практически нет. Сами заводчане не скрывают, что АвтоВАЗ превратился в банкомат для обналичивания колоссальных сумм десятками способов: покупка запасных частей по заоблачным ценам, прямое воровство машин и запасных частей, финансовые махинации. При этом любая нецелевая растрата отражается на себестоимости, так что 30-40% цены машины – это неофициальный налог в чью-то пользу. И даже если «по-щучьему велению» воровство вдруг прекратится полностью, ситуации это не спасет – АвтоВАЗ уже погряз в долгах настолько, что шансов выкарабкаться самостоятельно почти не осталось.
А потому, покупайте «Лады» из наличия, пробуйте иностранных конкурентов, но не ждите чудес: бюджетная «Калина» – это еще одна сказка про красивое будущее, позволяющая выиграть время.
Фото: Фото с сайта Thetuning.com