В России на один новый проданный автомобиль приходится в среднем 2,3 подержанных, подсчитали в «Автостате». И это соотношение очень близко к европейским показателям: здесь оно равно 1:2,4. То есть темпы обновления рынков приблизительно равные. Также аналитики определили, что 60,6% вторичного рынка занимают машины старше семи лет, 32,1% – авто трех–семи лет, и только 7,3% приходится на машины до трех лет. В целом это распределение обусловлено не только интересом к конкретному возрасту авто, но и объективными причинами – машин, которые появились 10 лет назад, больше трехлеток в принципе. Хотя, несомненно, есть ряд субъективных за и против приобретения бэушного транспорта: о некоторых из них рассказали челябинские автомобилисты.
Как правило, первое, от чего отталкивается человек при выборе авто, – это сумма, которую он может потратить. И если взять популярный диапазон в 500-550 тысяч рублей, то список автомобилей-претендентов расползается от новых «народных» моделей до премиальных «старичков». Мы сравнили новые машины стоимостью в этих пределах с предложением на вторичном рынке. Результаты приведены в таблице (смотрите ниже).
Итак, разница не только в брендах, но и в классах: за полмиллиона можно найти машину во всех сегментах. Но одно дело – взять гольф-класс без пробега, а другое – премиальный Mercedes, упакованный по полной, но с 200 000 км дорожных историй. Да, подержанные машины, как правило, оснащены лучше новых, хотя бы потому что их уже объездили, но кот в мешке встречается среди них гораздо чаще. Люксовые машины с историей преимущественно «многокобыльные», поэтому не сбрасывайте со счетов ежегодные налоговые отчисления, которые постоянно растут, и расходы на дорожающий бензин. К тому же такая машина, недорогая изначально, обязательно потребует серьезных вложений, учитывая стоимость расходников. В «Авторевю» владелец Mercedes-Benz С-класса с пробегом 170 тысяч километров рассказал о расходах за первые для себя 15 тысяч километров: тормозные диски, колодки, сцепление – 32 тысячи рублей, насос АКПП – 24 + 31 тысяча (двойная замена), новый ТНВД – 24 тысячи рублей, а всего – 84 тысячи рублей. Итак, сомнительное состояние машины и большие вложения – это основные аргументы, которые приводят противники бэушек, которые, кстати, сложились на собственном опыте.
Данные, приведенные в таблице, проанализированы на базе сервиса «Автообъявления» сайта AutoChel.ru. Подобрать автомобили по необходимым параметрам и сравнить возможные варианты вы можете самостоятельно, используя возможности этой рубрики.
«В июле 1996 года я приобрел б/у автомобиль ВАЗ-2109. Особо его не рассматривал – поверил продавцу. На второй день после покупки стал мыть машину и обнаружил, что цвет двери водителя немного отличается от цвета автомобиля. Когда попробовал открыть заднюю дверь, то она поддалась с трудом. Короче, автомобиль побывал в аварии. ВАЗ я продал. Больше б/у автомобилей не покупаю, – рассказывает автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Ко всем автомобилям я относился как к предметам вложения денег. То есть я беру автомобиль максимум на пять лет. Как только он начинает требовать вложения денег, я его продаю. При этом стараюсь сохранить автомобилю товарный вид. Не гоняю по ямам, подкрашиваю сколы и так далее. Все автомобили беру и продаю в конце февраля – начале марта, когда идет спрос на б/у. Избегаю любых улучшений: например, никогда не беру литые диски – это излишняя трата денег. Покупка машины – это всегда лотерея. С новым авто меньше вероятность того, что купишь барахло. Тем более действует гарантия, и если что всплывает, то это устраняет дилер. Чем старее машина, тем выше вероятность, что перед вами рухлядь. И почему старый хозяин продает автомобиль? Это всегда связано с тем, что он перестал его устраивать. Если берешь б/у автомобиль, то в большинстве случаев после покупки в него нужно вложить деньги».
Есть автомобилисты, которые предпочитают покупать подержанные, но более оснащенные машины с минимальным пробегом и возрастом просто потому, что 500 тысяч рублей не хватит на новую и укомплектованную, как надо: «Новую, хорошую за эти деньги не купишь. Значит, можно взять б/у, например годовалого Hyundai, но точно не десятилетку. И в вопросе с возрастом даже премиальный бренд не показатель его хорошего состояния», – считает руководитель компании «Восток – Моторс» Виктор Рассомахин.
Считается, что машина, выезжая из салона, теряет процентов 10 от цены, но не факт, что на вторичке ее можно будет купить с таким дисконтом, а то и дешевле. В конце концов, предыдущий владелец вкладывался в допы, да и с учетом роста цен на новые машины продать бэу можно по тем же расценкам, что и купили год-два-три назад. Поэтому, покупая новый автомобиль, вы изначально делаете хорошее вложение. С другой стороны, бэушки тоже могут быть выгодной копилкой: те же праворучки, которые сейчас практически не ввозятся, продаются по ценам выше, чем покупались пару-тройку лет назад. По крайней мере это отбивает вложения в машину.
Если вы фанат какой-то конкретной модели определенного года выпуска, то рациональные вопросы с бэушными авто снимаются. Как, впрочем, если вы ищете нечто редкое, эксклюзивное.
«На прошлой неделе я взял Renault Clio RS, который ждал больше месяца, на который копил и так далее. Чуть больше, чем за 550 тысяч. При этом машина еще на гарантии, пробег 30 тысяч километров, – рассказывает руководитель Школы водительского мастерства Kiwamaru Sport Ярослав Федоров. – Автомобиль достаточно редкий, поэтому достойный вариант искал долго. Большинство продаваемых откровенно «убиты» – со значительным пробегом в достаточно жесткой эксплуатации. Но ведь любая покупка, тем более автомобиля, делается для решения конкретных задач. На данный момент у меня нет семьи, мне не нужно перевозить детей, поэтому я могу себе позволить горячий хетчбэк. Но при этом я прекрасно понимаю, что если возникнет необходимость, то я пересяду на что-нибудь более практичное и вместительное. Конечно, логичнее взять что-то новое, с гарантией. И без проблем ездить до гонца гарантийного срока. На рынке есть из чего выбрать в этой ценовой категории. Например, корейские авто по соотношению цены и качества располагают достаточно интересными моделями. А среди бэушек, безусловно, всё зависит от состояния. После ответственного и аккуратного владельца можно и BMW (любое другое премиальное авто) взять».
В противовес защитникам новых машин есть автомобилисты, которые при любом раскладе приходят к подержанным вариантам.
«Я взял подержанный Jeep по нескольким причинам. Во-первых, трех-четырехлетний дешевле нового процентов на 30. Во-вторых, не так жалко поцарапать или когда дети грязными ботинками по сидениям прыгают. В-третьих, не хотелось влезать в кредит, потому что за имеющуюся сумму машины не нравились, – говорит челябинский автомобилист Владимир Зайцев. – Да и за 550 тысяч тоже выбрал бы бэу, даже десятилетку. Но какую-нибудь надежную марку с недорогими запчастями (Toyota LC, например) и изначально очень надежными двигателями и коробками. Mercedes или BMW не купил бы из-за дорого обслуживания».
Итак, выбор автомобиля – это дело вкуса. Кто-то рассматривает только новые автомобили, пусть даже без каких-то опций, но при этом получая гарантии и собственное спокойствие. И даже ТО у дилера – не такая большая проблема, если его нужно пройти раз в год: просто раскидать сумму на 12 месяцев, и она перестанет напрягать. Другое дело, если очень хочется, но не по средствам: тогда каждый подбирает для себя оптимальный вариант среди бэушек:: не новый, но в хорошей комплектации; с длинной историей, но уникальными характеристиками.
Автомобили стоимостью 520 тысяч рублей (+/– 20 тысяч)