Страховщики до сих пор не оставляют надежду, что техосмотр можно ликвидировать как явление. По мнению представителей Союза страховщиков и крупных страховых компаний, техническое состояние автомобиля за редким случаем становится причиной ДТП – почти все аварии провоцирует человек. Например, в Челябинске из-за технических дефектов за десять месяцев этого года случилось шесть аварий. Перестраивать всю систему техосмотра, расходовать бюджетные средства РСА на создание инфраструктуры «ответственного» органа, возможно, повышать тарифы на ОСАГО – всего этого можно избежать, отменив осмотр машин. Тем не менее сейчас готовы проекты правил проведения осмотра, формы типового договора, расчета стоимости услуг, РСА на своем сайте разместил формы для заявок на аккредитацию – процесс подготовки новой системы идет. Но его темпы слишком медленные, чтобы начать работу в нормальном режиме уже с 1 января 2012 года.
Перекраивание системы уже ведется долгие месяцы. Сначала не могли определиться, нужен ли техосмотр вообще, поскольку его эффективность стоит под большим вопросом. Дмитрий Медведев поддерживал его ликвидацию. В итоге контроль решили оставить, но полностью перестроить работу: отдать его частникам и их деятельность поставить под контроль саморегулируемой организации. Но с продвижением этой темы концепция изменилась: да, частники будут оказывать услуги, но право следить за ними отдали страховщикам. Они должны принимать решения по допуску автосервисов к осмотру машин, взимать за это «мзду», вести реестр операторов, обеспечивать их бланками талонов техосмотра и использовать эти талоны как пропускной билет к оформлению автогражданки. Почему страховщики? Якобы они заинтересованы в меньшем количестве аварий, то бишь меньших выплатах. «Нагруженная» сторона с самого начала не соглашалась занять эту позицию, поскольку технические вопросы – не их сфера деятельности. И до сих пор многие представители страхового сообщества не видят смысла в техосмотре и сложном взаимодействии с операторами.
Несмотря на большой объем подготовительных работ, у РСА есть свой интерес в сотрудничестве, и он финансовый. Согласно постановлению правительства рассмотрение одной заявки на аккредитацию принесет им 20 тысяч рублей, и каждый пункт осмотра, указанный в этом заявлении, еще по 10 тысяч. Кроме того, операторам придется подтверждать свой статус ежегодно, что стоит еще 15 тысяч рублей.
Автоматически аккредитацию проходят действующие пункты осмотра, которые смогут сотрудничать с ГИБДД до 2014 года. То есть ближайшие пару лет будет длиться переходный период, когда вместе с этими организациями заработают вновь аккредитованные компании.
В следующем году нагрузка на операторов возрастет: хотя не придется проверять новые автомобили, проявится отложенный спрос этого года. Владельцам новых машин будут автоматически выдавать талоны на три года. Сейчас, пока действует мораторий, схема такая же: при регистрации машины в ГИБДД талон выдают вместе с номерами.
Меняются и правила проведения осмотра. Водителям придется заключать договор с оператором, где будут прописаны ответственность и обязанности сторон. Если произошла авария по причине технической неисправности, которую не выявили специалисты площадки, или выявили, но все равно выдали положительное заключение, ущерб пострадавшим придется выплачиваться в полном объеме. Но проблема – в доказательстве наличия дефектов. Почему статистика выдает так мало подобных ДТП? Во-первых, машина получает повреждения, после которых сложно выяснить, были ли дефекты до удара. Во-вторых, техосмотр – это процесс одного дня. Сейчас с машиной все в порядке, завтра появится проблема. В данном случае причастность оператора не обоснована. Но после введения ответственности пунктов ТО за неисправности, в проекте изменений закона об ОСАГО появилась отметка. Если авто, прошедшее осмотр, попадает в ДТП из-за каких-то технических проблем, страховщики могут потребовать возмещение затрат на этот случай именно с оператора. Некоторые эксперты полагают, что страховщики просто ищут крайних, но в подобных ситуациях ими все равно остаются автомобилисты – именно они не доследили за машиной. Но это и отличный способ заработать: «запугивая» таким образом пункты техосмотра, компании могут предложить им новый вид страхования от подобных случаев, а это новые многомиллионные взносы и минимальные выплаты. Кроме того, союз автостраховщиков будет аккредитовывать компании, и диктовать условия в этих рамках они могут: хотите заниматься бизнесом – платите взносы.
В целом процесс упрощается: на осмотре не требуется ОСАГО, квитанции об оплате штрафов и налогов, медсправка. Его можно будет проходить в любом регионе страны, не зависимо от места регистрации. Не будет проверять и наличие аптечки, поскольку она не имеет никакого отношения к исправности машины. Но при этом дополнительно вводится контроль за уровнем шума выхлопа.
По пунктам процедура будет выглядеть так:
Вы приезжаете на станцию, заключаете договор на оказание услуг;
После их оплаты оператор выдает вам диагностическую карту для предъявления эксперту;
Последний после ее получения за пять минут визуально сверяет машину на соответствие данным в документах – грубо говоря, по цвету, модели, госномерам; если все в порядке на этой стадии, машина переходит в руки к специалистам на техническую проверку;
В течение строго регламентированного времени (для легковых – 34-43 минуты) проводится проверка и заполняется диагностическая карта в двух экземплярах. Эксперт выносит резолюцию о прохождении/непрохождении проверки и ставит свою подпись;
Один экземпляр в течение трех лет хранится у оператора, второй отдают клиенту; также составляется электронная карта для общей базы данных – все сведения вносятся в течение суток с момента проведения осмотра; там эта информация хранится пять лет;
После завершения технических работ в течение 10 минут клиент должен получить готовый талон.
Кстати, сейчас повторный осмотр проводится бесплатно, если его пройти в течение 20 дней с момента обнаружения неполадок. По новым правилам вторичная диагностика дефектных элементов на том же пункте будет стоить денег. Если же вы отправитесь на другую площадку, там придется оплачивать диагностику всей машины по-новой.
Сколько все это будет стоить – еще неизвестно. Единый тарифный орган называет цифру не более 1000 рублей, страховщики говорят о 2,5 тысячах, есть расчеты министерств, что цена вырастет в два раза. Сейчас в Челябинске средняя стоимость услуги – 860 рублей вместе с госпошлиной. Усугубляет вопрос то, что максимальную планку будут устанавливать в региональном правительстве и может получиться как с транспортным налогом: средняя «рекомендуемая» стоимость невысока, но в отдельных регионах – задрана сверх меры.
«Мы не подавали заявку на аккредитацию – проекты документов еще не подписаны. На самом деле мы еще не знаем четких требований к специалистам, к стоимости техосмотра, нет электронной базы, нет данных по распределению талонов между пунктами осмотра, – говорит замдиректора сервисного центра «МАПРА» Евгений Бобин. – Я не исключаю, что могут ввести в первом квартале следующего года временный мораторий, чтобы все встало на свои места. Хотя если в конце декабря выдадут всю эту информацию, подпишут все документы, то с 1 января по ним придется работать, по крайней мере тем пунктам, которые пока будут сотрудничать с ГИБДД».
В нашем регионе работа пунктов техосмотра с РСА может выстроиться через некоммерческое партнерство, некое СРО. Ведь так проще и страховой организации, и самим «технарям». Список всех претендентов на аккредитацию можно будет предоставить скопом через это партнерство, плюс получать всю необходимую информацию своевременно, а это в условиях сегодняшней неразберихи очень кстати.
Новые правила техосмотра здесь.