Минтранс России занял активную позицию в борьбе с пробками. Одно из решений этой проблемы, по мнению министра Игоря Левитина, – отменить левый поворот на федеральных трассах. В первую очередь это касается подмосковных магистралей, где в часы пик скапливается огромное количество машин.
Но со временем данное новшество может коснуться и участков федеральных дорог в регионах. Каким образом водители будут попадать по необходимому адресу, если пункт назначения находится на противоположной стороне магистрали? Если будет разрешен разворот, то чем он в данном случае отличается от поворота налево? Никаких проектов чиновник не предложил, но подчеркнул, что при запрете левого поворота нужно следить, чтобы это не приводило к большому перепробегу.
«Левый поворот зачастую держит всю федеральную трассу. Он занимает одну или две полосы, – поясняет министр транспорта России Игорь Левитин. – Мы считаем, что их не должно быть вообще».
Если нельзя поворачивать налево и разворачиваться, значит, придется съезжать вправо и искать обходные пути. Это в любом случае приведет к увеличению дистанции. Выход можно искать в строительстве развязок, виадуков, но для того чтобы заменить каждое место для разворота или хотя бы один из близко расположенных друг к другу поворотов, потребуются огромные денежные вливания. Для нашей области такое предложение вовсе бессмысленно: если в столицу стекаются на работу со всего Подмосковья и дороги не справляются с транспортом, то в Челябинске такая проблема с пригородами остро не стоит. Скопление машин происходит внутри областного центра. Да и в случае с Москвой: если автомобиль не поворачивает там, где ему нужно, он становится дополнительным звеном в пробке, усугубляя положение.
Челябинские автомобилисты считают, что для нашего региона подобное событие только создаст лишнюю проблему водителям: «Мне сложно судить по Москве, может, у них и будет от этого польза, но зачем приравнивать нашу область к Московской, – рассуждает челябинский водитель Юрий Невзорин. – У нас на трассах возникают пробки из-за аварий или каких-нибудь тихоходов, большегрузов, но не из-за левых повортов! Если проблемы нет, зачем ее создавать? Вот когда эти повороты отменят, это и приведет к скоплению машин, дожидающихся какого-нибудь съезда в нужном направлении. Вообще не вижу в этом решении никакой логики относительно регионов. Мне кажется, такие предложения должны рассматриваться с учетом ситуации в каждой отдельно взятой области. Насколько я знаю, сейчас Минтрансу отдали функцию организации движения, вот они и изображают деятельность».
«Есть простое средство для поворота налево на междугородних трассах – дополнительная полоса, которая начинается метров за 50 до перекрестка, благо место обычно позволяет, – считает автомобилист Андрей Громов. – Такую организацию движения можно наблюдать на юге области под Чесмой и Варной, где в районе перекрестков двухполосная дорога становится трехполосной, причем средний ряд – только для поворота налево. Правда, при плохо видимой разметке иногда это создает проблемы, потому что, теоретически, ехать через ряд для поворота налево нельзя, а значит, перед каждым перекрестком нужно делать зигзаг, и при невидимой разметке выполнять его сложно. А сотрудники ГИБДД могут и придраться в случае езды по прямой».
«Для запрета левого поворота там, где нужно, достаточно существующих знаков, – считает челябинский автомобилист Тимур Габбасов. – Например, на проспекте Ленина часть левых поворотов итак запрещена. Но в городе можно повернуть на другом перекрестке. А как попадать в населенный пункт на трассе – непонятно».
В городах запрет поворачивать налево – действительно один из способов борьбы с пробками и, как утверждает Госавоинспекция, весьма эффективный: «Есть несколько причин, по которым поворот налево запрещают, – говорит инспектор по пропаганде ГИБДД Челябинска Дмитрий Соболев. – Во-первых, если перекресток находится в списке очагов аварийности, и статистика подтверждает большое количество аварий из-за маневрирования. Во-вторых, это проверенное средство борьбы с заторами. Как правило, повороты налево запрещены на больших перекрестках. Если разрешить поворот, например, с Ленина на Свердловский, то пробка неизбежна. Не забывайте: когда запрещают маневр, то обязательно учитывают, есть ли рядом альтернативы – другие перекрестки, соответствующая разметка или параллельная улица, чтобы водителю не делать большой крюк».
Одна из причин, которая провоцирует заторы на перекрестках, – это объезд машин, поворачивающих налево. Иногда водители заблаговременно включают поворотник, и остальные успевают перестроиться вправо. Многие вспоминают о нем, уже останавливаясь и пропуская встречный поток. Увидев внезапный сигнал, водители сзади идущих автомобилей дружно переезжают в соседнюю полосу или простаивают за поворачивающим.
«Многих проблем позволит избежать планирование маршрута, то есть нужно заранее выбирать полосу движения, – поясняет руководитель Школы водительского мастерства Kiwamaru Sport Ярослав Федоров. – Также необходимо соблюдать дистанцию – это позволит беспрепятственно сменить ряд, даже если водитель перед вами включит поворотник в последний момент. Конечно, как и при любом другом маневре, необходимо заранее убедиться в его безопасности. Не стоит объезжать вокруг автомобиля, который сам объезжает стоящий перед ним автомобиль. Что касается запрета левого поворота в городе, то это логично, когда пересекаются большой проспект с плотным транспортным потоком и мало загруженная улица. Например, как перекресток Ленина и III Интернационала. Но в любом случае необходимо заранее информировать водителя знаками о схеме движения по полосам. Если он задолго до перекрестка будет знать, что с этого ряда можно только поворачивать налево или разворачиваться, то он вряд ли туда полезет, и не будет проблемы «внезапного перестроения». Просто у нас, даже если появляется знак, водители не сразу его замечают. Тем более когда происходит хаотичная смена знаков, как это было на пересечении улиц Худякова-Доватора - Воровского. Согласно нормативным документам, о смене работы светофора и установке нового знака должны информировать специальный яркий щит или табличка».
Получается, что запрет запрету рознь. В городе отсутствие левого поворота – это эффективное средство борьбы с заторами и ДТП, которое особых проблем водителям не доставляет. Но на трассе, где места для разворота встречаются гораздо реже, чем в населенном пункте, это, напротив, катализатор пробок. В данном случае мировая практика, которую упоминал г-н Левитин, предлагая это новшество, и даже опыт московских транспортников для Челябинской области вряд ли подходит.