Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало исследование, согласно которому средневзвешенная цена иномарок, реализованных на российском рынке в 2010 году, выросла на 9,9%. В свою очередь, средняя цена отечественных автомобилей выросла на 12-18%.
Таким образом, средневзвешенная цена иномарки в 2010 году составила $28 790 (против $26 190 в 2009 году). Средняя цена «Лады» выросла с $8060 до $8960, а УАЗ и ГАЗ подорожали в среднем с $13 550 до $16 520.
Среди иномарок наибольший рост средневзвешенной цены одного автомобиля оказался у Mitsubishi (+25,1%). На втором и третьем местах оказались Volvo и Toyota, которые показали прирост 21,8% и 20,8% соответственно.
Как объясняют эксперты, рост средней стоимости иномарки связан не столько с повышением цен на текущий модельный ряд, но и с тем, что автопроизводители старались продавать больше дорогих моделей.
Отечественные же производители объясняют подъем своих цен инфляцией, ценами на сырье и отопление.
Особенно много споров породило удорожание металлопроката, которое привело к конфликту между компанией «Северсталь» и российскими автопроизводителями – ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Ульяновский автозавод».
И если УАЗ пригрозил, что остановит конвейер, пока не договорится с «Северсталью» о более низких ценах, то АвтоВАЗ все же заключил временных договор до февраля текущего года на поставку металла по новым расценкам.
По расчетам экспертов, в среднем в 2010 году стоимость автомобильного листа увеличилась на 30%.
Представители АвтоВАЗа не скрывают, что категорически не согласны с новыми тарифами, так как это неминуемо приведет к подорожанию автомобилей как минимум на 4%. Однако в январе текущего года завод уже поднимал цены на свою продукцию.
Повышение цен на новые автомобили неизменно провоцирует инфляцию на вторичном рынке. К примеру, в настоящий момент цены на Lada Priora 2009 года выпуска колеблются в районе отметки 300 тысяч рублей (подробнее), хотя в том же 2009 году эти же машины, но новые, стоили примерно столько же.
Челябинские дилеры ВАЗа пока не говорят о грядущем повышении, но не отрицают, что стоимость автомобильного листа играет важную роль в ценообразовании. «Стоимость металлопроката входит в пятерку ведущих факторов, влияющих на повышение цен на автомобили наряду с транспортными расходами и социальными выплатами, – говорит директор по маркетингу автоцентра «Челябинск-Лада» Егор Курбатов. – Первое повышение цен на автомобили ВАЗ в этом году произошло 26 января. В целом же плановое повышение стоимости на продукцию АвтоВАЗа происходит три раза в год».
Кстати, в конце прошлого года компании Sollers и «АвтоВАЗ» уже обращались в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность повышения цен сталепрокатными компаниями. В ходе разбирательства выяснилось, что изменение цен вполне обосновано, и связано оно с подорожанием сырья на мировом рынке.
Сегодня утром все же появилась информация, что «Северсталь» и Ульяновский автозавод договорились о стоимости автомобильного листа и объемах его поставки до конца 2011 года, однако на сколько повысилась цена металлопроката, не сообщается.
Как сообщает представитель Sollers Зои Каика, помимо подорожания металлопроката, ведущим фактором повышения цен на автопродукцию УАЗ является и удорожание комплектующих. Также г-жа Каика высказала опасение, что при переходе стоимости автомобилей определенного ценового порога, люди со средним доходом вообще могут отказаться от покупки машины.
В свою очередь, дилер УАЗ в Челябинске считает, что на данные автомобили всегда будет ориентирована определенная ниша потребителей. «С 1 февраля произошло плановое повышение цен на автомобили УАЗ. Обычно такое происходит раз в квартал, и повышение касается не всех моделей УАЗ. Конечно же, мы зависим от металлоторгующих компаний, и вполне логично, что удорожание себестоимости продукции ведет к повышению стоимости товара, – комментирует директор компании «УАЗ Автотехобслуживание» Евгений Шаталов. – Однако грамотный руководитель знает свою целевую аудиторию и никогда не допустит, чтобы потребители потеряли интерес к предлагаемой им продукции».
Представитель «Северстали» Олег Быков в интервью «Газете.Ru» пояснил, что предлагаемая производителем базовая цена на металлопрокат существенно ниже мировых цен. Кроме того, по его словам, «доля металлопроката в стоимости автомобиля не превышает 4,5%, увеличение цен на металлопрокат на 20% ведет к удорожанию автомобиля не более чем на 1%. А согласно материалам совместной рабочей группы «Северстали» и АвтоВАЗа, чтобы цена на машину выросла «не менее чем на 3%», нужно, чтобы цена на металлопрокат от всех поставщиков выросла не менее чем на 70%».
Напомним, что помимо «Северстали», поставляющей около 60% металлопроката для АвтоВАЗа, свои проекты по автомобильному листу и штамповке имеет и Магнитогорский металлургический комбинат. Однако насколько повысились цены на автомобильный лист за 2010 год, представители ММК прокомментировать отказались, сославшись на некую коммерческую тайну.
Тем не менее металлопроизводители не отрицают, что в кризисный период имело место снижение цен на автомобильный лист, в то время как удешевления автомобилей не наблюдалось.
Что касается рынка иномарок, по мнению экспертов, стоимость автомобилей также продолжит повышаться, однако при грамотном подходе и стимулировании интереса клиентов спрос на определенные марки не уменьшится. «Повышение цен на автомобили по сути планомерно происходит начиная с 2009 года. И это понятно: продавцы преследуют цель вернуть докризисный уровень доходности. К тому же из-за повышения стоимости ресурсов вполне логично ожидать увеличения цен на автомобили, которое обычно происходит раз в полгода, – объясняет руководитель направления Ford компании «Планета авто» Вадим Валеев. – Просто каждый дилер понимает, что есть прайс-лист и имеется реальная цена для клиента. И даже если прайс-лист будет расти, клиент этого может и не почувствовать благодаря грамотной реализации маркетинговых программ. А чем руководствуются российские производители, когда после введения государственной программы они объявляют о повышении цен, лично мне логически объяснить сложно».