В 2011 году в Челябинске отмечены 235 мест концентрации ДТП – это точки, где произошло более трех аварий с пострадавшими за отчетный период. ГИБДД Челябинска назвала пять самых опасных перекрестков в нашем городе – три из них находятся на северо-западе. Это пересечения улиц Бр. Кашириных–Молодогвардейцев, пр. Победы и ул. Ворошилова, пр. Победы и ул. Чичерина, Героев Танкограда и Котина, Черкасской и Комаровского. В совокупности на них случилось 66 аварий с пострадавшими, в которых погиб один человек и травмированы 88.
По статистике челябинской ГИБДД за 2011 год число ДТП с пострадавшими сократилось на 1,7% по сравнению с итогами 2010-го: в 1874 авариях травмы разной степени тяжести получили 2273 участника дорожного движения; не обошлось и без трагических последствий – 100 человек погибли.
«В 64% случаев (более 1200) аварии спровоцировали водители транспорта, – уточняют в пресс-службе ГИБДД Челябинска. – Основные нарушения с их стороны – несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоответствие скорости условиям движения. Что касается пешеходов, число аварий по их вине возросло на 4%, и в основном это переход проезжей части в неустановленном месте».
В челябинском черном списке 235 особо опасных мест, и первая пятерка из них выглядит так.
Среди них есть и крупные перекрестки, где левый поворот не регулируется отдельной стрелкой, и приходится пропускать встречный поток – например, Чичерина–Победы. Здесь всегда скапливается много машин, поворачивающих в несколько рядов на Чичерина через трамвайные пути, и авто, выезжающие из города в направлении Кременкуля. Здесь остановки общественного транспорта и маршруток, которые также являются точками пересадки, плюс вокруг много магазинов, рынков, а это значит, что пешеходов уйма.
Есть и очаги аварийности другого характера – например пр.Победы и Ворошилова. Здесь опасность таится именно на пешеходных переходах, которые располагаются в районе указанных домов по проспекту Победы. Большой поток людей с рынка или с трамвайной остановки заставляет водителей быть на чеку, но часто с крайних рядов автомобилисты не усматривают опасность из-за другого транспорта, и возникает аварийная ситуация. Именно у этих зебр часто стоят экипажи ГИБДД.
А самый опасный перекресток Челябинска – Бр. Кашириных–Молодогвардейцев – ко Дню памяти жертв ДТП даже освящали. Но, судя по статистике, с тех пор (16 ноября) на этом месте пострадали еще два человека.
Перекресток улиц Черкасская–Комаровского напомнил о себе не так давно – он отметился в сводках прошлого месяца. 10 декабря при левом повороте водитель кареты скорой помощи не уступил дорогу Toyota Corolla, в результате чего в больницу попали три человека – пассажирка иномарки и два пассажира медицинского авто.
«У любого ДТП есть причина – нарушение правил дорожного движения. Поэтому хочется напомнить пешеходам, что переходить проезжую часть необходимо только в установленных местах. И даже на пешеходном переходе при разрешающем сигнале светофора прежде, чем сделать шаг, необходимо убедиться в своей безопасности. Для остановки водителю необходимо определенное время, а если выход пешехода будет внезапным, то он просто не успеет остановить автомобиль и произойдет беда, – говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Водители же должны помнить, что при проезде перекрестков они обязаны руководствоваться знаками приоритета и сигналами светофоров (регулировщиков). При приближении к зоне нерегулируемого пешеходного перехода водитель обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов».
Всего на очагах аварийности, учитывая и ДТП «по железу», случилось более 12 000 происшествий. Из этого числа 1132 аварии с пострадавшими и 40 с погибшими. На этих 235 точках выявлено более 180 тысяч нарушений.
В 2011 году самыми аварийными днями в Челябинске стали понедельник, четверг и пятница в период с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Со временем все понятно – это часы пик, когда на улицах находится максимум транспорта и пешеходов. А сейчас это усугубляется поздним рассветом и ранними сумерками. Понедельник и пятница как первый и последний дни рабочей недели тоже вопросов не вызывают: в первом случае народ еще «не проснулся» после выходных, в последнем – утомился от работы и спешит на отдых. Четверг среди этих дней выглядит белой вороной. В ГИБДД объяснений не приводят, ссылаясь на честные цифры, однако сами автомобилисты предполагают, что это банальное предвкушение пятницы.
Привязка аварийной волны к дням недели – это сомнительная подоплека, считают страховщики и чрезвычайные службы. «Каких-то определенных «черных» дней нет. Все от погодных условий зависит», – уточняют в областной поисково-спасательной службе.
«По моему мнению, от дней недели это не зависит. Скорее, здесь сказываются резкое изменение погодных условий (туман, гололед), время суток (раннее утро – темно, поздний вечер – опять темно), усталость водителя, дорожные условия и так далее», – считает директор «Центра страхования» Кирилл Смолин.
По последним статистическим данным касательно всей Челябинской области, за 11 месяцев прошлого года случилось более 4,5 тысячи аварий, в которых погибло 556 человек и пострадало 5444. Больше всего аварий произошло в Магнитогорске, Златоусте, Миассе, в Сосновском и Чебаркульском районах.