Со дня на день в Челябинск прибудут первые клиентские Ford Focus нового, третьего поколения. На бумаге автомобиль выглядит крайне заманчиво: цена от 499 тысяч рублей, более мощные моторы, современный шестиступенчатый автомат, новый дизайн...
И, конечно, народ потянулся в автосалоны Ford. Но не будут ли они разочарованы, покупая машину заочно? Мы решили выяснить это, а заодно сравнить Focus III с двумя конкурентами: Skoda Octavia, которую многие считают эталоном гольф-класса, а также новинкой прошлого года – Chevrolet Cruze. Ведь не исключено, что выбрав «Фокус» по паспортным данным, в реальности вы будете более счастливы с тем же «Крузом».
Ford Focus
Вооружившись рулеткой, можно усомниться, новый ли это «Фокус», потому что по геометрическим размерам отличия от предыдущего – в миллиметрах. Тут – чуть длиннее, там – чуть уже, но не более того. Да и подвески те же самые: McPherson впереди, многорычажка сзади. И двигатели вроде прежние...
Только не сделайте ошибки: это не рестайлинг «Фокуса-2», а совершенно новая модель, которая в чем-то похожа на удачную предыдующую, но все же, имеет и существенные отличия. К примеру, в конструкции кузова увеличился процент высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей, а вместе с ними возросла жесткость на кручение (на 15%) и его живучесть при аварии. Усилитель руля теперь – полностью электрический, моторы стали мощнее на 5-10 л.с., а подвески настроены заново.
Но прежде чем тестировать «железо», обращаешь внимание на совершенно новый интерьер. Что греха таить, салон прошлого Focus «дешевил», особенно в начальных комплектациях, зато теперь к его проектированию подошли с размахом. Смелый, местами даже вызывающий дизайн, удачное сочетание разнофактурных материалов, а главное – возросшее качество пластиков и тканей поднимают субъективный класс автомобиля.
Компоновка салона очень плотная, к примеру, Z-образный ручник находится прямо здесь, у колена, а чуть правее – рычаг коробки передач, расположенный высоко, словно у раллийного автомобиля, как раз под правой рукой. Панель приборов и центральная консоль буквально обволакивают водителя, создавая чувство кокпита, и после «Фокуса» та же «Октавия» кажется холодно-отстраненной.
Базовые моторы для нового «Фокуса» те же 1,6-литровые, однако мощность возросла: у «младшего» – до 105 л.с., у старшего – до 125 л.с. Отличаются они механизмом изменения фаз газораспределения – у более мощного фазовращатели установлены и на впуском, и на выпускном распредвалах. Напомним, что раньше мощность 125 л. с. развивал проблемный 1,8-литровый мотор, который сейчас из линейки исключили.
А двухлитровый двигатель обзавелся прямым впрыском топлива и теперь выдает 150 л.с. – заметим, что это ниже критической границы с точки зрения транспортного налога, после которой ставка увеличивается в 2,5 раза. Помимо бензиновых моторов, предлагается еще 2-литровый 140-сильный дизель, но на него придутся считанные проценты от общих продаж.
На ходу 125-сильный мотор кажется более чем достаточным: крутящий момент он выдает равномерно во всем рабочем диапазоне, а раскрыть потенциал помогает пятиступенчатая «механика» с короткоходным рычагом. Но главное, двигателя теперь практически не слышно – качество шумоизоляции моторного отсека на пять баллов! Иногда забываешь переключить передачу, потому что при 4500 об/мин звук мотора не кажется назойливым.
А любителям автоматических трансмиссий впору откупоривать шампанское: наконец-то вместо старого и медленного четырехступенчатого «автомата» появилась 6-ступенчатая преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. К тому же если раньше «автоматом» можно было оснастить лишь младший из двух 1,6-литровых моторов, что окончательно убивало динамику, то теперь «робот» PowerShift доступен для всех двигателей, кроме как раз самого маломощного. При этом доплата за «автомат» составляет 32 тысячи рублей, за которые вы получаете еще и систему стабилизации – обе опции весьма недешевы и у многих конкурентов в сумме тянут тысяч на 50.
А электроусилитель оценят владельцы всех Focus III – он великолепен. На парковочных скоростях руль предельно легкий, как у городской малолитражки, но чем быстрее едешь, тем весомее становится «баранка». Более того, она практически не имеет зоны нечувствительности и позволяет совершать мелкие корректировки курса микроскопическими движениями рук.
Focus вообще не утратил своего драйверского настроя, а благодаря «чистому» рулю еще более способствует академически правильной, траекторной езде. Причем система стабилизации, которая входит в «базу» для автомобилей с «автоматами», настроена лояльно к активным водителям: она не душит авантюрные порывы, а потворствует им. К примеру, если в затяжном повороте водитель слишком сильно открывает дроссель, обычно начинается пробуксовка передних колес и недостаточная поворачиваемость. У «Фокуса» ESP с помощью тормозных механизмов «прикусывает» буксующее колесо, имитируя работу самоблокирующегося дифференциала, в результате автомобиль охотнее заруливает в поворот.
Но ведь и прошлый Focus славился практически безупречной управляемостью, так что здесь прорыва нет – скорее, эволюция. А вот что действительно впечатляет, так это одновременный прогресс в области ездового комфорта – автомобиль стал гораздо мягче и плавнее! Волны и ступеньки полотна он скругляет, мелочевку вообще не замечает, да и уханий подвески не слышно. И никакой алхимии: более жесткий кузов позволил немного «распустить» подвеску без ущерба для управляемости. Собственно, прошлый «Фокус» также не доставал тряской, но все же на плохих дорогах передавал качество полотна слишком подробно. Теперь же в поступи машины появилась воспитанность, что вкупе с лучшей шумоизоляцией двигателя и более дорогим салоном создает впечатления автомобиля более высокого класса.
На втором ряду и в багажнике изменений не так и много: вместимость задних сидений осталась практически без изменений, а багажник отличается правильной формой и неплохой погрузочной площадью, но мелковат – под его полом расположилась полноразмерная запаска. При складывании задних сидений образуется практически ровный пол.
Помимо пятидверного хетча, новый «Фокус» можно заказать в кузове седан, а чуть позже к ним присоединится универсал. Если объем багажника принципиален, разумнее выбрать именно последние варианты.
Focus III – это грамотное развитие идей Focus II. Инженеры сохранили преимущества прежней машины, но как следует поработали над областями, где Focus отставал от конкурентов. При этом сохранили одно из главных достоинств – сравнительно невысокую цену. Так, базовый хетчбэк с кондиционером и 105-сильным мотором можно приобрести за сумму менее 530 тысяч рублей.
А значит, аудитория «Фокуса» остается прежней – это люди, которые ищут по-настоящему современный автомобиль, но за умеренные деньги. Если учесть возросший уровень комфорта, теперь «Фокус» будет уводить клиентов даже у марок, которые позиционируют себя на полступеньки выше.
Skoda Octavia
На «Октавию» бесполезно смотреть – на ней нужно ездить. Это характерно для всех моделей Skoda: скромная внешность мало что говорит о реальном характере автомобиля.
Садишься в строгий салон, настраиваешь под себя сиденья, руль, зеркала, и возникает чувство единства с машиной, как будто ее кроили конкретно под твою фигуру.
По сравнению с большинством одноклассников на ходу Octavia воспринимается автомобилем крепко сбитым и рафинированным, отточенным как лезвие бритвы. Например, баланс управляемости и комфорта безупречен – с одной стороны, она может проехать по рельсам, не шелохнувшись, с другой, умеет проходить повороты ровно, без лишней драмы, давая прекрасную обратную связь по рулю. К хорошему быстро привыкаешь, и через некоторое время возникает странный эффект – как будто автомобиль растворился под тобой, и ты не едешь, а буквально паришь над землей. Руки и ноги все делают самостоятельно, а ты лишь констатируешь факт перемещения в пространстве.
Достоинства «Октавии» проявляются, когда пересаживаешься на автомобиль другой марки. Сама по себе «Октавия» кажется естественной, и даже трудно представить – а что вообще в машине можно сделать по-другому? Но оказываешься в другой машине и понимаешь, что эта эталонность – не случайное попадание, а результат кропотливой шлифовки каждой детали.
Skoda в отличие от многих производителей не боится поставлять в Россию современные турбомоторы с непосредственным впрыском бензина, которые умеют обманывать ожидания. Ну чего ждать от мотора объемом 1.4 литра, мощностью 122 л.с.? Ждите динамики автомобиля с двухлитровым атмосферником, и это не преувеличение! Скажем, двухлитровому «Фокусу» с 2-литровым 150-сильным мотором и современным автоматом PowerShift наша «Октавия» проигрывает 0,3 секунды в разгоне до 100 км/час – 9,4 против 9,7.
«Октавия» без труда компенсирует недостающие 28 л.с. за счет «полки» крутящего момента, которую обеспечивает наддув низкого давления. Грубо говоря, если атмосферный мотор раскрывает свой потенциал ближе к высоким оборотам, турбодвигатель дышит полной грудью с самых низов, компенсируя недостаток мощности «на верхах». Все это умножается на достоинства скоростного «автомата» DSG, который потворствуют любому стилю езды. Пока движешься плавно, он держит максимально высокую передачу – в городе вплоть до седьмой. Стоит включить режим S и притопить, «автомат» выжимает все соки из каждой передачи, обеспечивая «бесшовный» разгон – первое время даже трудно поверить, что такой прытью автомобиль наделяет двигатель объемом всего-то 1,4 литра.
Octavia – чемпион своего класса по практичности. Задние сиденья здесь самые просторные, с удобным профилем и индивидуальными дефлекторами системы климат-контроля. Багажник поражает не только размерами – 560 литров, но и удобством его загрузки: кузов лифтбэк обеспечивает доступ к самым удаленным точкам длинного багажного отсека.
И в этом смысле Skoda Octavia – один из лучших автомобилей гольф-класса для большой семьи, поскольку ее принцип – тотальное равенство. Отец семейства оценит ее управляемость и эргономику, пассажиры – комфортный ход, а обитатели второго ряда – простор и удобство сидений. И все вместе порадуются тому, что багаж пятерых входит ее грузовой отсек без ухищрений. Octavia представлена широким разнообразием комплектаций, это и формирует цену: если базовая версия с 1,4-литровым безнаддувным мотором (80 л.с.) стоит от 549 тысяч рублей (1,6 – от 599 тысяч), то турбомотор 1,4 TSI поднимает цену до планки 700+ тысяч, а самый мощный турбомотор 1,8 TSI стоит уже за 800 тысяч. Пожалуй, в случае с «Октавией» хорошо понимаешь, за что именно просят деньги.
Chevrolet Cruze
В начале XXI века машина такого размера относилась бы уже к D-классу – Chevrolet Cruze крупнее, чем Toyota Avensis тех лет. Под стать и внешность – на фоне остального гольф-сегмента «Круз» смотрится самым импозантным, солидным и при этом техногенным.
И в салоне чувство меры создателям не изменило. С одной стороны, нет простодушности Lacetti, с другой, никакого китча или вызова: приятно и посмотреть, и потрогать.
Крупные габариты делают Cruze удобным для пассажиров на втором ряду: сиденья здесь очень комфортные, мягкие, слегка заваленные назад для более расслабленной посадки. Багажник по-седановски большой.
Шум мотора в «Крузе» слышен отчетливей, чем у «Октавии» и «Фокуса», зато в остальном автомобиль тихий. Особенно приятно, что не слышно гула качения – эта проблема характерна для многих автомобилей даже более высокого сегмента.
При спокойной езде «Круз» радует настроем на комфорт: от нежесткой подвески и до плавных реакций на руль он способствует тому, чтобы везти пассажиров размеренно, как подобает водителю большой машины. На загородной трассе ощущается прелесть длинной колесной базы – машина хорошо держит траекторию и не достает тряской на неровностях. Если попробовать ехать не в меру активно, Cruze и тут не теряется: реакции на руль мягкие, но абсолютно предсказуемые. Он струится через повороты, а в ответ на сброс газа мягко доворачивает внутрь виража.
Возможностей 1.6-литрового мотора достаточно, даже несмотря на кажущуюся «огромность» автомобиля , благо, рычаг коробки позволяет менять передачи без лишних усилий.
Вообще, Chevrolet заняла интересную позицию на рынке. В гольф-классе у нее был успешный Lacetti, который и сейчас, спустя шесть лет после дебюта, пользуется стабильным спросом, благодаря невысокой цене и сбалансированности потребительских качеств. И зачем, спрашивается, компании понадобилось выпускать Cruze, который не так уж крупнее «Лачетти»-седана?
А дело не только в размерах. В «Крузе» компания воплотила свои идеалы без необходимости экономить на всем, при этом учитывая колоссальный опыт своих партнером из Opel – «Круз» ведь имеет немало общего с новой «Астрой». Но при этом благодаря корейскому отделению Chevrolet удалось сделать автомобиль не только большим и комфортным, но и сравнительно недорогим: базовая комплектация стоит всего 551 тысячу рублей. А за 654 тысячи можно купить Cruze практически в полном «фарше» с кондиционером, 6 подушками безопасности, автоматической коробкой передач, аудиосистемой.
Хороший вариант для тех, кому «Фокус» кажется тесноватым, а Octavia – дороговатой.
Итого
Новый Ford Focus, безусловно, останется хитом продаж «Форд» – сохранив свою генетику, он прибавил в правильных областях, поэтому апеллирует к более взыскательным покупателям, чем аудитория первых двух поколений модели. Добавим броский дизайн, и аудитория машины становится все более очевидной – активные люди, которые ищут автомобиль отшлифованный, но не очень дорогой.
Octavia – выбор перфекционистов, которые ценят в автомобиле прежде всего стабильность по всем параметрам: управляемость, комфорт, практичность – в гольф-классе, пожалуй, не найти другого автомобиля, который опередит «Октавию» по сумме баллов в этих дисциплинах. Рекомендуем приехать на тест-драйв: возможно, он навсегда изменит ваше представление о том, каким должен быть современный автомобиль.
Chevrolet Cruze – это удивительное сочетание солидности, практичности и доступности. Тем, кто хочет получить чуть больше автомобиля, чем предполагает бюджет покупки, он позволит войти в высший автомобильный свет без промежуточных ступеней в виде какого-нибудь бюджетного автомобильчика за космические деньги.
И вообще прежде чем стоять в очередь за моделью с привлекательной базовой ценой, возьмите в руки калькулятор и посчитайте, во что она обойдется вам в реальности со всем оборудованием и допами, которые «навесит» на нее дилер. И, быть может, вы поймете, что новый небюджетный автомобиль гольф-класса – лучший вариант для вас. А остальные пусть стоят в очереди и дальше.
Автомобили предоставлены:Ford – «Планета Авто», ул. Братьев Кашириных,137, тел.: 726-80-00.SKODA – «Чешский дом», ул. Братьев Кашириных,137, тел.: 211-34 00.Chevrolet – «Планета Авто», ул. Братьев Кашириных, 137, тел.: 272-00-42.
Фото: Фото Артема КРАСНОВА