Должен признать, «Газель-Бизнес» произвела на меня удивительно хорошее впечатление. Это новая модификация газовского бестселлера, но суть не в том. Просто при ее создании разработчики подошли к делу весьма рационально.
Нестабильность качества российских авто во многом обуславливается нестабильностью качества компонентов, производимых сторонними поставщиками. На ГАЗе внимательно изучили рекламации и отзывы клиентов (что само по себе приятно), и разорвали отношения с производителями компонентов, плюющих на качество. На их место пришли именитые фирмы: Bosch, Sachs, ZF, Magna, SKF и так далее – почти иномарка (подробнее в таблице). Причем речь идет о весьма важных узлах, включая рулевое управление, ходовку, тормозную систему, сцепление, двигатель – в общем как раз те элементы, из-за которых владельцы «Газелей» нередко «вступали в интимную связь» со своей машиной.
«От этих компонентов зависит многое – как удобство управление водителя, так и сохранность груза и общая безопасность», – поясняет начальник отдела продаж автоцентра «Юрма» Евгений Терентьев.
Отдельная история – мотор УМЗ. Особой безотказностью он не славился, однако, по заверению газовцев, ульяновский завод подверг существенной ревизии как сам двигатель, так и технологию его производства, и также «уволил» ряд поставщиков. К сожалению, конкретики в этом вопросе чуть меньше, и эффективность изменений докажет практика.
Перед запуском в серию «Газель-Бизнес» подверглась серьезным испытаниям, причем при оценке опытных образцов использовалась методика Opel, позволяющая на ранней стадии выявить возможные проблемы и «детские болезни». 50 «Газелей» намотали два миллиона километров, в том числе на испытательном полигоне в Германии.
А еще обращает на себя внимание современная панель приборов разработки и производства немецкой фирмы EDAG (см. фото). Хорошо бы она оказалась еще и долговечной, и тогда вкупе с модернизированной системой отопления, новыми стеклоочистителями, зеркалами с подогревом водитель «Газели» не будет чувствовать себя гастарбайтером по умолчанию.
В пассажирских версиях все сиденья оснащены теперь ремнями безопасности. Противоречивое решение: в тесноте маршрутки ими скорее задушишься, чем пристегнешься, но что делать – так высшее руководство ГИБДД борется со смертностью в общественном транспорте.
Поскольку «Газель» – транспорт коммерческий, стоимость эксплуатации является одним из важнейших критериев при покупке. И Группа ГАЗ попыталась минимизировать этот параметр. Межсервисный интервал увеличен с 10 до 15 тысяч километров (правда, осталось «нулевое» ТО на 2000 км), а стоимость работ приведена в таблице. Гарантия на автомобиль увеличена до 80 тысяч километров, на отдельные узлы – до 100 тысяч. Конечно, для коммерческого грузовика пробег 100 тысяч – это порой менее года работы, но тем не менее.
«В настоящий момент все дилеры располагают необходимым оборудованием и запасными частями для обслуживания и ремонта модификации «Бизнес», так что не будет проблем ни с плановыми ТО, ни с ремонтами, включая гарантийные», – говорит заместитель директора автоцентра «Юрма» по сервису Владимир Кравец.
Самая болезненная статья расходов для любого «газелиста» – топливо: за год без особых проблем можно «прожечь» стоимость новой «Газели». Поэтому большинство владельцев устанавливает на них газобалонное оборудование. Иногда это примитивное ГБО первого поколения, которое приводит к потере мощности, прогару клапанов, проблемам при запуске и так далее. Меня давно интересовало, как это «Группа ГАЗ» упускает такой жирный и очевидный кусок рынка, ведь заводское ГБО выгодно всем: владельцы не парятся с надежностью, безопасностью и прохождением техосмотра, производитель получает дополнительную маржу. Свершилось: с лета можно будет купить «Газель» с заводским ГБО итальянской фирмы OMVL. Главное, чтобы цена была адекватной, иначе экономные «газелисты» все равно будут ставить старенькие системы за недорого. А чуть позже появится «Газель» с дизелем.
Сколько стоит «Бизнес»? Рассказывает коммерческий директор автоцентра «Юрма» Владимир Прокопьев: «Мы очень рады, что, несмотря на все изменения, «Газели-Бизнес» удалось сохранить одно из важнейших своих преимуществ – невысокую стоимость. Цена на бортовой вариант начинается 425 тысяч рублей, что лишь на 26 тысяч дороже обычного. Цена фургона начинается от 440 тысяч».
Новая «Газель» не означает смерти «старой» – обычный и бизнес-варианты будут выпускаться бок о бок. «Пропорцию подскажет рынок, – говорит Владимир Прокопьев. – Если будет спрос, то, конечно, со временем завод полностью переключится на выпуск варианта «Газель-Бизнес».
Помимо собственно «Газели», в новом исполнении можно будет купить и «Соболя». Как раз во время презентации ключи от первого проданного в Челябинске бизнес-«Соболя» были переданы новым владельцам. Любопытно, что машину они купили не только для работы, но и для семьи.
Год назад, в разгар кризиса «Группа ГАЗ» выпустила «Газель-эконом» – «облупленный» вариант автомобиля, который стоил – о, чудо – дешевле Lada Kalina. Гениально.
Появление «Газели-Бизнес» выглядит еще одной реакцией на запросы рынка. Кризис отступает, а нижегородские машины снова теснят более дорогие, но клиентоориентированные конкуренты вроде Ford Transit, Peugeot Boxer, FIAT Ducato. И завод делает неплохой ход конем, подтягиваясь к ним по качеству быстрее, чем по цене.
Конечно, «Газель» – автомобиль в целом архаичный, и можно было бы покивать на Запад или Восток: «А вот немцы... А вот корейцы...» Но если исходить из российских реалий, то модернизация привычных моделей малой кровью – оптимальный путь. Гораздо лучший, чем прожекты почти европейских авто с почти европейским финансированием и нулевым выходом.
Полный список новых компонентов модификации «Газель-Бизнес»
Стоимость планового техобслуживания а/м «Газель-Бизнес» у официальных дилеров
Фото: Фото автора и «Группы ГАЗ»