За полгода в России более 500 тысяч граждан подверглись административному аресту, и из них 130 тысяч – водители, отступившие от правил дорожного движения. Такую статистику приводит Верховный суд страны. То есть автовладельцы составили почти четверть всех арестантов. Причем в этих цифрах нет «заключенцев», просрочивших штрафы. И эта стотысячная братия – гарантированная опасность для окружающих на дороге, если учесть, что данная санкция применяется за серьезные провинности: оставление места ДТП, пьяная езда без прав и прочие.
Административный арест для водителей был введен в КоАП в 2008 году как ужесточение действующих наказаний. Именно поэтому он применяется в отношении злостных нарушителей, которые не первый раз попались на серьезных объездах правил. Лишили за пьянку, сел за руль, остановили инспекторы – арест на горизонте: "С 1 января по 7 ноября 2011 года в Челябинске административный арест назначен 1111 нарушителям, по области – 9373, – уточняют в пресс-службе ГИБДД Челябинска. – Эта мера может применяться к водителям, которые покинули место ДТП; управляют транспортом, будучи лишенным прав; которые не оплатили штраф в установленный срок, и других случаях.
При этом арест в статьях КоАП, где он предусмотрен для нарушителей ПДД, не имеет альтернативного наказания за исключением лиц, к которым он не может применяться. Для них прописан штраф в 5000 рублей. Лишь в двух статьях есть альтернативы административному аресту: по 20.25 (неуплата штрафа) суд может назначить его выплату в двукратном размере и по 12.27 (оставление места ДТП) могут оставить без прав до 1,5 лет. К примеру, за прошедшие сутки составлено 19 материалов по статье 20.25: водителей останавливают, пробивают по базам, и, если за ним числятся неоплаченные штрафы, составляется протокол. Какие санкции по данной статье будут применяться к этому водителю – удвоенный штраф или арест, определяет суд. В статьях, где у ареста нет альтернатив, суд назначает разным нарушителям разное количество суток».
«Российская газета», ссылаясь на Верховный суд, дает раскладку по количеству нарушений, которые привели к аресту: самым распространенным оказывается пьяная езда без прав – за нее наказаны более 56 тысяч нарушителей, то есть 43% от общего числа водителей-арестантов. В конце рейтинга – те, кто скрылись с места аварии: 16 819 человек отправили в казенный дом.
«Административный арест, на мой взгляд, – очень эффективная мера. Во-первых, как профилактика – люди опасаются заключения; во-вторых – как мера. Если лишение прав не повлияло, значит, надо действовать жестче, – считает директор юридической компании «АДОН» Александр Донцов. – Взять хотя бы штрафы – кому захочется за неуплату сесть на несколько суток? Как правило, если арест и назначают, то дают суток пять, чтобы заработать максимальные 15 – надо очень «постараться».
В Челябинской области также есть несколько человек, суммарный срок лишения прав у которых достигает 60 лет и более. Один из них, которому права не светят 72 года (пожизненно), летом обращался в областное управление Госавтоинспекции с повинной. Он утверждал, что признает ошибки, что готов заново обучиться в автошколе, сдать экзамены – только верните права! Но этот крик души пришелся не по адресу: такие решения не в компетенции ГИБДД. На этот шаг экс-водитель отважился после административных арестов, которые стали последней каплей в истории его многочисленных нарушений.
В России есть примеры, когда срок лишения достигает полутора веков. Например барнаульский водитель не имеет права садиться за руль 156 лет: за ним числится почти 200 нарушений, самое частое из которых – езда подшофе. Чтобы начать историю с чистого листа, этот водитель уехал в другой город, сменил фамилию, заново прослушал курс в автошколе и получил заветное удостоверение. Но сорвался – его опять лишили за пьянку и дали еще десять суток «отсидки».
«На первый взгляд, арест – это более жесткий подход, чем лишение. Но только для людей, которые могут обойтись без машины, – посадят жену за руль или вообще на общественном транспорте покатаются. А например, водители, которых автомобиль кормит, – для них лишение равнозначно потере заработка, – рассуждает челябинский водитель Виталий Орлов. – А взять какого-нибудь большого начальника или просто сотрудника серьезной организации – арест ему подпортит репутацию больше, чем изъятое удостоверение. Так что оба способа хороши, и для каждого – по-своему».
«Если уж сравнивать суммирование сроков лишения и административный арест, то эффективнее лишение – чем дольше этого водителя не будет на дороге, тем лучше окружающим. А так, отсидит он пару суток, дождется, когда закончится срок лишения за прежнее нарушение, и снова сядет за руль», – считает челябинка Алевтина Золотухина.
У длительных сроков лишения есть и обратная сторона: когда прав не увидишь до конца своих дней, то и терять уже нечего. Это провоцирует на новые нарушения, которые просто идут в пику правоохранительным органам и совершаются водителями «до кучи». В таких ситуациях и приходится ограничивать свободу.
Статьи КоАП, предусматривающие арест водителей: