«Куй прибыль, пока горячо» – словно под таким девизом Lada Granta с завидным постоянством набирает рублевые обороты. АВТОВАЗ вновь заявил о росте цен на новый бюджетный седан. С 1 апреля текущего года «Гранта» с одной подушкой безопасности и черными пластиковыми бамперами будет стоить от 239 тысяч рублей, остальные комплектации подорожают на 13 и 15 тысяч соответственно. При этом автомобиль только поступает в открытую продажу. Сколько же будет стоить «Гранта», когда она станет по-настоящему массовым продуктом? Если учесть традиционные повышения цен на Lada в течение года, она может тихо подобраться к стоимости «Калины» в период ее молодости.
Первое подорожание автомобиля сегмента low-cost произошло еще в августе 2011 года в аккурат перед презентацией машины. Тогда стоимость базовой Granta подросла с 220 тысяч рублей до 229 тысяч. Прибавку объяснили облагораживанием комплектации дневными ходовыми огнями и интегральным ключом, подходящим ко всем замкам автомобиля.
Не успев доставить новые «Лады» в салоны дилеров, уже в ноябре российский автогигант намекнул на очередное подорожание модели в новом году. Отметим, что в периоды, когда АВТОВАЗ поднимал стоимость остальных моделей, «Гранта» оставалась исключением и держала стабильные цены. Но это оказалось лишь вопросом времени.
«Это обычный маркетинговый ход, – комментирует коммерческий директор компании «Автовек-Челябинск» Константин Киселев. – Происходит плановый переход продукта на рынок».
Учитывая традицию тольяттинского автозавода поднимать стоимость своей продукции по три-четыре раза в год, стоит ожидать ещё как минимум два подорожания. Так, скачок за скачком бюджетная Lada Granta приближается к своей более дорогой предшественнице Lada Kalina, меняя заявленную концепцию максимально бюджетного автомобиля. Самая дорогая Granta в апреле будет стоить уже 279 тысяч рублей. Это новая комплектация, дополненная верхними поручнями, пепельницей, прикуривателем, теплопоглощающим тонированным в массе остеклением и тремя L-образными подголовниками задних сидений. А Kalina в базе оценивается в 276 900 рублей. Что ж, видимо, Lada от Lada не далеко уходит.
А ведь Granta появилась как замена «классики», и на первых порах ее называли «дешевой «Калиной». По сравнению с «семерками» седан стал прорывом для сегмента low-cost – и по качеству исполнения, и по оснащенности. Для сравнения: «семерка» в своем арсенале не имеет даже подушки безопасности – это «голый» автомобиль, но стоивший при этом в прошлом году 207 000 рублей. То есть для цены «Гранты» было адекватное объяснение, и многие надеялись, что она сохранится как можно дольше, но цифры начали меняться раньше ожиданий...
Стоит отметить, что Granta – не единственный автомобиль, на который российский автопроизводитель поднял цены в этом году. С 30 января 2012 года АВТОВАЗ повысил розничную стоимость на Lada 2012 года выпуска в среднем на 2,4%. Это изменение связали с увеличением затрат на выпуск автомобилей: завод подготовил производство для перехода Lada на «Евро-4», подросли акцизы, связанные с мощностью применяемых двигателей. Больше всего в тот период подорожали внедорожники Lada 4х4.
Чуть ли не все производители автомобилей массового назначения грешат рекламными уловками. Так возникают комплектации по низким и заманчивым ценам, найти которые в автосалоне практически нереально – такова тенденция автомобильного рынка сегодня. Если они и выпускаются, то процент их настолько ничтожен, что купить бестселлер в «минималке» – это все равно что сорвать куш в лотерею.
Но с «Грантой» не все так категорично. Например, в «Автовеке» отметили, что на базовую комплектацию Lada Granta приходится 30-35% от поставляемых автомобилей в Челябинск.
Сейчас дилеры работают с заказами, которые поступили к ним еще в прошлом году, и их список не пополняется. «В настоящее время автомобилей нет в наличии. Заказы на Lada Granta не принимаются, так как пока осуществляются поставки автомобилей по предзаказам, которые были оформлены с сентября по ноябрь 2011 года, – говорит директор по маркетингу и рекламе автоцентра «Челябинск Лада» Егор Курбатов. – Срок поставки автомобилей составляет 150 дней. В очереди находятся 300 человек».
Кстати, АВТОВАЗ отчитался о первых годах совместной работы с альянсом Renault-Nissan над качеством комплектующих. Основной показатель – количество дефектов на миллион единиц продукции. Сейчас у основных поставщиков, по данным пресс-службы АВТОВАЗА, он улучшился в 10 раз. Хочется надеяться, что именно качественные изменения вызывают изменения цен на «Лады».