Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых легковых и коммерческих автомобилей за первое полугодие 2010 года. Суммарные цифры показали рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%. В лидеры выбилась отечественная Lada: за шесть месяцев было реализовано более 220 тысяч машин.
Как отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, самый активный рост отмечен в июне. По сравнению с аналогичным месяцем 2009 года, было продано почти на 55 тысяч автомобилей больше, что составляет прирост в 45%. Что касается общих годовых результатов, то Ассоциация прогнозирует уровень в 1,67 млн проданных автомобилей, при том что сейчас салоны реализовали 790 517 машин.
«Рост обусловлен не только премией по утилизации, но и общим улучшением макроэкономической ситуации и ростом покупательского оптимизма, – сообщает вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. – Теперь успех каждого бренда зависит от того, сможет ли он оперативно увеличить производство и поставки. Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в третьем квартале и резкого роста продаж под конец года».
Также вице-президент отметил, что ситуация начала кардинально меняться со второго квартала, когда были замечены первые скачки вверх, и такая тенденция приобрела постоянный характер. В Челябинской области картина аналогичная: результаты первого квартала по большому счету не отличаются от прошлогодних.
«За первые три месяца текущего года по области было продано порядка 6600 автомобилей, – говорит исполнительный директор Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. – Это реализации на уровне прошлого года. Безусловными лидерами стали «Лады», а среди иномарок на первое место вышли KIA».
Дилеры не раз отмечали, что ажиотаж начался именно со старта программы утилизации, первые результаты которой отмечены в апреле – как раз во втором квартале.
Результаты продаж новых автомобилей за I полугодие 2010 года. Первая десятка
(данные АЕБ)
Как видим, самое активное наращивание результатов показал корейский бренд KIA. Менее удачливыми оказались Nissan, Toyota, Ford и Chevrolet. Это связано не столько с ростом цен на эти марки, сколько с дефицитом автомобилей, о чем и упоминали представители Ассоциации. Например, у дилеров Chevrolet очередь на машины расписана на несколько месяцев вперед, такая же ситуация и с Opel.
«В принципе разница в итогах полугодий 2009 и 2010 года незначительная, – утверждает руководитель отдела продаж Opel и Chevrolet ТД «Джемир» Андрей Романов. – Единственное, что эти результаты формируются по-разному: если в том году, начиная с января, спрос активно снижался, сейчас, наоборот, стремительно растет. Основная проблема – в поставках автомобилей. GM не скрывает, что их прогнозы на 2010 год были значительно консервативнее, нежели обстоят дела в реальности. Моментально нарастить производство не получается, поэтому люди вынуждены выбирать из того, что есть. Некоторых это не устраивает, и они откладывают покупку машины. А что касается роста цен, то 2010 году он составил всего 1-3% – в сравнение с удорожанием машин в 2009 на 15% это изменение незначительное. Стоимость растет у всех автомобилей».
Самый резкое снижение спроса зафиксировано у Nissan: исходя из данных Ассоциации, в этом году было подано на 31% меньше автомобилей этой марки. По словам руководителя отдела продаж Nissan Автокомплекса «Регинас» Михаила Почетного, основная причина этого – ограниченное предложение автомобилей.
«В целом ситуации на рынке этих периодов разные, – продолжает специалист. – Если в прошлом году существовал большой запас машин 2008 года выпуска и проходили активные стимулирующие кампании, сейчас не оказалось ни запасов, ни нужных ресурсов у поставщиков. Производители ориентировались на гораздо меньшие цифры в планировании, чем они оказались по факту».
Если говорить о рейтинге Ассоциации по моделям, то девять из первых десяти – автомобили, произведенные в России. Вазовские машины составили первую четверку, среди которых самой популярной оказалась Priora – по стране за первое полугодие разошлось порядка 60 тысяч экземпляров. Популярные Focus и Logan оказались на пятом и шестом местах соответственно.
С подробным отчетом Ассоциации европейского бизнеса можете ознакомиться здесь.